М. А. Булгаков писал свой "закатный роман" на разрыв аорты. И так случилось, что это произведение стало одним из самых популярных шедевров 20 и 21 веков. Используется оно довольно часто как "этикетка" псевдообразованности, ибо те, многие , кто его берут в работу или просто упоминают, часто не удосуживаются даже прочитать. Прискорбно, но факт.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ М. А. БУЛГАКОВА
"Мастер и Маргарита" - это не только литературное завещание писателя потомкам, но и попытка обратить нас к серьезнейшим вопросам метафизики бытия, заставить осознать себя как метафизическую личность.
Сверхзадача, которую ставит перед собой создатель романа «Мастера и Маргариты», — раскрытие внутренних бездн, которые таятся в душе человека.
Но так уж устроен человек: он по своей природе ленив. Поэтому его больше привлекают красивые этикетки, за которыми скрывается пустота, напоминающая зияющую бездну "Черного квадрата" Малевича. Не любит он познание глубинных смыслов бытия, ведь это тяжелая работа духа, сердца, мозга, без чего творчество невозможно априори.
А человеку подавай все в кратком изложении, чтоб особо не заморачиваться, но при этом казаться образованным, умным и ловить звезду на пустом месте. По таким принципам существует большинство из нас.
АННА ЩЕРБАКОВА И ЕЕ ИМИДЖ
И все чаще на этом и строится имидж многих медийных персон. Многим из них удается долго обманывать публику, придавая лоск своей псевдообразованности.
За примерами далеко ходить не нужно, но мы остановимся лишь на фигурном катании.
На Открытых прокатах по фигурному катанию , которые недавно завершились в Челябинске, мы могли наблюдать именно такую ситуацию псевдообразованность в воплощении образа на льду. И апломб тренера и его ученицы .
Анна Щербакова, которая целенаправленно работает на имидж самой образованной, интеллигентной и умной из всех топ-фигуристок России , представила произвольную программу "Мастер и Маргарита".
Цель обращения именно к роману М. А. Булгакова предельно ясна. Ее соперницы оказались в выборе не так претенциозны.
Интенсивная деятельность по созданию репутации спортсменки уже фактически закрепила подобное отношение к ней фанатов, но некоторые штрихи в воплощении образа героини М.Булгакова на льду полностью развенчали миф об Анне и постановщике ее программы Данииле Глейхенгаузе.
Об этом и порассуждаем.
Данная произвольная программа Щербаковой - очередная калька ее старых программ всего лишь с изменением музыки и не имеет ничего общего даже с мотивами романа "Мастер и Маргарита", не говоря уже о первоисточнике.
Смысловой стержень у программы отсутствует, так как нет понимания материала ни у хореографа, ни у фигуристки.
Д. М. Глейзенгаузу и его подопечной неплохо было хотя бы прочитать роман " Мастер и Маргарита" и разобраться с авторским замыслом, чтоб, играя в псевдоинтеллект , не допускать ляпов.
Замахнулись круто, а результат разочаровывает. Вот уж поистине смешон тот, кто пытается имитировать глубокие познания, которых нет. Так получилось и в случае с Щербаковой.
К слову, Анна в интервью Первому каналу на полном серьезе заявляет про "бал вампиров", о котором Булгаков не писал. Позвольте, это не вампирская сага, а роман глубочайших реминисценций и аллюзий. Вы бредите, господин Глейхенгауз, Вы позоритесь, чемпионка Анна.
Также Щербакова в интервью говорит о победе добра в финале программы, словно катает сказку, где добро всегда побеждает.
ИНТЕРВЬЮ ЩЕРБАКОВОЙ
Вот само интервью Анны:
«В этой программе («Мастер и Маргарита») вижу большой потенциал, мне очень нравится то, как получается и то, что должно быть. Это история Мастера и Маргариты, мне очень нравится бал вампиров, где мне нужно показать смену настроения, образа.
Добро там побеждает, как говорит (тренер) Даниил Маркович (Глейхенгауз). Очень нравится задумка, хочется довести ее так, чтобы она выглядела так, как я ее чувствую»
Поистине чудовищные ляпы. Потрясающая глупость и нелепость рассуждений с умным видом: ведь на самом деле ни мастер, ни Маргарита " не заслужили света" - они умирают после отравления вином и томятся в аду, а наказаны отнюдь не Воландом. Жизнеутверждающе, не правда ли?!
Ну просто детский лепет. А ведь каково самомнение фигуристки: рассуждает без запинки, безапелляционно замахивается на соавторство с самим великим Булгаковым: хочет, " чтобы она выглядела так, как я ее чувствую».
Так что тогда изображает Анна, посягнувшая на, классику? Впрочем, понятно и так: абстрактные страдания с выдуманной историей, не имеющей ничего общего с первоисточником.
Маргариты булгаковской здесь и в помине нет. Есть импровизация по "краткому содержанию" с ремарками из себя, любимых
Слабо, с надоевшими фишками, одинаковыми дорожками Анна Щербакова работает на льду.
Никакого развития Анны как фигуристки с поры юниоров не видно - наоборот, сплошные потери и для ретуши постоянные оправдания в виде набившего оскомину "Преодоления". Ну сколько можно! Настоящие спортсмены об этом молчат. Это спортивная этика, негласные правила для всех, но не для Щербаковой.
Но все же музыка Корнелюка хороша, а вот Моцарт не к месту и не в тему программы.
В общем программа " Мастер и Маргарита" Д. Глейхенгауза в исполнении Щербаковой обнаруживает китчевое поверхностно-карикатурное прочтение образа Маргариты из романа, который у всех на слуху, но исполнительницей не прочитан.
И от ведьмы в воплощении Щербаковой ничего нет - ни харизмы не хватает фигуристке, ни энергетики, ни понимания образа. Мимические страдания и "бровки домиком " вряд ли помогут в воплощении того, не знаю чего в случае Анны
А ведь такие сногсшибательные заявки требуют глубины, серьезной работы, однако на поверку в программе лишь зияющая пустота с наигранной экспрессией.
В этом прокате мы увидели опять страдания непонятно по чему или кому. Ну сколько можно "выделываться", чтоб произвести впечатление! Как говорится, не понимаешь - не берись за материал, а если хочешь постигнуть сложный образ, потрудись с его пониманием. Или будь проще и берись за более простой и понятный тебе материал.
А здесь что получается? Музыка действительно пробуждает чувства, мысли и эмоции, но для этого смотреть на выступление необязательно. Анна тут ни при чем.
Эти страдания Анны по этикетке с названием романа великого М. А. Булгакова стали лишь компроматом на нее саму как на симулякр интеллекта и образованности. И впредь не надо играть в начитанность - надо всего лишь прочитать роман. Или быть скромнее.
Вызывает возмущение лишь то, как играют в псевдообразованность хореограф и его подопечная, ориентируясь на то, что читать книги сейчас немодно.
#Анна Щербакова #новости фигурного катания