Найти в Дзене

Как была решена проблема миллионов беспризорников в первые годы Советской власти

Оглавление

В 1928 году детскую колонию близ Харькова посетил Алексей Максимович Горький. Колонисты, в выглаженной форменной одежде, встретили его оркестром и четким строем с флагами. Они с гордостью показывали писателю свои мастерские, ухоженный двор, чистые спальни, школьные классы. Невозможно было поверить, что некоторое время назад обитатели колонии были голодными, грязными и оборванными беспризорниками, сбивавшимися в группы и банды. Как удалось превратить массу бывших беспризорников в коллектив довольных своей жизнью детей?

В 1920-30-е годы советская страна была окружена, по меткому выражению А. Луначарского, «морем детского горя»: дети, потерявшие родителей в результате войн и революций, голодали, воровали, умирали от болезней, попадали в руки преступников. Власти решали проблему беспризорности разными путями: детей отдавали в крестьянские семьи, их вылавливали из подвалов и чердаков, приводили в детские учреждения, откуда беспризорники сбегали. Беспризорность поставила под угрозу безопасность страны, и тогда проблемой стала заниматься ВЧК во главе с Ф.Э. Дзержинским. Работа с беспризорниками стала системной и планомерной. Лучшие педагоги страны стали помогать Дзержинскому в организации трудовых коммун. Среди них был Антон Семенович Макаренко.

Колония имени М. Горького

В 1920 году Макаренко возглавил детский дом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой; позже колония была переведена под Харьков. Имея опыт педагогической работы, Антон Семенович понимал, за какую трудную работу он берется: надо было разработать педагогическую систему, призванную достучаться до сердец и душ детей 10-17 лет с изломанными судьбами. В книге «Педагогическая поэма» Макаренко назвал эту работу «поэмой» – поэмой о возрождении душ.

Педагогика Макаренко основана на двух основных моментах: создание коллектива и труд. По инициативе колонистов сложилась система самоуправления с отрядами и командирами. Труд помог колонистам понять свою значимость и поднять самооценку. Колонисты работали в огороде или в мастерских примерно 4 часа; учебе отводилось 5 часов. Совместный труд, дружная работа по благоустройству колонии и организованная Макаренко борьба с грабителями на близлежащих дорогах помогли сплочению коллектива.

-2

Не была забыта и культурная программа: свободное время было заполнено книгами, театром, музыкой.

Постепенно, пройдя через многие трудности (воровство, побеги, азартные игры, плохие привычки, отсутствие новой одежды и обуви), колония имени М. Горького стала образцовой. Теперь уже колонисты вылавливали беспризорников на вокзалах и в подвалах, привозили их в колонию и торжественно посвящали в колонисты.

Трудовая коммуна имени Дзержинского

Педагогические и воспитательные приемы Макаренко продолжил применять в коммуне, которую он возглавил с 1927 года. Преобразующий труд стал стержнем, на котором держалась жизнь коммуны. Здесь было организовано настоящее производство: коммунары производили электродрели и – особая гордость коммунаров – первые советские фотоаппараты ФЭД (Феликс Эдмундович Дзержинский).

Многие коммунары продолжили обучение и стали настоящими специалистами своего дела: врачами, инженерами, пилотами. Семен Калабалин, как и А.С. Макаренко, стал педагогом; в харьковской коммуне воспитывался отец политика Григория Явлинского. Список спасенных жизней огромен: в преступный мир не вернулся ни один.

Специально для Бюро переводов Сван