Найти тему

ПСАЛОМ 30: ИЗМУЧЕННЫЙ ГОРЕМ

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалом 30 - это плач Давида. Прославление Бога и борьба человека с трудностями придают ему звучание, напоминающее жалобные вопли и тоску одиночества Иеремии, измученного гонениями и безысходностью. Р. Уайт отмечает:

«Одна фраза [в Пс. 30], “отовсюду ужас” (ст. 14), у Иеремии встречается пять раз; стихи 8-19 звучат как комментарий к Иер. 20:7-13; стих 13 напоминает притчу Иеремии о горшечнике; стих 6 отражает Иер. 8:19 и 10:8».

Поскольку между словами и чувствами, выраженными в этом псалме, и некоторыми отрывками из книги Иеремии существует явное сходство, то правомерно предположить, что пророк читал этот псалом и использовал его. Кроме того, похоже, его цитировал Иона (ст. 23), когда молился из чрева кита (Иона 2:5). Наш Господь, умирая на кресте, произнес строку из стиха 6 (Лк. 23:46). Он воспользовался этими словами, потому что они хорошо показывают дух доверия в самые страшные часы скорби и несчастья.

Уже нельзя определить, какие драматические дни жизни Давида подсказали ему этот псалом. Текст указывает, что во время сочинения псалма автор испытывал гонения, страшную усталость, злословия и, возможно, физический недуг - лавину несчастий, причинявших ему невыразимую душевную боль. Поверженный, он воззвал к Богу. Псалом характеризуется постоянной сменой настроения - отчаянием, надеждой на Бога, вновь отчаянием и вновь надеждой.

Псалом выражает чувства, вызванные несчастьем и горем, обычным для жизни. Слезы, смех и кровь - это то, что свойственно всем в мире. Как сказал А. Макларен, в несчастьях человека нет ничего оригинального. Нужды человеческого сердца везде одинаковы.

Этот псалом отвечает на наш с вами вопрос: что делать, когда мы обессилены, разбиты и сломлены борьбой с жизненными трудностями?

I. ПРЕДАЙТЕ СЕБЯ БОГУ (ст. 2-6)

Когда свалившиеся на человека трудности отнимают у него последние силы, он должен предать себя Богу. У Давида не было ответов на свои проблемы, но он знал, где их взять.

«На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, ибо Ты - каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты - крепость моя. В Твою руку предаю дух мой...» (ст. 2-6).

Он начинает с замечательного заявления об уповании на Бога. Уповать - значит верить и надеяться на Бога, находить в Нем прибежище. Уповающий на Бога вверяет свою жизнь и свой дух Его заботам. Давида поддерживает его вера в то, что всякий, кто отдается под Божье покровительство, не будет разочарован, унижен или постыжен.

Давид и Бог неразлучны: Бог - это его твердыня, дом прибежища, его каменная гора и ограда, крепость и водитель. Без его Бога у Давида нет ни жизни, ни надежды на жизнь. Переходя от восхваления к мольбе, он просит Бога указать, что ему делать и как жить, а также избавить от тех, кто пытается схватить его.

Свои просьбы он основывает на Божьей правде, молит об избавлении ради Его имени и ради того, что Он - скала для Своего народа. Давид хочет, чтобы Бог продемонстрировал Свою праведность, осудив все направленное против него зло и избавив от врагов. Он просит Бога поспешить к нему на помощь - так велика экстренность просьбы.

Незабываема строка этого псалма: “В Твою руку предаю дух мой”. Такие же слова произнес Иисус, умирая на кресте (Лк. 23:46). Когда Давид писал их, он вручал свою жизнь и свое будущее Богу. Если Давид будет жить, то это потому, что так решит Бог. Какие еще слова мог вспомнить Иисус, когда вверял Свой дух Богу перед самой смертью? Бог есть Бог истины, поэтому Он надежен и верен. Он свято хранит все, что передано в Его руки.

