Найти тему
Vladimir Yakuba

Поиск кандидата: с чего начать

Оглавление

«Первый шаг – всегда самый трудный» (Джоанн Харрис). При поиске кандидата тоже. Неопытные HR-менеджеры, которые допускают ошибки на начальном этапе, потом полгода не могут закрыть вакансию либо проводят интервью с некомпетентными людьми. Чтобы этого избежать, нужно знать 3 этапа поиска. Меня зовут Владимир Якуба, сегодня я расскажу о том, с каких 3 шагов начать поиск кандидата.

Шаг 1: Составление портрета кандидата

«Нам бы адекватного менеджера по продажам» не подойдет. Портрет должен быть конкретным. Вам нужно записать:

  • на какую должность вы ищете претендента;
  • какую должность он может занимать сейчас/какую должность он мог написать в резюме;
  • пол, возраст;
  • образование;
  • опыт работы;
  • личные качества;
  • профессиональные качества;
  • знания, навыки.

Каждый бизнес специфичен. Если какие-то критерии для вас не важны – вычеркните, если чего-то не хватает – добавьте.

С первыми пятью пунктами, думаю, сложности не возникнет. По поводу остальных: если вы затрудняетесь ответить, какие качества хотите видеть в человеке, ответьте на несколько вопросов.

  1. Почему вы ищете работника? Может, у вас рабочий день ненормированный? Тогда ищите трудоголика.
  2. Каких результатов вы ждете от сотрудника? Если вы, например, молодая компания, и вам нужно быстро расширяться, ищите целеустремленных людей поколения Y.
  3. Чем ваша компания отличается от остальных? К примеру, если у вас график гибкий и нерегулярные заказы, обратите внимание на студентов.

Можете составить таблицу, в которой будет указано, какие характеристики обязательны, какие будут плюсом, а какие – недопустимы.

Итак, допустим, портрет вы составили. Теперь пора приступать к розыску!

Шаг 2: Выбор способа поиска

Существует 11 способов нанять нужного вам человека, при этом я остановлюсь на основных 5.

Если вы закрываете стандартную вакансию специалиста младшего звена, вот 3 ресурса, где их можно искать.

  1. Большинство вакансий (примерно 65%) закрываются при помощи работных сайтов. Если вы нанимаете сотрудников на производство или на линейные должности, используйте его.
  2. Также хорошо работает рекомендательный рекрутинг (наем человека по рекомендации уже работающего в компании). Ваш коллега уже знает специфику бизнеса и компании, поэтому может предположить, кто подойдет на эту должность. Рекомендательный рекрутинг позволяет быстро создать поток кандидатов, ведь чтобы уведомить друга в мессенджере, достаточно пары минут.
  3. Не забывайте о соцсетях, узнайте, где могут «обитать» интересные вам люди, и разместите объявление. Например, IT-специалистов можно искать на LinkedIn, а иностранцев, носителей языка – на Facebook.

Если вы ищете редкого специалиста или руководителя высшего звена, обратите внимание на Executive Search и хэдхантинг. Дело в том, что на свободном рынке вы, скорее всего, их не найдете, поэтому обычно лучших работников компании переманивают.

Когда я работал в «МТС», мне нужно было быстро найти финансового директора с опытом работы в телекоммуникациях. Это довольно редкая вакансия, поэтому я воспользовался Executive Search, промониторил рынок, затем пригласил пообщаться человека из компании «Мегафон». Спустя 4 месяца он уже работал у нас.

Так что осваивайте, коллеги!

Шаг 3: Креативный поиск

Последний шаг – выделиться из массы однообразных вакансий и предложений. Вот представьте, что перед вами 3 одинаковых яблока, но только одно из них вкусное. Как будете выбирать? Есть, конечно, вариант попробовать все, ну, а если их не 3, а 100? Тогда только наугад. В такой же ситуации и соискатели, которые не видят никакой разницы между объявлениями и предложениями. Все одинаковое.

Так что делайте необычные описания: добавляйте в него цифры, бренды, конкретику, вилку заработной платы и так далее. Кандидаты оценят.

Желаю вам скорее найти нужного сотрудника!