«Из вашего сына получится только сапожник, ему не место в школе, он второгодник, двоечник» — такой прогноз давали учителя родителям Альфреда Адлера. Прошло много лет, и ни на что не годный мальчишка стал известным врачом, основал школу индивидуальной психологии, изъездил с лекциями всю планету. У него тысячи последователей и учеников. А когда у него спрашивали: «В чем секрет вашего успеха?» — он отвечал, что всему в жизни обязан детским комплексам.
Чувство неполноценности присуще каждому из нас, и именно оно заставляет двигаться вперед. Сам Адлер является ярким примером того, как комплекс неполноценности повлиял на него как личность. Он был проблемным ребенком в детстве, но уже тогда интуитивно стал следовать советам своей будущей теории и смог выбраться из болота детских комплексов и страхов. В детстве, когда Альфред заболел тяжелой формой пневмонии, врачи отказались его лечить. Впоследствии, выздоровев, он решил стать доктором. Комплекс неполноценности стал основополагающим термином в теории Адлера. Детские болезни, комплексы, страхи — они есть у каждого. Но кого-то они заставляют идти вперед, а кого загоняют в тупик. Почему?
Адлер считал, что здесь очень важен еще и такой значимый фактор: в какой семье и каким по счету человек родился. Он вел такое понятие, как порядок рождения и считал, что это влияет на характер человека. Например, если ребенок в семье единственный, то он часто вырастает эгоистом. А когда он выходит из семьи в мир, то сталкивается с проблемой, что он — не «Его Величество», а один из многих. Поэтому ему трудно находить общий языке с другими, скорее ему будет комфортнее в одиночестве.
Главная проблема средних детей в семье — отсутствие четко закрепленного места, они где-то посередине, на них никто не обращает внимания. Из средних детей часто получаются хорошие психологи, дипломаты, ведь они маневрируют между старшими и младшими братьями и сестрами. Средние могут добиваться в жизни многого, ведь у них есть хороший стимул — догнать и перегнать старших детей. Не находя места в своей семье — он идет в социум и реализуется в социуме под лозунгом: "Вы все услышите обо мне. Я найду свое место".
А вот последние дети в семье часто избалованы и мало чего могут достигать. По мнению Адлера, они самое слабое звено в семейной цепочке. Теории Адлера уже более 100 лет, поэтому ее решили проверить наши современники в Америке. Они обнаружили, что теория действительно работает. Выяснили также, что младшие дети, привыкшие зависеть от других, чаще страдают от алкогольной зависимости.
Чувство неполноценности, по Адлеру, свойственно всем детям, ведь взрослые большие и сильные, а дети — маленькие и слабые. И именно этот комплекс неполноценности и двигает нас вперед, заставляя достигать чего-то в жизни.
Чувство неполноценности свойственно каждому, но— это не болезнь, а, скорее, стимул к здоровому, нормальному стремлению и развитию. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство собственной несостоятельности захватывает человека — и вместо того, чтобы стимулировать у него полезную деятельность, делает его депрессивным и не способным к развитию.
Комплекс превосходства — один из способов, который человек с комплексом неполноценности может использовать для того, чтобы избежать собственных трудностей. Он пребывает в уверенности, что достиг превосходства над окружающими, в то время как на деле это не так, и этот ложный успех компенсирует для него то состояние неполноценности, с которым он не может смириться.
У нормального человека нет комплекса превосходства. У него нет даже чувства превосходства. Ему может быть свойственно стремление к превосходству лишь в плане амбициозного желания быть успешным; и пока это стремление получает выражение в работе, оно не приводит к ложным убеждениям, которые и являются первопричиной психического заболевания.
А вот в развитой форме комплекс неполноценности — это невроз.
Чего только не делает человек, страдающий от тревожного невроза! Он постоянно просит других сопровождать его, требует поддержки и внимания окружающих — и обычно это ему удается. В данном случае мы замечаем переход от комплекса неполноценности к комплексу превосходства. Другие люди должны служить ему, и, вынуждая их подчиняться себе, невротик начинает главенствовать. Схожий сценарий наблюдается у душевнобольных людей. Столкнувшись с трудностями из-за склонности к самоизоляции, порожденной комплексом неполноценности, они становятся успешными в собственном воображении, считая себя великими людьми.
Человек сам творец своей судьбы — главный постулат теории Адлера. Великим психологом он стал ещё и потому, что вернул людям веру в себя. Он научил их тому, что человек — это не игрушка в руках темных страстей, а сознательный творец своей жизни и собственной судьбы и можно достичь любых вершин, если ставить правильные цели и все время идти вперед.
Подробнее о действии теории Альфреда Адлера в жизни читайте в его книге «Наука жить» на нашем сайте.
Дарим скидку на 30% по промокоду «Кофе».