Найти тему
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

Абрам-строитель – не мордвин, а смолянин? Объяснение легенды об Абрамовом городке, мнимом предшественнике Нижнего Новгорода

Оглавление
Это и остальные изображения взяты из открытого источника Яндекс-картинки
Это и остальные изображения взяты из открытого источника Яндекс-картинки

Здравствуйте, дорогие друзья! В прошлый раз мы с Вами разбирали миф о мнимом булгарском городе, якобы стоявшем на месте Нижнего Новгороде. Он будто бы назывался «Ибрагимов». Мы выяснили, что Ибрагим – плод воображения нижегородского краеведа XIX века Храмцовского. Это Храмцовский без всяких оснований назвал Абрама (построившего по легенде городок на месте будущего Нижнего Новгорода) Ибрагимом.

Предание об Абрамовом городке изложил в своём произведении «Очерки мордвы» писатель Мельников-Печерский. Мы его уже цитировали. Вот оно: «из-за Кудьмы-реки мордвин Абрамка пришел на устье Оки и поселился на Дятловых горах, поросших дремучим лесом». «Было у него четырнадцать сыновей и три дочери, и построил Абрамка семнадцать домов». Это и был «Абрамов городок».

Повторим ещё раз: у Мельникова мордвин Абрамка нигде не называется мусульманским именем Ибрагим. Ибрагим выдуман Храмцовским!

Но откуда взялся мордвин с совсем не мордовским именем Абрам? Попробуем объяснить происхождение легенды об Абрамовом городке.

Во-первых, кто названную легенду сложил? П.И. Мельников-Печерский назвал это предание русским. По словам писателя – это устный «местный рассказ». Возник он, несомненно, среди нижегородцев: там очень много деталей, указывающих на конкретные места в Нижнем Новгороде. В частности на «архиерейский дом» (современное здание консерватории). Именно там Абрамка построил семнадцать домов. Это исторический центр Нижнего Новгорода (улица Пискунова, дом 40).

Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки. Прежде - Архиерейский дом.
Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки. Прежде - Архиерейский дом.

«Абрамка укрепил свой городок, обнес его тыном и валами», – говорится в легенде. А вот ещё несколько важных подробностей: «В городке своем Абрамка устроил двое ворот: одни с южной стороны вала, широкие, с дубовыми растворами, и завалил их землей; другие — Тайницкие, у Коровьего взвоза, на север, из которых ходили за водой на Волгу».

Тайницкая башня Нижегородского каменного кремля. Здесь был тайный ход к речке Почайне (а не к Волге, как говорится в легенде).
Тайницкая башня Нижегородского каменного кремля. Здесь был тайный ход к речке Почайне (а не к Волге, как говорится в легенде).

«Коровий взвоз» – это исторически существовавший топоним. Он упоминается в Писцовой книге XVII века. Согласно этому надежному источнику на месте выхода на волжский откос улицы Пискунова стояла башня деревоземляного острога, а в ней были проезжие ворота. Сразу за острожной башней с откоса сбегал Коровий взвоз – спуск к Волге.

На месте той самой башни деревоземляного острога 17 века сегодня расположилось главное здание Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.
На месте той самой башни деревоземляного острога 17 века сегодня расположилось главное здание Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника.

А теперь важная информация об Абрамке. Оказывается, он был «панком», т.е. «правителем» мордвы, – поясняет Мельников-Печерский.

Продолжаем пересказ легенды. К Абрамову городку подошли русские. Правда, возглавлял их почему-то некий «мурза». От мурзы последовало требование к Абрамке: «Уйди ты от устья Оки и давай князю нашему дань». Абрамка объяснил, что он только выборный «панок» и не может один решать такие вопросы. Мурза дал Абрамке 4 дня на раздумье. На четвертый день условленного срока Абрамка велел раскопать засыпанные землей ворота, и осажденные совершили вылазку.

Итак, ядром легенды является информация о том, что «панок» Абрамка построил деревоземляную крепость, топография которой точно соответствует нижегородским реалиям, а её осаждал «мурза». Могло ли что-то подобное иметь место в действительности? Да, могло, причем в четко очерченный исторический период, а именно между 1500 и 1506 годами.

