Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье мы поговорим с вами об интересном экспериментальном самолёте, созданном на базе советского истребителя МиГ-21. Машина получила обозначение МиГ-21И. Отличалась наличием крыла, компоновка которого повторяла форму несущей поверхности легендарного сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144.
Для чего создавали МиГ-21И
Ещё в 1964 году на базе истребителя МиГ-21С началась разработка самолёта-аналога - А-144 (МиГ-21И). Самолёт предназначался для исследований взлётно-посадочных характеристики "бесхвостки".
Его разработка осуществлялась в КБ Горьковского авиационного завода №21 (позднее - "Сокол").
Из-за замены крыла компоновка истребителя была практически полностью изменена.
Управление в каналах крена и тангажа осуществлялось с помощью двухсекционных элеронов. Вместо РАС в самолёте разместили центровочные грузы по 277 кг.
Запас топлива у МиГ-21И составлял 3700 литров.
В 1968 году был построен планер для статических испытаний, а также первый летный экземпляр, получивший обозначение - изделие "21-11". Впервые машина была опробована в апреле 1968 года лётчиком-испытателем О.В. Гудковым.
Во время испытаний особое внимание уделялось характеристикам, устойчивости и управляемости самолёта для подготовки к первому полету Ту-144. Также был подготовлен будущий экипаж сверхзвукового лайнера.
Немного о МиГ-21И
Крыло МиГ-21И по своей площади почти в два раза превышало размеры крыла МиГ-21С. Самолёт отличался высокой маневренностью, однако изменение компоновки повлияло на разгон - в отличие от предшественников, экспериментальная машина была медленнее при наборе скорости. Также самолёт отличался простым взлётом и посадкой.
Из неприятных моментов лётчики отмечали самопроизвольный задир носовой части при торможении. Полная отдачи ручки от себя не всегда помогала - приходилось сваливать машину и только после этого выходить на нормальный режим полёта.
Первый экземпляр МиГ-21И был потерян вместе с лётчиком В. Константиновым во время выполнения полётного задания. У лётчика возникла проблема с управлением - резко дал ручку от себя, пролетая над ВПП на малой высоте.
"Бесхвостки" отличались чуткой реакцией на отклонение ручки от себя на малых углах атаки.
Второму экземпляру экспериментальной машины повезло больше - на нём проводились исследования обтекания несущей поверхности с помощью лоскутов из шелка, наклеенных на крыло. В обтекателе на законоцовке киля устанавливалась кинокамера, которая фиксировала весь процесс испытаний. В дальнейшем этот самолёт стал экспонатом Монинского музея.
Что вы думаете о данном самолёте? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!
Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации:) Делитесь данной статьей в соц. сетях!