Найти тему
ИстАдмин

Формирование первых религий спасения: зороастризма и иудаизма

Оформление дуалистического зороастризма и монотеистического иудаизма, опиравшихся на политеистические древнеперсидскую и древнееврейскую религии соответственно, произошло практически одновременно около VII в. до н.э., но предпосылки и сам ход этих процессов существенно различались.

Появление зороастризма (маздеизма, авестизма, огнепоклонства) связывают с именем пророка Заратустры (Заратуштры, Зороастра, Зердушта), время жизни которого установлено очень приблизительно как X-VII вв. до н.э. Основы этой религии изложены в священной книге под названием Авеста, которая состоит из нескольких частей, самые древние из которых приписывают самому Заратустре и относят соответственно к X-VII вв. до н.э. Трудность датировки текста связана с тем, что изначально Авеста существовала только в виде устного предания, а в виде письменного канона окончательно была оформлена только в VI в., самые древние сохранившиеся списки относятся к XIII в., причем они сохранились только фрагментарно. Изначально Авеста состояла из 21 книги, сохранившиеся тексты представляют собой 5 книг и фрагменты, относящиеся к другим. В настоящее время в мире не существует народов, исповедующих зороастризм в его первозданном виде, а те, которые относят себя к зороастрийской традиции (гебры в Иране и парсы в Индии) в значительной мере утратили знания о содержании своей религии. Все это в значительной мере затрудняет реконструкцию зороастрийского учения.

Истоки зороастризма лежат в общих для всех арийских народов представлении о существовании двух групп божеств – добрых (ахур) и злых (дэвов) (у индийской ветви ариев дэвы наоборот считались добрыми богами, а ахуры – злыми). Во главе первых стоял Ахура-Мазда (Ахурамазда, Ормузд), вторых – Ангро-Манью (Ариман, Ахриман). Между этими богами велась постоянная борьба, однако изначально она не носила какого-либо этического аспекта, представляясь просто спором за «сферы влияния», причем значение Ангро-Манью было достаточно невелико, поскольку дэвы считались слабее ахуров.

В Авесте Ахура-Мазда и Ангро-Манью предстали уже в качестве равноправных творцов всего сущего. Но если первый является отцом всего светлого и доброго, то второй – темного и злого. Именно с этого момента древнеперсидская религия трансформируется в дуалистическую, хотя помимо двух главных существует и множество других богов, которые выступают в качестве помощников. Незадолго до начала проповеди Заратустры персидские племена, уже перешедшие к оседлому образу жизни подверглись вторжению кочевников, которые после этого были однозначно определены как дэвопоклонники и враги сил света. Заратустра определил и долг каждого перса – быть сторонником Ахура-Мазды, но не просто пассивным, а активно действующим. Здесь проявилась этическая сторона учения – человек должен самостоятельно принять решение о вступление во вселенскую борьбу на стороне сил добра участвуя в ней тремя орудиями: добрым словом, добрыми помыслами и добрыми делами. К числу добрых дел относились земледелие и забота о домашнем скоте, что противопоставило персов их кочевым соседям. Для зороастризма как этического учения значимым было отрицание лжи, поскольку она считалась порождением Ангро-Манью. Правдивость для персов была возведена в культ, что отмечалось большинством соседних народов. Еще одним важным принципом зороастризма стал запрет на вражду между всеми сторонниками этой религии, что привело к консолидации персидского этноса, позволившей создать единое государство, а позже и империю.

В правление Дария I зороастризм был провозглашен государственной религией (520 г. до н.э.), а при его преемнике Ксерксе окончательно запрещено поклонение дэвам. К тому времени уже сложился определенный канон, в рамках которого существовала и идея Последнего суда, когда праведники воскреснут вместе со своими телами и сольются с Ахура-Маздой, а грешники вместе с Ангро-Манью канут в небытие. Причем это событие связывалось с приходом некоего спасителя, возможно сына Заратустры. Спасение человека не зависело от его прижизненного статуса, сохранения памяти о нем, важно было только личное соблюдение правил зороастризма. В дальнейшем эта идея оказала существенное влияние на христианство и ислам.

