Найти в Дзене
Илья Duke

Какой женский головной убор на самом деле был в старину на Руси?

Большинство моих читателей в ответ на вопрос в заглавии статьи наверное ответят: конечно же это кокошник! А те, кто знают русскую историю и культуру чуть глубже заодно добавят, что этот головной убор пришел на Русь из Византии и прообразом для него послужила византийская диадема.

Но на самом деле не все так просто. Кокошник почему то в письменных источниках упоминается довольно поздно, как правило не ранее XVII века. А распространение он получил отчего то именно в северных русских землях. Почему? На самом деле этот головной убор действительно появился на Руси не сразу, а заимствован был вовсе не в Византии, а как раз на севере. Главным образом у финских народов, а также мог придти и из Скандинавии.

Перед вами — традиционное скандинавское свадебное головное украшение. Называется Lad. Происходит из центральной Швеции, город Malung, провинция Dalarna. Украшение было распространено по всей Скандинавии.

Bridal headdress from Malung, Dalarna, Sweden.
Bridal headdress from Malung, Dalarna, Sweden.
-3
-4
-5

О том, что между северными народами и Русью был культурный обмен и присутствовала похожесть в женской одежде свидетельствует например и вот эта картина белокурой девушки в синем сарафане и лаптях. Это финка:

-6

Своим женским национальным костюмом северные народы до сих пор считают вот такой:

-7

Причем у норвежек цвет сарафана преимущественно красный, у шведок и финок - как правило синий и голубой.

Проникновение на Русь этого головного убора с севера подтверждает и археология. Самые ранние головные уборы, отдаленно напоминающие кокошник, обнаружены при раскопках в Великом Новгороде в слоях XII-XIII веков.

Каким же на самом деле был исконный национальный головной убор женщин на Руси спросите вы? Этим головным убором была КИКА. Ниже на рисунке три ее вида:

-8

Причем на Руси по всей видимости наиболее распространенной была именно средняя, с рожками. Она символизировала связь женщины с Макошью, славянской языческой богиней плодородия, образ которой, в числе прочего, восходит и к древнеегипетской богине Хатор, иногда изображавшейся в виде коровы.

-9

Упоминания этого головного убора в ранних письменных источниках встречаются гораздо чаще.

-10

Почему же сейчас в различных исторических фильмах, мультфильмах и книжках русских девушек и женщин изображают в кокошниках? А в киках как правило перед нами предстают злые королевы и колдуньи? Все просто. Развитие изобразительного искусства пришлось уже на те времена, когда кокошник уже вытеснил кику. Поэтому на дореволюционных картинах женщины уже в кокошниках. К тому же есть предположение, что в какой то момент у христианского духовенства кика могла начать ассоциироваться с пережитком языческой дохристианской эпохи, что также способствовало ее вытеснению кокошником. Кокошник же мог постепенно видоизмениться в духе именно византийских традиций.

-11

Интересно и происхождение названия "кокошник". Многими исследователями указывается на сходство термина с прибалтийско-финскими названиями петуха kokko, kekko.

География распространения кокошника тоже в общем совпадает с
северно-великорусским населением. А его субстрат (подоснова) изначально видимо была финно-угорской. Ну, и в традиционном костюме Республики Коми кокошник кстати тоже присутствует, хотя официально считается "заимствованием из русского быта".