Найти тему
Катехон

ПАНДЖШЕРСКАЯ ДОЛИНА – АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ТАЛИБОВ?

Оглавление

Афганистан

Амаленду Мисра

В течение очень долгого времени жители долины были известны как неукротимые повстанцы. И вновь там формируется движение сопротивления.

Панджшерская долина и ее жители имеют специфическую репутацию. Расположенная примерно в 90 милях от Кабула в северном центральном регионе Афганистана, долина является чем-то необычным. Здесь проживает самое многочисленное этническое таджикское население страны, около 100 000 тысяч жителей, населяющих долину, которые известны как «упорные неудачники».

В течение очень долгого времени живущие в долине были известны как неукротимые повстанцы. Безусловно, на протяжении почти 50 лет из всех районов и провинций Афганистана именно этот регион успешно бросал вызов всем неправедным властям – как внутренним, так и внешним – в своем стремлении сохранить свободу и автономию Афганистана. Панджшерская долина на протяжении десятилетий была неукротимым центром афганской партизанской войны. Если Афганистан – кладбище империй, то Панджшерская долина – сердце этого кладбища.

Когда в 1979 году советские танки вторглись в Афганистан, жители долины под предводительством легендарного командира партизан Ахмад Шаха Масуда заставили их умыться кровью. Тот же Масуд выступил против соперничающих ополченцев, выступавших против формирования центрального правительства после ухода Советов в 1989 году. Он снова поведет свой народ против грозного «Талибана» (запрещенного в РФ) до его убийства «Аль‑Каидой» (также запрещенной в РФ) 9 сентября 2001 года.

Мы должны обратить наше внимание на эту непобедимую и свободную духом Панджшерскую долину и ее народ как носителя возможной альтернативы нынешнему кризису в Афганистане. Говоря о расширении контроля талибов над Афганистаном, мы склонны забывать, что из всех районов и провинций страны именно Панджшерская долина бросила им вызов. Верный своей репутации, ее народ стоит особняком и, как и прежде, непобедим. Неудивительно, что этот регион сейчас быстро привлекает к себе возрождающееся движение, направленное против талибов. Но сможет ли долина снова восстать против силы «Талибана» и оправдать свою старую славу – победителя тирании?

Бельмо на глазу у талибов

Многие маршруты были использованы бывшими лидерами поддерживаемого США афганского правительства, пытавшимися покинуть страну. Некоторые покинули Афганистан, другие ушли в подполье; иные отступили в Панджшерскую долину. Вице-президент Амрулла Салех сделал ее своим убежищем и базой. Бывший ученик «Панджшерского Льва» – Ахмада Шаха Масуда, Салех теперь демонстративно заявляет, что в соответствии с конституцией Афганистана он является законным исполняющим обязанности президента после бегства Ашрафа Гани. Укрывшись в долине, он также говорит о формировании единого сопротивления против талибов. Но сможет ли долина и ее жители оправдать свою репутацию и снова стать катализаторами будущего разгрома талибов?

Если верить сообщениям в социальных сетях, похоже, что в долине медленно, но неуклонно собираются различные представители оппозиции. Среди них выделяется бывший министр обороны генерал Бисмиллах Мохаммади. Кроме того, здесь присутствует Ахмад Масуд – решительный и дерзкий сын Ахмада Шаха Масуда, поразительно на него похожий.

Из этого очага сопротивления Салех и Ахмад Масуд призывают к ответным действиям против талибов. Со своей стороны Салех пообещал в Твиттере: «Я никогда, никогда и ни при каких обстоятельствах не преклонюсь перед талибскими террористами. Я никогда не предам душу и наследие моего героя Ахмада Шаха Масуда, полководца, легенды и наставника. Я не буду разочаровывать миллионы людей, которые меня слушали. Я никогда не буду под одной крышей с Талибаном. НИКОГДА».

