Найти в Дзене
частные суждения

Миры разумных зверей в мультфильмах.

С самого зарождения мультипликации как жанра зрителю показывают миры, в которых различные животные (птицы, рептилии) ходят на двух ногах, пользуются верхними конечностями как руками и ведут обычную человеческую жизнь. В этом мультфильмы являются прямым продолжением сказок. Долгое время мультипликационные миры копировали человеческий настолько, что на праздничном столе у разумных уток могло стоять блюдо с жареной уткой. Однако со временем ситуация стала меняться. Во-первых, с какого-то момента разумные звери стали жить и в обычном, людском мире (например, в сериале «Том и Джерри» и таком известном полнометражном мультфильме как «Спасатели в Австралии»).

Живая авиация. Кадр из мультфильма «Спасатели в Австралии», 1990 г.
Живая авиация. Кадр из мультфильма «Спасатели в Австралии», 1990 г.

Во-вторых, сценаристы стали создавать куда более продуманные и масштабные мульт-вселенные. Диснеевский сериал «Чудеса на виражах» отнюдь не является копией нашей реальности 1930-х годов, это полноценный мир авиационного дизельпанка, похожий на вселенную фильма «Небесный капитан и мир будущего». В-третьих, когда в развитых странах обратили внимание на проблемы разнообразных меньшинств, качественную разницу между различными биологическими видами начали наконец-то замечать и в мультфильмах.

Разница в размерах разумных животных разных видов в «Зверополисе».
Разница в размерах разумных животных разных видов в «Зверополисе».

Примерами серьёзного отношения к вопросам межвидового взаимодействия можно назвать диснеевский «Зверополис» (Zootopia) и аниме-сериал «Выдающиеся звери» (Beastars). В них поставлены две важных проблемы: разница в психологии и физиологии между хищниками и травоядными, а также разница между животными мелкими и крупными. Вторая проблема на сюжет особо не влияет, в мирах этих мультфильмов её успешно решают созданием в «большом» мире удобств для звериной мелочи: дверей, транспорта и мебели подходящего для них размера. А вот первая (её культурные и социальные аспекты, вроде предубеждений по отношению к хищникам) служит основным двигателем сюжета.

Хищники и травоядные в дикой природе.
Хищники и травоядные в дикой природе.

В «Зверополисе» мельком затрагиваются ещё пара проблем: разных типов нервной системы и связанной с этим скорости мышления и реагирования (эпизод с ленивцами, работающими в управлении дорожной службы), а также различной социальности. К примеру, лемминги являются идеальными корпоративными работниками, а носороги и прочие крупные сильные существа работают в полиции. Крольчихе же, мелкой и слабой, приходится прилагать нечеловеческие усилия, чтобы её стали воспринимать всерьёз.

«Ты увела моего парня! Мы с ним и так представители вымирающего вида, из-за таких, как ты!»
«Ты увела моего парня! Мы с ним и так представители вымирающего вида, из-за таких, как ты!»

В аниме «Выдающиеся звери», заведомо рассчитанной на более взрослую аудиторию, можно увидеть ещё две важные социальные проблемы. Это природная разница в сексуальном поведении различных видов (кроликам свойственно легко относиться к половым связям, в отличие от моногамных видов), а также проблема влияния гормонов и биологически обусловленных триггеров на психику разумных хищников. Например, кровь мелкого травоядного для хищника является природным допингом, приводящим к вбросу в кровь адреналина.

Чувства кролика, когда он видит обедающего волка. Кадр из аниме «Выдающиеся звери».
Чувства кролика, когда он видит обедающего волка. Кадр из аниме «Выдающиеся звери».

В мире «Зверополиса» проблема питания хищников не раскрыта вовсе, а вот несчастным плотоядным мира «Выдающихся зверей» приходится довольствоваться соевыми заменителями, поскольку сам вид хищника, который ест мясо, вызывает у любого мелкого травоядного шок, а у крупного — ярость. К сожалению, проблему разной стайной и стадной психологии, и вызванные этим сложности с социализацией, в аниме практически не коснулись. А ведь асоциальные виды, вроде кошачьих, в таком обществе должны испытывать огромные трудности, в то время как у стадных существ будет заведомый социальный бонус, усиленный культурными шаблонами типа «овцы и коровы намного лучше работают в коллективе, чем тигры».

Каково приходится несоциальным видам в такой толпе?
Каково приходится несоциальным видам в такой толпе?

Ещё одна проблема, которая неизбежно возникла бы, но в мультфильмах игнорируется, это различные годовые и суточные циклы. Допустим, у разумных видов нет весеннего гона и их половое поведение не зависит от сезонов. Медведи, сурки и прочие виды, которые в природе на зиму впадают в спячку, при переходе к разумному состоянию могли измениться и теперь им этого не требуется. Однако проблема дневных и ночных видов никуда не денется.

Кролику под ярким солнцем будет комфортно. А лемуру?
Кролику под ярким солнцем будет комфортно. А лемуру?

Даже у людей «совы» никак не договорятся с «жаворонками», а ведь формально они принадлежат к одному биологическому виду и физиология организма у них в целом одинакова. А вот заведомо разные виды, у которых всё (зрение и прочие органы чувств, активность гормональной системы, базовые инстинкты и рефлексы) заточено на дневную или ночную жизнь, попросту не смогут жить в едином суточном ритме. Причём для общества это вовсе не плохо, есть же в нашем мире дневные и ночные рабочие смены. Но наша городская жизнь как днём, так и ночью, рассчитана на единое восприятие. Поэтому человеческие города по ночам ярко освещены — по крайней мере в центре. А вот в мирах разумных животных ночным существам такое освещение не только не нужно, но заведомо вредно для их зрения.

Могут ли вместе оперировать пациента хирурги с разным зрением?
Могут ли вместе оперировать пациента хирурги с разным зрением?

Вести совместные дела видам с разной суточной активностью будет заведомо сложнее, что также скажется на социальной структуре общества. Также возникнут неизбежные проблемы из-за разной остроты зрения (попробуйте сделать табло в аэропорту, одинаково удобное для землеройки и орла), разного обоняния и т.д. Остаётся надеяться, что когда-нибудь эти вопросы также будут отражены мультипликаторами.