Оказавшись в водовороте трудностей, Давид предает себя в Божьи руки, чтобы Он защищал и вел его. С самоотвержением, покорностью и верой приходит спокойствие.

II. УПОВАЙТЕ НА БОГА (ст. 7-19)

Несмотря на беспросветность своего положения, Давид твердо решает радоваться тому, что Бог именно таков, как есть.

«Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю. Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей и не предал меня в руки врага...» (ст. 7-9).

Всякому, кто любит Бога и верит Ему, отвратительны идолы; такой не будет поклоняться им. Выражение “суетные идолы” на еврейском буквально означает “тщета лжи”. Ложные боги были фикцией, плодом воображения поклонявшихся им язычников. Кто поклоняется идолу, тот поклоняется лжи.

Давид основывается на Божьей заветной верности (Его милости) по отношению к Своему народу. Он знает, что Бог видел его страдание и не допустит, чтобы враг одержал над ним победу. Он верит, что его Бог удержал, окружил его врагов, ограничил их передвижение и поместил Давида на просторном открытом месте, где он мог жить свободно и безбоязненно.

«Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. видящие меня на улице бегут от меня. Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый...» (ст. 10-14).

Давид страстно хочет, чтобы Бог вошел в его положение, и потому перечисляет Ему свои трудности. “Снизойди до моей боли, посмотри, в какой я опасности”, - как бы говорит он. В жизни Давида сошлось все: болезнь, утрата, предательство и природное бедствие, - и все это сказалось на его теле и духе. Его глаза покраснели от постоянных слез. Душа и тело исполнены горя. В таком положении он пребывает уже долгое время и потому совсем иссох. Страдания высосали его соки, его физическую силу. Он должен признать, что в некоторой степени причиной его душевной боли является грех. Все эти несчастья ввергли его в глубокое отчаяние, и оно терзает его.

Враги, пытавшиеся убить Давида, не только глубоко ранили его дух, но и подорвали его репутацию среди друзей и знакомых. Когда он появлялся, они уходили. Такое предательство, возможно, наносило ему более глубокие раны, чем стрелы врагов. Он превратился в ничто, словно стал покойником. Человек живет, умирает и исчезает из памяти людей. Давид считает, что его забыли, как забывают умершего, а ведь он еще жив. Он как разбитый бесполезный сосуд, который нужно выбросить за ненадобностью. По словам Давида, “отовсюду ужас” (ст. 14); этой фразой воспользовался Иеремия, чтобы точно описать свое тяжелое положение (Иер. 6:25; 20:10; 46:5; 49:29; Плач. 2:22).

«А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог. В Твоей руке мои дни; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лицо Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. Господи! Да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презрением» (ст. 15-19).

Единственное, что можно сделать в такой ситуации, это уповать на Бога. Его решение разветвляется на четыре направления.

(1) Он подтверждает свою уверенность в Боге. В слова “мой Бог” он вкладывает очень личные чувства, привязанность и веру. Он близок к Богу и знает, что и Бог близок к нему.

(2) Он передает обстоятельства и перемены в Божье верховное управление. “Дни мои, - говорит он, - в Его руках”. Он вручает Богу всю свою жизнь как она есть - и в беде, и в благоденствии. О его будущем теперь станет заботиться Бог.

(3) Он сдается на Божью милость. Фраза “Яви светлое лицо Твое рабу Твоему” - одна из самых прекрасных в Ветхом Завете. Впервые она была использована в связи с Моисеем (Чис. 6:25). Она говорит о свете Божьего общения, благодати и присутствия. Давид знает, что находится под защитой Божьей непреходящей любви.

(4) Он молится, чтобы Бог удалил от него врагов. Он напоминает Богу, что всегда поклонялся и молился Ему. Будучи Его рабом, он находится под Его покровительством. “Пусть нечестивые онемеют, придут в замешательство и будут осуждены, но не я”, - говорит Давид. “Пусть прекратится их ложь, и пусть они не смогут больше ничего сказать против Тебя и меня. Путь они умолкнут, как покойники”, - молится он.