Об этом также очень ясно говорится в недавней статье Ахмеда Масуда в Washington Post: «Что бы ни случилось, мои бойцы-моджахеды и я будем защищать Панджшер как последний бастион афганской свободы. Наш боевой дух не пострадал. Мы по опыту знаем, что нас ждет». Салех и Масуд надеются, что их клятвенная верность и кровные узы с самым известным героем Афганистана в новейшей истории побудят население сформировать отряды сопротивления. Признавая, что местность долины идеальна для оборонительной войны в горах и, конечно же, чувствуя ее легендарную ауру неповиновения, тысячи бывших афганских солдат также отступили в долину.

Пока они перегруппировываются и планируют стратегию, главные проблемы, с которыми сталкиваются эти противники «Талибана», – это вопросы критически важной военной, экономической и материально-технической поддержки, необходимой для выполнения такой миссии. Несмотря на всю свою красоту, долина не имеет выхода к морю и труднодоступна. Если сопротивление перейдет на сторону «Талибана», им потребуется всяческая помощь со стороны посторонних сил, сочувствующих их делу. Неудивительно, что лидер Панджшера Ахмад Масуд ясно дал понять международному сообществу, что для того, чтобы оказать эффективное сопротивление талибам, «им нужно больше оружия, больше боеприпасов и больше припасов». Кто мог прийти им на помощь?

Спойлеры

Уже сейчас существует некоторое внешнее региональное сопротивление захвату власти талибами. Таджикистан, с его этническими связями с долиной, может оказать критическую поддержку, если станет очагом сопротивления. Посол Афганистана в Таджикистане генерал-лейтенант Захир Агбар, бывший сотрудник службы безопасности до вступления в дипломатический пост, уже пообещал, что Панджшер станет плацдармом для тех афганцев, которые хотят продолжать борьбу против талибов. По его словам, «Панджшер стойко противостоит любому, кто хочет поработить людей».

Индия, которая была бесцеремонно изгнана из Афганистана после ее 20-летних усилий по налаживанию связей, не могла бы желать ничего лучшего, чем движение сопротивления, растущее в Панджшерской долине. Во время гражданской войны 1990-х годов она оказала важную военную и экономическую поддержку «Северному альянсу» во главе с Ахмадом Шахом Масудом.

Неспособность «Талибана» справедливо относиться к шиитскому меньшинству хазарейцев в стране (которое подвергалось жестокому обращению со стороны этой группировки в прошлом) может вызвать гнев Тегерана. Не будем забывать, что Иран был ключевым сторонником «Северного альянса», когда «Талибан» находился у власти в период с 1996 по 2001 год. Также возможен вариант договоренностей с Соединенными Штатами. Если интересы Вашингтона будут подорваны «Талибаном», он может снова поддержать внутренний фронт, который восстанет против новых правителей Кабула.

Новая гражданская война?

Само собой разумеется, что если жители Панджшерской долины решат скрестить мечи с талибами и оказать сопротивление, они могут серьезно затруднить способность последних навязать единое правительство сложному сочетанию регионов и этнических групп Афганистана. Стоит помнить, что говорящие на фарси таджики западного и северного Афганистана, включая Панджшерскую долину, постоянно выступали против южных и восточных пуштунов, составляющих ядро ​​«Талибана». Свободный и боевой Панджшер может также побудить других региональных лидеров, лидеров ополчения и полевых командиров, которые теперь свергнуты «Талибаном», оказать сопротивление.

Афганцы на протяжении всей своей истории редко оставались объединенными под централизованной властью. Несмотря на постоянные угрозы существованию государства, в прошлом различные этнические группы страны никогда не выражали солидарности с идеей национального дела. В значительной степени именно этот постоянный вызов способствовал падению правительства Ашрафа Гани. В данных обстоятельствах, учитывая колоссальные недовольства, которые питают различные группы, вожди и граждане, маловероятно, что Талибан сможет сформировать «истинное» и «инклюзивное» правительство национального единства в обозримом будущем. Именно такая система расчетов может стать решающим оружием в арсенале противников «Талибана».