В сентябре 1977 года в Свердловске в парке Энгельса был установлен памятник самолету Ил-18В СССР-75738. Самолет, простоял недолго, всего лишь два года, но к счастью, был многократно запечатлен на любительских фотографиях. Как же оказался самолет Ил-18 в парке Энгельса?
История самолета:
Самолет Ил-18В был произведен 28 февраля 1961 года на авиазаводе №30 в Москве (с 1965 года ММЗ «Знамя Труда»). 7 марта 1961 года наш Ил-18 поступил в Уральское территориальное управление ГВФ (УрТУ ГВФ) в 120 авиационный транспортный отряд ГВФ в первую авиаэскадрилью. Местом приписки стали воздушные ворота Свердловска аэропорт Кольцово. 28 марта 1961 года самолета был зарегистрирован в государственном реестре воздушных судов СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-75738.
1 января 1963 года на базе аэропорта Кольцово, 120 АТО ГВФ и других служб организован Свердловский объединенный авиационный отряд УрТУ ГВФ. В результате реорганизации Аэрофлота 15 сентября 1964 года все Территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в Управления ГА, УрТУ ГВФ было переименовано в УрУГА МГА соответственно.
Наш Ил-18В всю свою жизнь прослужил в Свердловском авиаотряде, базируясь в Кольцово. Списали самолет 31 мая 1977 года по отработке назначенного ресурса. После списания Ил-18В СССР-75738 решили установить на вечную стоянку в парке Энгельса в Свердловске. Самолет подготовили для транспортировки, отстыковали консоли крыла, сняли киль.
На вечной стоянке:
В сентябре 1977 года самолет был привезен по земле через весь Свердловск. Буксировал самолет трактор К-701, были задействованы службы ГАИ, снимались электропровода. Ил-18 на улицах города, собирал толпы зевак. Сложная наземная операция по транспортировке авиалайнера благополучно завершилась, и он занял свое место в парке.
В парке самолет, через какое-то время собрали. В самолете планировали организовать детский кинотеатр, но пока собирались, Ил-18 буквально сразу после сборки подвергся разграблению. В авиалайнере разворовали и разбили авиационное оборудование, сиденья из пассажирского салона были вспороты. В самолете подростки стали курить и выпивать.
А ведь изначально самолет своим видом, должен был популяризировать гражданскую авиацию. Глядя на могучего воздушного исполина в парке, дети бы делали выбор профессии, связав свою жизнь с небом. Но не получилось...
Разграбленный Ил-18В СССР-75738 в парке простоял совсем недолго. Летом 1979 года он сгорел. Из-за неаккуратного обращения с огнем, произошел пожар в салоне самолета. Огонь распространился стремительно. Слава богу никто не погиб.
Пожар был потушен. Обгоревшие части самолета, потом были вывезены на местную металлобазу. Так и закончилась жизнь самолета Ил-18В СССР-75738... Погиб в огне.
Воспоминания:
Чтобы читателю понять, что творили дети в салоне самолета, обратимся к воспоминанием местных жителей.
Очевидец тех лет, Игорь Б., вспоминал следующее:
У меня остались только детские воспоминания. Самолёт быстро раздербанили, стали лазать внутрь. Самого ДНДэшники вынимали из кабины.
Пожар видел с самого начала. Мы катались на уже взрослых спортивных велосипедах по парку. Особым шиком было пронестись под фюзеляжем. Но колёса самолёта были уже спущены и фюзеляж находился низко над землёй. Пригибаться было недостаточно.
Надо было смещаться в бок от рамы велосипеда. Вот так проехали, с самолётом ещё было всё в порядке. Нарезали ещё кружок по парку, подъезжаем, а самолёт уже горит. Говорят, в нём хотели сделать кинотеатр.
Свои воспоминание оставил и житель Екатеринбурга Олежка Котиков:
Сожгли на третий год после установки, летом 79-го. Никакого кинотеатра в нём не было. Стоял, постепенно разрушаемый детьми и мародёрами. Из двери свисал канат по которому можно было залезть внутрь. Я был в нём за день до пожара. Внутри полностью всё было разбито, сломано, вспорото, разграблено, захламлено, загажено. Дети покурили наверное, чинарики бросили, вот и спалили. Там их лазило целый день толпами. И я в том числе. Но поджог не я. Честное пионерское.
Я был в этом самолёте за несколько часов до пожара. Самолет года 2 стоял, постепенно разворовываюсь и загаживаясь. К концу существования это было жалкое зрелище, из открытой двери свисал канат, все кто мог по нему карабкались и залезали вовнутрь, там можно было порулить, посидеть в кабине, всё что хочешь, всё открыто... Ну и конечно всё было в жутком состоянии, все кресла поломаны, вспороты, всё завалено мусором, чинариками, бутылками, всё что можно украдено и поломано, и народу как в муравейнике, все всё курочат и исследуют. Покурили наверное, чинарики в мусор упали, там его было толстенный слой, как в мусорке, запалился и самолёт сгорел...
Но покурил не я, честное пионерское!
Несмотря на то, что самолет простоял чуть меньше двух лет, нашлось множество его фотографий. Ведь кто знает, возможно кто-то из этих детей на фото, в дальнейшем связал свою жизнь с небом...
После самолета Ил-18В СССР-75738 в парке Энгельса установили вертолет Ми-8. Вертолет продержался до 1990х годов и был демонтирован, но это совершенно другая история...
© Юрий Дорошенко