-2

Параллельно с зороастризмом происходило формирование монотеистического иудаизма, пришедшего на смену многочисленным племенным культам евреев. В отличие от зороастризма сущность иудаизма может быть полностью реконструирована на основе священных книг, объединенных в Танах (практически совпадающий с каноническим Ветхим Заветом в христианстве). Несмотря на то, что книги Танаха также писались в разное время (окончательное формирование произошло только к V-III вв. до н.э.), но они дошли до настоящего времени целиком, помимо этого существует и непрерывная религиозная традиция.

В период завоевания евреями территории Палестины культ Яхве (бывшему только одним из многих богов, в частности богом инициации) пользовался особой популярностью, поскольку этот бог не только разрешал, но и поощрял уничтожение всех, кто оказывал сопротивление. Однако потом его позиции на некоторое время ослабли, поскольку еврейские цари активно боролись со жреческим влиянием. После разделения Единого царства на враждующие Израиль и Иудею около X-IX вв. до н.э. среди жрецов бога Яхве начал складываться т.н. «жреческий монотеизм», исключавший сравнимое почитание других богов (хотя и не отрицавшего их существование). Несколько позже, как реакция на усиление роли жрецов и социальные противоречия в древнееврейском обществе возник «пророческий монотеизм» (VIII-VI вв. до н.э.), в рамках которого выработалось представление о Яхве как едином универсальном боге, что стало первым вариантом подлинного монотеизма.

При царе Иосии (VII в. до н.э.), опиравшемся на «пророческий монотеизм», произошла «религиозная революция», в ходе которой были разгромлены культы всех богов, кроме Яхве, который был объявлен единым и единственным. Именно тогда началось активное формирование определенных запретов и предписаний, соблюдение которых стало обязательным для всех верующих. Новая религия получила название иудаизма, но изначально она не получила полной поддержки со стороны большинства населения.

После завоевания Израиля и Иудеи вавилонянами и депортации евреев в Вавилон произошло ослабление иудаизма. Завоевавшие Вавилонское царство персидские цари разрешили евреям вернуться на родину и отстроить разрушенных Храм – центр культа. Однако после возвращения евреев в их среде развернулась борьба между сторонниками «пророческого» иудаизма, жреческого культа Яхве и почитателями других более мелких божеств. Эта борьба закончилась только к IV в. до н.э. победой монотеистов, получивших поддержку со стороны персидских царей. После этого все, не разделявшие иудаизм перестали считаться евреями и были отнесены к язычникам.

В рамках иудаизма сложилась определенная этическая доктрина, смыслом которой было безоговорочное соблюдение всех заповедей, изложенных в священных книгах. Спасение человека зависело только от того, насколько он следовал им, тогда как происхождение не играло никакой роли. Кроме того, поскольку и Израиль, и Иудея с VI в. практически все время находились под властью иноземцев (за исключением краткого периода Маккавейского царства) среди евреев сложилось представление о Мессии – человеке из древнего царского рода, который придет и освободит народ от власти завоевателей, и вернет Израилю былое величие. При этом сколь-нибудь серьезных представлений о загробной жизни или Последнем суде в это время в рамках иудаизма не сложилось. Одной из причин этого было отсутствие сколь-нибудь серьезно проработанной концепции антипода благого бога (Дьявола, Сатаны) и соответственно важности выбора человеком между добром и злом.

Как зороастризм, так и иудаизм были национальными религиями – зороастрийцем мог быть только перс, а иудеем – только еврей. Соответственно прозелитизм практически исключался, что роднило эти религии со всеми, существовавшими прежде. В то же время, в рамках иудаизма и зороастризма впервые была сформулирована идея личной ответственности человека, что принципиально отличало их от прежних культов, где важным было простое исполнение ритуалов, жертвоприношения и сохранение памяти о человеке среди потомков. В дальнейшем эта идея получила свое развитие в рамках христианства, опиравшемуся как на иудейскую, так и зороастрийскую традицию.