На сегодняшний день компьютерные игры довольно прочно закрепились среди других хобби у большинства молодежи (и не только). До сих пор многие люди с удивлением для себя открывают, что эти игры могут быть не только развлечением, но и источником дохода.
Как обстоят дела с киберспортом в России? Тяжело ли стать/быть киберспортсменом? Обо всем по порядку.
Первый "Бум" киберспорта
Сколько людей, столько и мнений, однако, я считаю, сложно отрицать, что киберспорт получил свое бурное развитие именно в 2011 году, когда состоялся первый Чемпионат Мира по Dota 2 - The International.
Да, в России к тому времени уже были и турниры, и киберспортивные организации, но и зарплаты, и призовые в то время не давали сделать любимое занятие источником дохода.
Вернемся к нашему Чемпионату Мира: командой, которая выиграла первый в истории киберспортивный турнир с призовыми в $1 млн, была Natus Vincere (Na`Vi). С этого момента люди поняли, что киберспорт - место скопления большого количества денег. Людям интересно это направление, и его стоит развивать. Шаг за шагом, киберспорт начал набирать обороты: призовые и зарплаты росли, аудитория увеличивалась и так далее.
А что сейчас?
За эти 10 лет команды, представляющие СНГ регион, успели навести немало шороху в киберспорте. Так, команда Na`Vi, выигравшая первый Чемпионат Мира по Dota 2 в 2011, в последующих двух годах также завоевала титул серебряного призера. В общем, за десятилетнюю историю существования данной команды, ее призовые исчисляются суммой $4 337 003. Немало, согласны? Дальше - больше.
Организация Na`Vi отличилась своими победами не только в дисциплине Dota 2, но и CS:GO. Игроки этой команды в последнее время выигрывают турнир за турниром и по праву считаются лучшими на сцене на данный момент. Общая сумма призовых - $5 091 782.
Только Na`Vi? и все?
Нет, пока не все. Начиная с 2016 года, когда команда Na`Vi в Dota 2 уже не показывала своих былых результатов, в команде Virtus Pro, считающейся основным конкурентом Na`Vi в СНГ пространстве, появился свой звездный состав. Хоть он и менялся со временем, но команда в целом продолжала показывать удивительные результаты, побеждая сильнейших из Китая и Европы. К сожалению, ни одному составу Virtus Pro так и не удалось выиграть The International, но и без него сумма призовых команды составила $9 585 128.
Хоть и без трофея Чемпионов The International, трое из игроков Virtus Pro, по результатам нескольких зрительских голосований, стали главными звездами некоторых проходивших турниров и получили в награду по автомобилю Mercedes.
Но в чем загвоздка?
К гадалке ходить не надо, чтобы понять, что основной доход киберспортивной организации - это призовые. Да, у любой организации заключена куча контрактов со спонсорами, букмекерами и т.д. Однако, на практике мы видим, что если команда не приносит результатов, не выигрывает турниры, то ее содержание становится убыточным для организации, и состав прикрывают. Получается, нет побед - нет киберспорта.
К сожалению, мы приходим к главной проблеме киберспорта. Истории, расказанные выше, повествуют нам о мизерном проценте от общего числа игроков, ежедневно совершенствующих свои умения в надежде стать чемпионами мира. Если же игрок не входит в этот мизерный процент, не выигрывает турниры, то он обречен скитаться из команды в команду, пока не начнет добиваться хоть какого-то результата.
Так получается замкнутый круг: игрок попадает в команду, проигрывает свой первый турнир, вылетает из команды (ведь содержать его стоит недешего, а раз он не выигрывает, то это и не выгодно) и теряет возможность раскрыть весь свой потенциал, ведь ему срочно нужно заново искать источник дохода. Именно поэтому многие профессиональные игроки, заимевшие хоть какую-то фанбазу, уходят из киберспорта и становятся стримерами.
А как обстоят дела со новичками?
В целом, если смотреть на опыт других стран, то в России киберспорт почти не развивается. Приходя в школу, ребенку открывается целый набор из различных секций: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, хоккей и так далее. Но ни в одной школе никто не скажет: "Эй, не хочешь научиться играть в CS:GO?". В этом, в основном, и состоит проблема развития новых талантов. Каждый, кто хочет стать киберспортсменом, по факту, должен обучиться всему сам.
Конечно, не все так туманно, в интернете можно найти много различных "Школ киберспорта" и тому подобное, однако они уж точно не смогут помочь вам стать киберспортсменом. Выйти на новый уровень - возможно, но не более.
Что имеем в итоге?
Итог получается не очень радужный: существует какой-то киберспорт, в котором, если войдешь в 1% лучших, то по праву сможешь считать себя успешным человеком, получать высокие зарплаты и призовые, иметь огромную фанбазу и быть узнаваемым во всем мире.
Если нет, то ты обречешь себя на отчаянный поиск новой команды, которая поможет тебе не умереть с голоду (ведь других источников дохода у тебя, скорее всего, нет - очень мало киберспортсменов получают высшее образование).
К тому же, данная сфера обладает довольно высоким порогом вхождения, связанным с отсутствием нормальных источников образования. Чтобы стать киберспортсменом, нужно, по крайней мере, обладать природным талантом и твердой решимостью.