Найти тему
34,3K подписчиков

Эксперимент: убрала сыну лимит времени на телефоне на месяц. Смог ли он сам контролировать себя?

11K прочитали

Мой сын очень много сидит в телефоне и меня это расстраивает.

С одной стороны, я понимаю, что сейчас такое время и детям необходимо идти с ним в ногу. Нужно разбираться в гаджетах, играх и общаться с технологиями «на ты», иначе между сверстниками вырастет пропасть. Кроме того, будущее немыслимо без технологий: огромное количество профессий будет завязано на умении обращаться с гаджетами. Так что кнопочный телефон в 11 лет — не вариант, на мой взгляд.

У меня самой 50% работы сейчас — в телефоне :(
У меня самой 50% работы сейчас — в телефоне :(

Но, с другой стороны, как и любой маме, мне бы хотелось, чтобы сын не заменял реальную жизнь и общение с друзьями — виртуальным. Мне хочется, чтобы он больше времени проводил на улице, скейтпарке, на даче. Чтобы не сливал детство на глупые ролики в «Тик-токе».

Чтобы в путешествиях смотрел по сторонам, а не в экран телефона
Чтобы в путешествиях смотрел по сторонам, а не в экран телефона

Получается, что всего должно быть в меру: надо разрешать детям гаджеты, чтобы они были в теме, но ограничивать время в телефоне. А в идеале — помочь ребенку научиться самостоятельно контролировать себя и разделять реальное и виртуальное.

Увы, но мой сын не умел этого делать. Правда, по будням у него просто физически нет времени на телефон: до 19 часов он в школе постоянно занят разными занятиями (у нас частная школа), а после школы еще танцует в Тодесе три дня в неделю. Домой приползает к 10, успевает лишь поесть, помыться и лечь спать. Не до телефона.

Но вот на выходных он отрывается, уезжая к бабушке и дедушке. Там свежесваренные макароны с сыром подаются прямо в кровать, чтобы любимый внук не делал лишних движений и мог есть, не отрываясь от телефона.

И вот однажды после очередных выходных у бабушки меня накрыло праведным гневом: я посмотрела «экранное время» сына (в айфонах есть возможность видеть, сколько часов в день ребенок пользовался телефоном) и увидела, что сын сидел в телефоне по 10-12 часов в день три дня подряд (стояли какие-то праздники и понедельник был выходным).

Тогда-то у нас и появился лимит времени: с помощью специальной программы мы с мужем установили, что телефоном можно пользоваться лишь 2 часа в день. После этого большинство приложений становятся недоступными. Исключения — простые звонки, сообщения, Яндекс.Карты и еще парочка жизненно необходимых функций.

В таком режиме мы прожили около полутора лет.

Оооо, как страдал сын!

Все наши ссоры были завязаны на лимите времени. Сын постоянно швырял мне в лицо претензии, что мы ограничиваем его свободу, лезем в его жизнь и не доверяем ему. Что ни у кого из его друзей нет лимита и он чувствует себя изгоем. Что он вообще-то тратит время в телефоне на прослушивание музыки, написание текстов и монтаж видео, а не на игры и тик-ток! (после этого я сняла лимит на «Заметки», «Музыку», «Камеру» и пару приложений для обработки и монтажа, но претензии не иссякли).

«Вы меня вообще не любите!»
«Вы меня вообще не любите!»

Все это время я стояла на том, что контролировать свое время в телефоне не под силу даже многим взрослым. И с помощью лимита я проявляю заботу о нем и его времени. Но сын меня не слышал, воспринимая всё в штыки (ооо, это подростковое отрицание!).

В начале августа мы снова сильно поругались на фоне этих его претензий. Надо сказать, что к 11 годам Коля уже мастерски научился манипулировать моим настроением и практически довел меня до слез, обвиняя, что я не уважаю его, не даю свободу и не понимаю, как важно «чувствовать, что родители доверяют мне».

Тогда я предложила эксперимент: снимаю лимит на весь август и смотрю, смог ли он сам контролировать себя и не зависать в телефоне постоянно. А в конце лета подведем итоги и, если он тратил на телефон больше 4 часов в день, в среднем, то лимит возвращается, а все его претензии ко мне — прекращаются.

