По какой-то неведомой, мистической причине многие отечественные фильмы 2009 года наполнены чудесами или верой в чудеса. После богатого на хорошие кинофильмы 2008 года, наш современный сильно хромающий кинематограф в следующем, 2009-ом году выдал целую серию кинолент одновременно реалистичных и мистических. Причём, мистика в них серьёзная, имеющая духовную и историческую подоплёку, а не устрашающе-развлекательная, как в голливудских и доморощенных подражающих Голливуду фильмах.
Впрочем, десятка 2009 года включает в себя совершенно разные по форме и содержанию ленты:
"Чудо" (режиссёр Александр Прошкин, в главных ролях Сергей Маковецкий, Константин Хабенский, Полина Кутепова)
Картина известного советского и российского режиссёра Александра Прошкина полна чудес в самых разных смыслах этого слова. Чудеса здесь и иррационально-мистические, и обыкновенно-зримые. Кроме того, в ней запоминающиеся и правдивые персонажи, точные зарисовки быта и небытия советского времени.
«Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота проговорил профессор – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Эту цитату из "Мастера и Маргариты" смело можно было взять эпиграфом к "Чуду" Прошкина, которое несомненно направлено в то же русло, что и роман Булгакова.
Потому что: во-первых, в картине - явное высмеивание фальшивости, лживости, идиотизма и лицемерия некоторых сторон нашего недавнего существования и откровенная насмешка над отрицанием потустороннего в сугубо «правильном» материализме советского человека, когда в метафизические чудеса разуверились все, включая чудом оставшихся на своём посту священников, а, во-вторых, лента наполнена чудесным мистико-сатиро-реалистичным духом бессмертного произведения Михаила Афанасьевича, такими же колоритными, характерными образами, а персонаж Константина Хабенского немного напоминает Мастера. Он аналогично зрит в корень эпохи и говорит о вере в непознаваемое разумом. Занимательно, что слова Воланда тут почти точь-в-точь повторяет никто иной, как Никита Сергеевич Хрущёв собственной персоной. И в этом ещё большая ирония авторов этого "Чуда".
"Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину" (режиссёр Андрей Хржановский, в главных ролях Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский)
А этот чудесный художественный фильм, между прочим - многократно награждённого различными советскими, российскими и иностранными призами мультипликационного режиссёра Андрея Юрьевича Хржановского, с уверенностью можно сказать - создан в лучших традициях отечественного кинематографа. Он по внутренне свободному духу традиционен - он таков по отношению к персонажам, он таков по истинному нашему менталитету. Фильм-фантазия о мистическом возвращении Иосифа Бродского в Санкт-Петербург, в родные пенаты.
Трепетно-душевная, поэтичная, тёплая, изобретательная, образная картина. Использованы высокохудожественные, художественно-документальные, просто документальные, псевдодокументальные, документально-мультипликационные съёмки, непростая мультипликация. Всё - в тему, в тон, в меру. Грустно, трогательно, проникновенно. Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский неотразимо хороши. Да что тут не хорошего вообще? Сколько интересных находок, деталей, образных линий, параллельно тянущихся по всей ленте! Это всё помимо потрясающей концепции фильма и главной мысли о святости и незабвенности "родного гнезда"! А насколько хорошо подобрана музыка, причём - очень разная по жанрам прекрасная музыка!
"Поп" (режиссёр Владимир Хотиненко, в главных ролях Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова, Кирилл Плетнёв, Анатолий Лобоцкий)
Фильм о милосердии в сложном понимании Великой Отечественной с двусмысленным положением многих её участников и свидетелей.
Немногочисленные оставшиеся в живых после довоенных репрессий священники оказались в мнимом состоянии "фашистских прислужников", когда у них появилась возможность нести службу на оккупированных территориях. О том, какую они оказывали духовную и материальную помощь детям, взрослым, военнопленным… И как они это делали.
Здесь мистика - как сакральная религиозная практика.
"Придел ангела" (режиссёр Николай Дрейден)
Николай Дрейден - сравнительно молодой режиссёр - 80-го года рождения. Но в своём авторском фильме проявил мудрое не по годам видение мира. За каждым кадром первой его картины ощущается духовность в подлинном её смысле. Каждый из отрезков ленты сосредоточен, основателен, наполнен, художественен. Снятые в полумраке эпизоды мистичны, причём по-настоящему, а не киношно-сказочно. Совсем не звёздные артисты подобраны с благородным вкусом - лица их смело можно назвать ликами, они красивы, не только правильными чертами, но и излучением внутреннего света.
Фильм продолжает линию "Острова" Лунгина и это очень хорошо. Драматургически не так силён, но снят интересно и мастеровито. Речь идёт о духовном преображении в одном карельском монастыре бывшего убийцы - красного комиссара, засланного большевиками, чтобы ликвидировать Маннергейма. Картина на редкость нравственно выверена и чиста.
"Тесные врата" (режиссёр Сергей Ткачёв)
По сюжету главный герой - успешный бизнесмен, в искупление своих прошлых грехов решает круто изменить свою жизнь, уйдя в монастырь, чем вызывает недовольство и непонимание друзей и близких...
