В XIX веке правила ведения войны на море кардинально изменились из-за появления на флоте паровых машин. Теперь корабли не зависели от направления ветра, что давало огромное преимущество в бою. Первые пароходофрегаты были колёсными и могли развивать скорость хода в несколько узлов. Отсюда вытекали их основные недостатки: уязвимость гребных колёс и малое число орудий. Но со временем техника становилась всё совершеннее, и всё больше паровых кораблей появлялось во флотах ведущих морских держав.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
В середине века флот Российской Империи насчитывал всего шестнадцать колёсных пароходофрегатов, из которых девять было в составе Балтийского флота и семь в составе Черноморского. Причём на Балтике были сосредоточены #корабли отечественной постройки, а на Чёрном море — британской. К началу Крымской войны были заложены две пары винтовых фрегатов (два корабля на Балтике и два на Чёрном море), но достроить их не успели.
Один из черноморских пароходофрегатов, построенных в Великобритании, носил имя «Владимир» (заложен в 1847 году). Фрегат был водоизмещением 1200 тонн и 61 метр длиной. Вооружение составляли девять, а позже одиннадцать орудий. Помимо трёх мачт имелась паровая машина мощностью 400 лошадиных сил. В 1848 году на Темзе начались ходовые испытания, где была достигнута скорость в 11 узлов. А через два года «Владимир» вступил в состав Черноморского Флота.
Напряжённая обстановка в южных регионах переросла в очередной конфликт между Российской Империей и Турцией. Чёрное #море вновь стало полем боя русского и турецкого флотов. Так, уже осенью 1853 года Черноморский флот начал активную деятельность против судоходства противника вблизи его побережья. В начале ноября «Владимир» обнаружил одинокий корабль противника, который шёл под парусами. Помимо мачт у него имелась дымовая труба, что ясно дало понять — это неприятельский пароходофрегат. Турки заметили русский корабль и начали разводить пары, но было уже поздно. «Владимир» легко нагнал своего противника, навязав бой на своих условиях. Турецкий пароход, который носил имя «Перваз-Бахри», имел на борту десять орудий и вполне мог оказать серьёзное сопротивление.
Однако командир «Владимира», капитан-лейтенант Г. И. Бутаков, нашёл слабое место неприятеля: у того отсутствовали кормовые орудия. Русский пароходофрегат, обладая большей скоростью, держался вне сектора обстрела турецких орудий, сам ведя точный огонь. Спустя три часа «Перваз-Бахри» был вынужден поднять белый флаг. Корабль получил тяжёлые повреждения, а среди команды было много убитых и раненых. Абордажные партии быстро осмотрели корабль, после чего «Владимир» взял поверженного противника на буксир. В том бою турки потеряли более 40 человек убитыми и ранеными, почти 80 были взяты в плен. Потери российской стороны были незначительны: два убитых матроса и два раненых. С большим трудом турецкий пароход был доставлен в Севастополь.
Первый в истории бой паровых кораблей окончился решительной победой русского пароходофрегата «Владимир». Было ясно, что эпоха парусного флота подошла к концу, открывая дорогу паровым машинам.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.
Другие интересные материалы
#Флот #Россия #Турция #Пароход