В Кратком Московском летописце конца XVII века говорится о том, что «Лета 7009-го году сентября в 1 день заложили делать Нижний Новград, вначале Тверскую башню». Речь идет о крепости в Нижнем Новгороде (видимо деревоземляной – будь она каменной, летописец не преминул бы это отметить). Её начали строить 1 сентября 1500 года с Тверской башни. Такое название эта башня, видимо, получила от тверской рати, входившей в состав общерусского войска в битве с литовцами при реке Ведроши. В этом сражении, состоявшемся в июле 1500 года, решающую роль сыграл выдающийся полководец Даниил Щеня, командовавший «Тверской силой». Он пленил несколько сот литовцев и, как сообщает «Казанский летописец», привел их в Нижний Новгород.

Даниил Щеня. Фрагмент памятника "Тысячелетие России" в Новгороде.
Даниил Щеня. Фрагмент памятника "Тысячелетие России" в Новгороде.

Можно уверенно утверждать, что пленники Щени были не этнические литовцы, а жители Западной Руси, входившей тогда в состав Великого княжества Литовского. Сами себя они называли русскими. Это были жители будущей Беларуси и Смоленской области. Среди них имелось немало искусных мастеров.

Видимо с их помощью в Нижнем Новгороде в 1500 году и стали возводить новую крепость. (Старая была разрушена в XV веке). В 1505 году она выдержала осаду казанского хана Мухаммеда-Эмина и его шурина (внимание!) – ногайского мурзы. При этом литовские пленники, умевшие хорошо обращаться с огнестрельным оружием, сыграли решающую роль в спасении города. В награду за свой подвиг все они получили свободу. Но мало кто из них ушёл в свою землю. Многие остались в Нижнем Новгороде. Они построили дома на волжском откосе у Коровьего взвоза. Так в городе возникла Панская слобода.

«Паны», – объясняет Владимир Даль в своём словаре, – «в разных русских губерниях ляхи и литва, переселенные в давние войны в виде ссылки». В этой же словарной статье великий лексикограф объясняет, кто такие «панки»: если пан – это барин, боярин, то панок – «полупан, небольшой». Правда здесь Даль приводит и другое значение указанного понятия: панки – «забытые потомки мордовских князей, как мурзы у татар».

Владимир Даль долго жил в Нижнем Новгороде. Здесь он собирал материал для своего словаря.
Владимир Даль долго жил в Нижнем Новгороде. Здесь он собирал материал для своего словаря.

Без сомнения такое толкование слова «панки» Далю сообщил его друг по Нижнему Новгороду, П.И. Мельников, не раз поставлявший Владимиру Ивановичу сведения для его словаря. Но то предание, которое записал Мельников, уже успело за триста лет утратить изначальный смысл. По нашему мнению в его первом варианте панок Абрамка был литовским пленником, а не мордвином. Ведь специалисты знают, что у мордвы бытовали такие социально-политические термины как «инязор» («великий хозяин») и «оцязор» («большой хозяин»), а слово «панок» – чисто славянское, характерное для Великого княжества Литовского.

Определение «панок» указывает на то, что Абрамка не принадлежал к литовской знати, а был «полупаном». Об этом же говорит и уменьшительный характер имени – «Абрамка», вместо «Абрам».

Теперь обратимся к анализу самого этого имени. Для мордвы оно нехарактерно, даже после принятия православия, а в XII веке существование мордвина Абрамки невероятно. Зато среди русского населения библейское имя Авраамий в разных вариантах (Аврам, Абрам, Авраамка, Абрамка) было не такой уж редкостью. Особенно популярно оно было в Смоленске. Там прославился святой с таким именем – Авраамий Смоленский. Известна также «Летопись Авраамки», написанная в Смоленске в 1495 году.

Поэтому Абрамка – белорус или смолянин – вполне мог оказаться среди литовских пленников Даниила Щени и быть их выборным представителем или начальником – панком. От его имени, как нам представляется, и получил название Абрамов городок. Это была деревоземляная крепость, построенная в самом начале XVI века.

Поэтому, Абрамов городок никак не мог являться предшественником Нижнего Новгорода, возведенного Юрием Всеволодовичем в 1221 году.

Зато Абрамов городок явился предтечей каменного Нижегородского кремля, вознесшегося на Дятловых горах в 1508–1513 годах.

Нижегородцы запомнили, что на месте их каменного кремля (или «города», как его все называли) стоял деревянный городок, построенный панком Абрамкой и выдержавший осаду Казанского хана и Ногайского мурзы. Но за триста лет бытования, сохранив историческое ядро, легенда сильно исказилась. В частности смолянин или белорус Абрамка превратился в мордвина.

#История Нижегородского края #Нижний Новгород #Мельников-Печерский #Древняя Русь