Не в состоянии изменить свое положение, Давид отдает себя Богу и обещает верить Ему.

III. ПОМНИТЕ, ЧТО СДЕЛАЛ БОГ (ст. 20-23)

Затем, обретя обновленную силу духа, Давид оглядывается на то, что сделал Бог, чтобы напомнить себе, что Бог еще сделает для него. Когда на нас сваливается беда, мы должны вспоминать, как Бог защищал нас в прошлом, и смотреть на это как на обещание того, что Он сделает в будущем.

«Как много у Тебя благ, которые Ты... приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков. В смятении моем я думал: “отвержен я от очей Твоих”; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе» (ст. 20-23).

Божья благость открывается нам в Его праведных деяниях любви, благодати и милости в жизни тех, кто служит Ему. Боящиеся Бога (благоговеющие перед Богом) получают от Него несметные дары! Он всегда верен Своим! У Бога неиссякаемая кладовая, полная щедрых подарков, и Он постоянно дает из нее тем, кто любит Его.

Бог укрывает Своих любимых в Своем славном присутствии, чтобы до них не дотянулись грязные руки нечестивых. Когда мы сокрыты в Боге, ядовитые языки и злословящие уста порочных людей не смогут повредить нам. Сам Бог защищает нас.

Давид вспоминает, как Бог пришел ему на выручку, когда он был в городе, осажденном вражеским войском. Тогда ему на какое-то время показалось, что все потеряно, что ему не спастись. В отчаянии он думал, что отделен от Божьей силы. Однако Давид продолжал молиться, и Бог ответил, дав ему победу. Воспоминание об этом спасении возрождает у Давида надежду. И хотя Бог еще не вызволил его из теперешней трудной ситуации, Давид все равно верит, что Он поможет ему. Он делал это прежде, сделает и теперь.

Когда горе обрушивается на вас, словно мощный поток, когда вы молитесь, но не видно никакого ответа, вспомните, как Бог поступал по отношению к Своему народу в прошлом. Продолжайте молиться вашему небесному Отцу и помните, что в Свое время Он ответит вам.

IV. МУЖАЙТЕСЬ И ЖДИТЕ (ст. 24, 25)

В-четвертых, разбитое сердце не должно сдаваться; оно должно надеяться на Бога. Он разрешит наши проблемы и отрет наши слезы в наилучшее время для Своих святых целей и для нас.

«Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком. Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!» (ст. 24, 25).

Оглядываясь вокруг, Давид думает о тех, кто так же страдает, и взывает к ним: “Продолжайте любить Господа”. Какими бы ни были ваши жизненные обстоятельства, упорно держитесь вашей веры в Бога. А потом он добавляет: “Укрепляйтесь в вере и мужестве”.

“Ждать” - значит знать, что у Него есть некая цель, достойная страдания и ожидания. Если мы терпеливо ждем, надеясь на Него, Он исполнит то, что задумал для нас. Ведь Он не пришел на выручку Иисусу, когда Он умирал на кресте. Сними Он Своего Сына с креста, и у мира не было бы надежды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Давид наглядно показал нам тот путь, которым мы, будучи во тьме, должны ходить перед Богом. Когда опасности обрушиваются на нас подобно мощному водопаду, мы должны помнить, какой путь избрал Давид в самые трудные для него дни: он предал себя Богу, уповал на Бога, вспоминал, что Бог сделал для него в прошлом, и готов был мужаться и ждать. Его путь - единственный, который и мы должны избрать, когда бываем измучены горем.

Псалом 30 воспевает веру в Бога, когда наше настоящее и будущее еле просматриваются сквозь мрачные тучи страдания и враждебности злых людей. Он показывает, что благодаря вере мы можем справиться с трудностями, если будем надеяться, что Бог сохранит то драгоценное, что вверено Ему.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД