Найти тему
Первый подъезд

Cборы в Крыму 96 г

Наши палатки на берегу моря
Наши палатки на берегу моря

В конце весны я получил неожиданное приглашение на тренировочные летние сборы. В свои десять лет еще очень слабо представлял, что это такое. На собрании в секции объяснили, что поедем на Украину в Крым. Проведём три недели у моря, чтобы заниматься на свежем воздухе. Сборы предназначены для поднятия морального духа и укрепления физической формы под постоянным присмотром тренера.

В середине июня с радостным настроем (гораздо более радостным, чем мой) родители отправили меня плацкартным поездом с Курского вокзала в сторону Керчи в компании тридцати ребят и нескольких тренеров. С собой у меня был рюкзак с вещами, спальник и немного денег на непредвиденные расходы. Мобильных телефонов и у нас еще не было. Дети просто уезжали, махали рукой родителям из окна вагона и обещали вернуться на этот же вокзал через три недели.

Сейчас лагерь наверняка потребовал бы наличие медперсонала, санинспектора, полицейского и пожарного. Тогда всех их нам заменил тренер. Любимым его воспитательным инструментом был средний палец, которым он отвешивал звонкий фофан по лбу особо отличившегося бойца. Он и воспитывал, и лечил и, если что, мог воодушевить поникшего духом ребёнка.

Едем в поезде
Едем в поезде

Больше суток мы ехали в плацкартном поезде в сторону Керчи, потихоньку потребляя заготовленную дома курочку, картошку и вареные яйца. От городского вокзала долго ехали в душном автобусе вдоль выжженных солнцем полей. После нескольких часов езды нас высадили на пыльном пустыре. Оттуда шли с рюкзаками пешком до уединенной бухты. Я не имел понятия, что меня ждет и где мы оказались. Лагерь был организован прямого на берегу моря у подножия скалы. Всех распределили в палатки по пять-шесть человек.

Нас сразу предупредили, что палатку надо оградить каменным заслоном. Даже двумя: спереди, чтобы случайная большая волна не занесла что-нибудь в палатку вместе с водой, и вокруг, чтобы сколопендры не пробрались внутрь и не заползли в ухо, пока ты мирно спишь не подозревая об их существовании. Якобы эти насекомые способны забраться туда и наделать много неприятностей. Этот страх не покидал меня все время, пока мы жили на пляже.

Впрочем есть вероятность, что я что-то напутал или не так понял. Но каменную преграду мы поставили.

Три недели все мы засыпали и просыпались под шум моря, до воды было не больше десяти метров. К счастью почти все время море было спокойным и нас потревожили только несколько ночных штормов. Это был первый раз жизни, когда я спал на прохладном пляже закутавшись в спальник.

Как же все легко воспринимается в детстве, как просто принять любые сложности и неудобства. Сказали живем в палатке - хорошо, сказали бы жить в пещере и питаться выловленной рыбой - тоже хорошо!

Лагерь на берегу
Лагерь на берегу

Ежедневно после раннего подъема наша группа умывалась в море, собиралась на зарядку. Мы бежали несколько километров по холмам в прохладе приморского утра, останавливались на большой поляне и делали часовую тренировку. Все было очень непривычно, но в то же время представляло собой потрясающее зрелище. Я занимался, наблюдая, как начинается под ногами море и уходит до горизонта, как восходит над головой солнце, слышал рядом плеск волн накатывающих на отвесный берег. И, если в начале было прохладно в футболке и шортах, то через час становилось жарко. Обратно в лагерь мы бежали уже под обжигающими лучами.

Бежим на тренировку
Бежим на тренировку

Нигде не было ни единого человека, все эти широкие поля травы были абсолютно безлюдны. Я прекрасно помню, как в огромном количестве налипал на носки и футболку репейник, как уставал, как хотелось пить. Помимо зарядки у нас была еще и основная вечерняя тренировка. Более длинная и интенсивная.

И вот что мне запомнилось на всю оставшуюся жизнь – столовая.

Питание было трехразовое. Но кормили нас в здании, которое находилось в нескольких километрах от лагеря. Откуда взялось оно посреди пустынного пейзажа? Старый обшарпанный дом рядом с грязевым озером. Там же питалась и группа скаутов.

Три раза в день нам нужно было взять свою миску, вилку, ложку и кружку и идти пешком по жаре в столовку. Пока мы шли на обед или ужин, мы обменивались кулинарными мечтаниями. Я представлял вкусную сосиску или порцию пельменей, а мой рот наполнялся слюной. Кто-то мечтал о вермишели или ёжиках. Гречка с мясной подливкой тоже была хитом. О десертах и сладком даже речи не шла. И так повторялось каждый день, постоянно думаешь о еде. Одна из особенностей той летней кухни была в том, что всё отдавало солью, не только суп или котлеты, но и вода, в том числе и компот. Вода, конечно, опреснялась, но выходило это, по-моему, не очень хорошо. Хлеб был тоже традиционно для юга серый. Белого или черного там не делают, как я понял.

Столовая
Столовая

После еды группой шли к морю мыть посуду. Один из нас так тщательно ловил набегающую волну, что потерял свою ложку. Мы сделали ему классную ложку из палочки и большой ракушки.

Кроме тренировок было много и других занятий. Играли в мяч, купались, загорали и общались.

Здесь же на пляже я впервые услышал песни под гитару у огромного костра. Его разводили тренеры, наверное, каждые три или четыре дня.

Вокруг гигантского костра в кромешной тьме южной ночи под звездами собирались тридцать-сорок человек. Я имею ввиду нашу секцию и приходивших в гости скаутов, лагерь которых был рядом. Мы сидели несколько часов, пили чай и рассказывали друг другу истории. Тренер брал гитару и пел песни, так же любой желающий мог поиграть для всех. Первый раз мы молча слушали, но уже через неделю мы хором десятков голосов подпевали.

Не помню точно хит того лета, но через год заглавной песней стала «Орбит без сахара» группы Сплин. Её пели потом всем вагоном или автобусом.

Православные скауты, к которым мы ходили в гости учили нас говорить на языке глухонемых, завязывать морские узлы, лазить по скалам и прочим скаутским штучкам.

Нельзя сказать, что три недели пролетели незаметно. Я помню, как соскучился по дому, по телевизору и компьютеру. И все же они прошли, мы вновь собрали палатки и сели на обратный поезд до Москвы. На обратном пути тех детей, которые попадали со вторых полок при первой поездке, крепко привязали на ночь веревками.

Всего мне удалось съездить три раза, прежде чем я предпочёл гулянки и пиво тренировкам.

Я не хотел бы сейчас повторять те тяжелые занятия и путешествие до столовки с соленым компотом, но знаю точно, что такой тишины, моря, солнца, таких звезд и костров у меня уже никогда не будет.

#детство #детство 90-х #рассказ #рассказ из жизни #крым #отдых в крыму #90-е годы