Здесь то, что и нужно нашему современному кино: нравственный атомный заряд, продуманная правдоподобная драматургия, умные диалоги, непредсказуемая концовка. Даже непритязательная форма подачи такого материала совершенно не страшна. Нам страшны другие откровения - такие как здесь - откровения Судьбы.
"Скоро весна" (режиссёр Вера Сторожева, в главных ролях Ксения Кутепова, Сергей Пускепалис, Ольга Гнедич, Евгений Князев)
Вдали от города, на одном скромном подворье обитает десяток самых разных людей. Хозяйством благополучно управляет матушка Екатерина и простодушная послушница Ольга. Но однажды здесь появляется смертельно больной возмутитель спокойствия...
Образно фильм Веры Сторожевой можно ассоциировать с картиной умиротворяющей природы - открытый, прозрачный, тихий ручеёк сквозь лесную чащу и грязь весенней распутицы. Поток доброты, войдя в который и испив из него зритель вместе с персонажами чудесным образом, хоть на время, но изменяется в лучшую сторону. Ибо добро, как и зло, есть вещь весьма заразительная.
"Одна война" (режиссёр Вера Глаголева).
Женщины, родившие "от оккупантов" сосланы на скалистый остров крайнего севера, где кроме рыбы нечего есть. Им и их "вражеским" младенцам.
И государству не важно, что кто-то из них родила, будучи изнасилованной, другая переспала с немцем ради спасения от голодной смерти своих детей, а кто-то по собственной чистой, наивной душе, искренне полюбив простого немецкого солдата.... А кто-то заимела дитя от спасённого ей же советского летчика, но попала в этот список в результате ложного доноса...
Фильм, который вызывает сочувствие и прощение. В том числе по отношению к представителю власти, вынужденного следить за осуждёнными женщинами.
"Палата №6" (режиссёр Карен Шахназаров, в главных ролях Владимир Ильин, Александр Панкратов-Чёрный, Евгений Стычки, Алексей Вертков, Алексей Жарков)
По знаменитому рассказу Чехова. Рассказ, название которого давно стало нарицательным.
Несёт очищающую боль за несчастных людей, доказательное понимание того, что часто за сумасшедших принимают лучших людей, мистическим образом "витающих в облаках". Чувствуется боль режиссёра и за современных обитателей больницы, куда перенесено действие фильма и за героев Чехова. И эта боль льётся через край экрана. Только за это можно назвать фильм хорошим.
"Гувернантка" (режиссёр Сергей Крутин).
Картина Сергея Крутина – словно невесомый дивертисмент. Составленный из разных по ритму и настроению отрезков. Вариация на тему «Золушки». Сделанная с вдохновением и от чистого сердца. С безупречно правильно расставленными акцентами.
И как не злой и пустой «мачехе» задавать возмущённый вопрос: «как можно жить в этой стране?».
"Верую!" (режиссёр Лидия Боброва).
Фильм хоть и создан по мотивам рассказов Шукшина, но кажется, что он идёт гораздо дальше советского писателя в постановке вопросов и попытках дать на них ответы. А вопросы русского человека вечны и основательны, как вечны и основательны русская земля и русская природа, показом которой Лидия Боброва заняла ещё больше экранного времени, чем в предыдущих своих картинах. А как искать смысл жизни, если не глядеть на стремящуюся в бесконечность, в мир иной, совершенный, в наполненную вечным покоем и Богом нашу неповторимую, божественно красивую природу?! С учётом характерной для постсоветской действительности соседствующей с ней среды обитания современного русака с полуразрушенным, заброшенным и загаженным храмом, с осевшими и покосившимися хибарами…
Главный герой, простой крестьянин, проходит по ленте фильма путь от мятущейся, больной души до просветления и озарения. От вывода, что гоголевская тройка-русь несёт на себе лишь прохиндея и мошенника Чичикова до решения восстановить деревенский храм. Перед началом восстановления которого его сын и невестка произносят в нём молитву: «Всемогущий Боже! Ты, кто сотворил Небо и Землю со всяким дыханием, умилосердись над бедным русским народом! И дай ему познать, на что ты его сотворил. Спаситель мира, Иисусе Христе, открой глаза нашему русскому народу, дабы он познал волю твою святую, отрёкся от всего дурнаго и стал народом богобоязненным, разумным, трезвым, трудолюбивым и честным! Ты, кто в пятидесятый день сошёл на апостолов, приди и вселись в нас, дабы свет божественного учения развеялся по земле русской, а с ним снизошли на него все блага земные и небесные! Аминь».
И после такого чудесного фильма мы начинаем верить в чудо преображения человека и народа.
Собственно, всё наше родное отечественное кино в лучших его творениях, на протяжении всей его истории, если смотреть на него под определённым углом зрения, можно воспринять как настоящее чудо из чудес. Таким оно описывается и в моей книге "Необыкновенное чудо, или Национальные особенности нашего кино", опубликованной на Литрес.