Наука и искусство в 21 веке – отличные коллеги. А традиции столь тесного сотрудничества начались еще в прошлое столетие.
Первый Лунный музей – звучит потрясающе фантастично, но это не совсем то, о чем вы подумали. Единственный спутник Земли притягивает внимание человечество тысячи лет, но вот экспедиции на Луну давно позади (на это есть сугубо практические причина, то есть – это просто не выгодно). Однако во второй половине ХХ века настоящая «лунная лихорадка» сподвигла художников на довольно смелый проект.
Тогда в 1969 году было решено отправить на Луну произведения шести американских художников. Это были великие начинатели поп-арт, создававшие совершенное новое понимание искусства.
Правда то, что американский скульптор Форрест Майерс назвал Лунным музеем, представляет собой крошечную керамическую пластину с миниатюрной гравировкой.
На пластине можно было увидеть крошечные рисунки: «Ракетный корабль» Энди Уорхола, «Линия» Роберта Раушенберга и черный квадрат с тонкими белыми Дэвида Новроса. В нижнем ряду были «Схема» Джона Чемберлена, «Геометрический Микки Маус» Класа Олденбурга и компьютерный рисунок «Взаимосвязь» Форреста Майерса. Все это и решили вывезти в космос.
Однако НАСА идею всерьез не восприняла (ну, разумеется, ведь вместо ракеты Уорхол нарисовал фаллический символ). Да и вообще, задачи стояли серьезные, ученым было не до эпатажных выходок.
Тем не менее, фронтмен проекта скульптор Майерс свел тесное знакомство с одним из инженеров НАСА, который обещал прикрепить пластину к модулю тайно, чтобы она достигла луны и там отсоединилась. Правда, доподлинно неизвестно, было ли это сделано и действительно ли существует так называемый Лунный музей.
О событии было опубликовано в газетах в тот момент, когда Лунный модуль уже стартовал к Земле. Ученые перевели оказию в шутку и выразили надежду, что на пластине были действительно достойные произведения.