Найти в Дзене
Сталкер

10 чудесных российских фильмов 2009 года

Оглавление

По какой-то неведомой, мистической причине многие отечественные фильмы 2009 года наполнены чудесами или верой в чудеса. После богатого на хорошие кинофильмы 2008 года, наш современный сильно хромающий кинематограф в следующем, 2009-ом году выдал целую серию кинолент одновременно реалистичных и мистических. Причём, мистика в них серьёзная, имеющая духовную и историческую подоплёку, а не устрашающе-развлекательная, как в голливудских и доморощенных подражающих Голливуду фильмах.

Впрочем, десятка 2009 года включает в себя совершенно разные по форме и содержанию ленты:

"Чудо" (режиссёр Александр Прошкин, в главных ролях Сергей Маковецкий, Константин Хабенский, Полина Кутепова)

Картина известного советского и российского режиссёра Александра Прошкина полна чудес в самых разных смыслах этого слова. Чудеса здесь и иррационально-мистические, и обыкновенно-зримые. Кроме того, в ней запоминающиеся и правдивые персонажи, точные зарисовки быта и небытия советского времени.

«Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота проговорил профессор – что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Эту цитату из "Мастера и Маргариты" смело можно было взять эпиграфом к "Чуду" Прошкина, которое несомненно направлено в то же русло, что и роман Булгакова.

Потому что: во-первых, в картине - явное высмеивание фальшивости, лживости, идиотизма и лицемерия некоторых сторон нашего недавнего существования и откровенная насмешка над отрицанием потустороннего в сугубо «правильном» материализме советского человека, когда в метафизические чудеса разуверились все, включая чудом оставшихся на своём посту священников, а, во-вторых, лента наполнена чудесным мистико-сатиро-реалистичным духом бессмертного произведения Михаила Афанасьевича, такими же колоритными, характерными образами, а персонаж Константина Хабенского немного напоминает Мастера. Он аналогично зрит в корень эпохи и говорит о вере в непознаваемое разумом. Занимательно, что слова Воланда тут почти точь-в-точь повторяет никто иной, как Никита Сергеевич Хрущёв собственной персоной. И в этом ещё большая ирония авторов этого "Чуда".

"Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину" (режиссёр Андрей Хржановский, в главных ролях Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский)

А этот чудесный художественный фильм, между прочим - многократно награждённого различными советскими, российскими и иностранными призами мультипликационного режиссёра Андрея Юрьевича Хржановского, с уверенностью можно сказать - создан в лучших традициях отечественного кинематографа. Он по внутренне свободному духу традиционен - он таков по отношению к персонажам, он таков по истинному нашему менталитету. Фильм-фантазия о мистическом возвращении Иосифа Бродского в Санкт-Петербург, в родные пенаты.

-2

Трепетно-душевная, поэтичная, тёплая, изобретательная, образная картина. Использованы высокохудожественные, художественно-документальные, просто документальные, псевдодокументальные, документально-мультипликационные съёмки, непростая мультипликация. Всё - в тему, в тон, в меру. Грустно, трогательно, проникновенно. Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский неотразимо хороши. Да что тут не хорошего вообще? Сколько интересных находок, деталей, образных линий, параллельно тянущихся по всей ленте! Это всё помимо потрясающей концепции фильма и главной мысли о святости и незабвенности "родного гнезда"! А насколько хорошо подобрана музыка, причём - очень разная по жанрам прекрасная музыка!

"Поп" (режиссёр Владимир Хотиненко, в главных ролях Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Елизавета Арзамасова, Кирилл Плетнёв, Анатолий Лобоцкий)

Фильм о милосердии в сложном понимании Великой Отечественной с двусмысленным положением многих её участников и свидетелей.

-3

Немногочисленные оставшиеся в живых после довоенных репрессий священники оказались в мнимом состоянии "фашистских прислужников", когда у них появилась возможность нести службу на оккупированных территориях. О том, какую они оказывали духовную и материальную помощь детям, взрослым, военнопленным… И как они это делали.

Здесь мистика - как сакральная религиозная практика.

"Придел ангела" (режиссёр Николай Дрейден)

Николай Дрейден - сравнительно молодой режиссёр - 80-го года рождения. Но в своём авторском фильме проявил мудрое не по годам видение мира. За каждым кадром первой его картины ощущается духовность в подлинном её смысле. Каждый из отрезков ленты сосредоточен, основателен, наполнен, художественен. Снятые в полумраке эпизоды мистичны, причём по-настоящему, а не киношно-сказочно. Совсем не звёздные артисты подобраны с благородным вкусом - лица их смело можно назвать ликами, они красивы, не только правильными чертами, но и излучением внутреннего света.

-4

Фильм продолжает линию "Острова" Лунгина и это очень хорошо. Драматургически не так силён, но снят интересно и мастеровито. Речь идёт о духовном преображении в одном карельском монастыре бывшего убийцы - красного комиссара, засланного большевиками, чтобы ликвидировать Маннергейма. Картина на редкость нравственно выверена и чиста.