Тогда же я не смогла сдержаться и сказала, что если он весь август потратит на телефон и пропустит наши впечатления, поездки и все такое — это его дело. «Спасибо, что веришь в меня, мам» — пробурчал сын.

Первую неделю я сходила с ума, а сын отрывался, сидя в телефоне постоянно. Его не увлекало ни море (мы тогда были в Сочи), ни ребята во дворе отеля, ни мой день рождения (в тот день он сидел 9 часов в телефоне, пока мы все отдыхали, ездили на потрясающую ферму с животными и ресторанчиком в горах). Он всегда был рядом со мной, но не со мной, а в своем телефоне.

Вернувшись в Москву, сын немного вылез из телефона: тут у него друзья и скейт-парк, поэтому целыми днями он катался на самокате и велике. Но утром и вечером продолжал виснуть в телефоне, получалось где-то по 4 часа в день.

На день рождения купил себе новый велосипед, а не айфон. Хотя, айфон все равно ему тоже подарили, в итоге)))
На день рождения купил себе новый велосипед, а не айфон. Хотя, айфон все равно ему тоже подарили, в итоге)))

Меня в те дни уже немного отпустило: несколько дней, включая его день рождения, мы полностью проводили вместе. Катались на великах в парках, гуляли по магазинам и кафешкам. Нам было хорошо и весело вдвоем, мы больше не ругались вообще ни по каким поводам, сын стал спокойнее и доброжелательнее.

Потом съездили в Питер с ним (и бабушкой/дедушкой) и отлично там провели время. Хотя бывали моменты, что я уходила гулять одна, а сын оставался в номере и висел в телефоне. Но я перестала переживать об этом и просто говорила: «Окей».

Тогда же я думала, а не является ли зависимость от телефона — надуманной мной проблемой? Ведь, если я не циклюсь на этом, то все вообще хорошо у нас.

И вот, позавчера было 31 августа и я подводила итоги.

Если отбросить первую неделю, когда он «дорвался» до телефона, то, получилось, что в те дни, когда сын активно гулял с друзьями, ему было не до телефона. В середине августа он проводил там по 3-5 часов, а к концу месяца — укладывался в час-два.

На выходных, в дождливые дни и когда он у бабушки, все гораздо печальнее — телефон работает по 9-10 часов в день. Получается, что если сын сидит дома, то, кроме как прогулками с друзьями или со мной, он вообще не умеет занимать себя.

В начале недели сыну было не до телефона, он гулял. А в четверг разошелся!
В начале недели сыну было не до телефона, он гулял. А в четверг разошелся!

Интересно то, что бОльшую часть времени сын проводил в «Тик-токе»: по 6 часов в день, в среднем. Еще иногда залипал в «Роблокс» — в один день сидел там 5 часов, но это было скорее исключение. Обычно все-таки 70-80% времени улетало именно в «Тик-ток».

В общем, эксперимент провалился: сын все также не умеет управлять своим временем.

Так что вчера мы торжественно вернули лимит, а он, к счастью, воспринял это совершенно спокойно — мы ведь договаривались.

Неожиданно, лично для меня этот опыт «отпускания ситуации с телефоном» оказался тоже очень важным. Я задумалась, что проблема, конечно, есть. Но, возможно, я придаю ей слишком большое значение. Сын не стал глупее и, несмотря на то, что много времени залипал в телефон, все равно успел насладиться летом: и нашими прогулками, и общением с друзьями.

А еще, наши с ним отношения наладились, плюс, сын стал очень самостоятельным этим летом: сам себя кормил, гулял по близлежащим районам, научился пользоваться метро, строить маршруты в Картах и даже успел найти себе работу))) А «Тик-ток», несмотря на мою ненависть к нему, неплохо прокачал чувство юмора сына.

Так что, возможно, в следующем году я снова повторю этот эксперимент.

Расскажите, как у вас обстоят дела с гаджетами? Ставите лимиты?

Подписывайтесь на канал и заходите дружить в мой инстаграм ;)