Феномен красоты является межкультурный и в то же время само наполнение *образа красивого человека* имеет свои особенности.
В целом, как отмечают некоторые авторы и антропологи, и специалисты кросс-культурной психологии оспаривают представление об универсальной и единообразной красоте, подчеркивая предположение о наличии различных стандартов красоты.
Интересно отметить, что в зарубежных исследованиях эта тема поднимается, в связи с изучением отношения к диетам, колебаниям веса, телу другого и собственному телу.
Так, в кросскультурном исследовании П.М. Волкер и Дж. В. Танака (Walker P. M., Tanaka J. W.), участникам разных рас (с европеоидной и восточной внешностью) демонстрировались фотографии европейцев и жителей восточных стран, в ходе их исследования выявилось, что легче запоминаются, идентифицируются и оцениваются как более красивые люди «своей» расы. Это исследование также подтверждается теоретическими выводами, сделанными на основе анализа литературных произведений и устного народного творчества, отмечающего что люди другой этнической группы «на одно лицо».
В кросс-культурном исследовании Р. Фридмана, М. Картера, Т. Сброкко и Дж. Грея (Freedman R.E., Carter M.M., Sbrocco T., Gray J.) сравнивались представления о красивом внешнем облике афро-американцами и американцами европеоидного типа. В ходе данного исследования было выявлено, что афро-америкнцы оценивали женщин с низкими показателями WHR (соотношение талии и бедер, низкий оказатель указывает на пышнотелые формы, характерные для афро-американок) как красивых, хотя, описывая идеальную женскую фигуру они, как и мужчины европеоидного происхождения описывали женщин с нормальным и скорее недобором веса. Те на словах *нравятся стройные*, но при демонстрации фотографий выбирали женщин с формами.
В исследованиях Стевенс Дж. и др. (Stevens J., Kumanyika S.K., Keil J.E., 1994) приняли участие 404 белых и афро-американских женщин пенсионного возраста, средний возраст = 73 годам. По сравнению с белыми женщинами с избыточным весом, темнокожие женщины чаще чувствовали вину после переедания, садились на диету. Среди тех, у кого вес был в норме, по медицинским показателям, как темнокожие, так и белые женщины считали свой вес избыточным в половине случаев. При этом по сравнению с темнокожими женщинами, белые женщины воспринимали себя, больше (тяжелее) чем они есть и называли более низкий идеальный вес.
Более редкими являются исследования, объектом которых является мужчина, однако Т.Дж. Вайд и др. (T. J. Wade) сравнивали аттрактивность внешнего облика 15 мужчин с различным цветом кожи от темно-коричневого (африканская раса) до светло-белой (европеоидная раса). Изображения мужчин оценивали 33 женщины (так же относящиеся к афро-американкам и европеоидной расе). В ходе данного исследования было выявлено, что не зависимо от принадлежности к определенной расе женщины оценивали темнокожих мужчин как более семейных, обладающих маскулинной идентичностью (те приписывали им мужественные характеристики), однако наиболее высокие баллы по оценке внешней аттрактивности получили светлокожие мужчины.
Другое кросскультурное исследование проводили М. Тови, В. Свами, А Фурман и Р. Мангалпарсад (Tovée M. J., Swami V., Furnham A. and Mangalparsad R.). В ходе сравнения представлений о красоте среди жителей Южной Африки (Зулусы) и Великобритании (Европейцы) были получены устойчивые различия. Так в Великобритании излишний вес – ассоциируется с болезнью и как результат, оценивается как не аттрактивный, в то время как в Южной Африке, наоборот аттрактивными называются женщины с излишним весом. Таким образом, авторы отмечают, что существуют этнические различия, относительно оценки женского веса как аттрактивного, которые обусловлены культурно историческими факторами, а так же влиянием СМИ и рекламой.
В работе С. Волраб, Дж. Стал и др. (Wohlrab S., Stahl J., Kappeler P.M.), во многих племенах и народностях Азии, Африки, Америки и Океании символом красоты являлись татуировки, пирсинг и шрамирование, который сохранился с древности и до наших дней. В отличие от европейских традиций модифицирования тела, в Африканских и Азиатских странах татуировки, шрамирование и пирсниг, зачастую, покрывает большую часть тела и имеет характер «модного аксессуара». Как отмечают С. Волраб, Дж. Стал и П.М. Каппелер модификации тела были распространены в течение многих столетий и осуществлены для большого разнообразия внешности. В последнее время, татуировки и пирсинг стали все более и более популярными. Исследуя мотивы, побуждающие людей делать татуировки и пирсниг авторы приводят следующие: стремление быть красивым, модным; соблюдение религиозных устоев и традиций, желание соответствовать некой группе, и неспецифические мотивы. Большинство респондентов подчеркивают, что именно желание иметь красивый внешний облик побудило их сделать татуировку или пирсинг.
Анализ данных работ наглядно демонстрирует, что не существует общего эталона красоты для всех стран, более того один и тот же фактор/феномен может позитивно влиять на оценку красоты в одной стране и негативно – в другой. Мы наблюдаем как в Скандинавии красивая женщина обязательно должна иметь белокурые волосы, голубые или серые глаза, высокий рост и спортивную фигуру. В то же время, в Японии или Китае женщина - это изящнейшая миниатюра. Представительница этих стран должна обладать жгуче-черными волосами, темными глазами, маленьким ртом и светлой, чистой кожей. Фигура азиатской женщины отличается хрупкостью, нежными очертаниями и изящным благородством. Отличительной особенностью японских и китайских красавиц является маленькая, кукольная ножка и узкая ладонь, вытянутые, миндалевидные глаза. В 10 веке в Китае было заложено начало обычая бинтования женских ног. «Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался почти десять веков». Основываясь на данных исследованиях можно предположить, что стереотипное представление о красоте будет различным даже в близких географически нациях.