"Тесные врата" (режиссёр Сергей Ткачёв)

По сюжету главный герой - успешный бизнесмен, в искупление своих прошлых грехов решает круто изменить свою жизнь, уйдя в монастырь, чем вызывает недовольство и непонимание друзей и близких...

-5

Здесь то, что и нужно нашему современному кино: нравственный атомный заряд, продуманная правдоподобная драматургия, умные диалоги, непредсказуемая концовка. Даже непритязательная форма подачи такого материала совершенно не страшна. Нам страшны другие откровения - такие как здесь - откровения Судьбы.

"Скоро весна" (режиссёр Вера Сторожева, в главных ролях Ксения Кутепова, Сергей Пускепалис, Ольга Гнедич, Евгений Князев)

Вдали от города, на одном скромном подворье обитает десяток самых разных людей. Хозяйством благополучно управляет матушка Екатерина и простодушная послушница Ольга. Но однажды здесь появляется смертельно больной возмутитель спокойствия...

-6

Образно фильм Веры Сторожевой можно ассоциировать с картиной умиротворяющей природы - открытый, прозрачный, тихий ручеёк сквозь лесную чащу и грязь весенней распутицы. Поток доброты, войдя в который и испив из него зритель вместе с персонажами чудесным образом, хоть на время, но изменяется в лучшую сторону. Ибо добро, как и зло, есть вещь весьма заразительная.

"Одна война" (режиссёр Вера Глаголева).

Женщины, родившие "от оккупантов" сосланы на скалистый остров крайнего севера, где кроме рыбы нечего есть. Им и их "вражеским" младенцам.

-7

И государству не важно, что кто-то из них родила, будучи изнасилованной, другая переспала с немцем ради спасения от голодной смерти своих детей, а кто-то по собственной чистой, наивной душе, искренне полюбив простого немецкого солдата.... А кто-то заимела дитя от спасённого ей же советского летчика, но попала в этот список в результате ложного доноса...

Фильм, который вызывает сочувствие и прощение. В том числе по отношению к представителю власти, вынужденного следить за осуждёнными женщинами.

"Палата №6" (режиссёр Карен Шахназаров, в главных ролях Владимир Ильин, Александр Панкратов-Чёрный, Евгений Стычки, Алексей Вертков, Алексей Жарков)

По знаменитому рассказу Чехова. Рассказ, название которого давно стало нарицательным.

-8

Несёт очищающую боль за несчастных людей, доказательное понимание того, что часто за сумасшедших принимают лучших людей, мистическим образом "витающих в облаках". Чувствуется боль режиссёра и за современных обитателей больницы, куда перенесено действие фильма и за героев Чехова. И эта боль льётся через край экрана. Только за это можно назвать фильм хорошим.

"Гувернантка" (режиссёр Сергей Крутин).

Картина Сергея Крутина – словно невесомый дивертисмент. Составленный из разных по ритму и настроению отрезков. Вариация на тему «Золушки». Сделанная с вдохновением и от чистого сердца. С безупречно правильно расставленными акцентами.

-9

И как не злой и пустой «мачехе» задавать возмущённый вопрос: «как можно жить в этой стране?».

"Верую!" (режиссёр Лидия Боброва).

Фильм хоть и создан по мотивам рассказов Шукшина, но кажется, что он идёт гораздо дальше советского писателя в постановке вопросов и попытках дать на них ответы. А вопросы русского человека вечны и основательны, как вечны и основательны русская земля и русская природа, показом которой Лидия Боброва заняла ещё больше экранного времени, чем в предыдущих своих картинах. А как искать смысл жизни, если не глядеть на стремящуюся в бесконечность, в мир иной, совершенный, в наполненную вечным покоем и Богом нашу неповторимую, божественно красивую природу?! С учётом характерной для постсоветской действительности соседствующей с ней среды обитания современного русака с полуразрушенным, заброшенным и загаженным храмом, с осевшими и покосившимися хибарами…

-10

Главный герой, простой крестьянин, проходит по ленте фильма путь от мятущейся, больной души до просветления и озарения. От вывода, что гоголевская тройка-русь несёт на себе лишь прохиндея и мошенника Чичикова до решения восстановить деревенский храм. Перед началом восстановления которого его сын и невестка произносят в нём молитву: «Всемогущий Боже! Ты, кто сотворил Небо и Землю со всяким дыханием, умилосердись над бедным русским народом! И дай ему познать, на что ты его сотворил. Спаситель мира, Иисусе Христе, открой глаза нашему русскому народу, дабы он познал волю твою святую, отрёкся от всего дурнаго и стал народом богобоязненным, разумным, трезвым, трудолюбивым и честным! Ты, кто в пятидесятый день сошёл на апостолов, приди и вселись в нас, дабы свет божественного учения развеялся по земле русской, а с ним снизошли на него все блага земные и небесные! Аминь».

И после такого чудесного фильма мы начинаем верить в чудо преображения человека и народа.

Собственно, всё наше родное отечественное кино в лучших его творениях, на протяжении всей его истории, если смотреть на него под определённым углом зрения, можно воспринять как настоящее чудо из чудес. Таким оно описывается и в моей книге "Необыкновенное чудо, или Национальные особенности нашего кино", опубликованной на Литрес.