Найти тему
Сергей Курий

«Июльское утро» URIAH HEEP было собрано из трёх отрывков

Меломаны, которые видели только CD-переиздание альбома «Look At Yourself» группы URIAH HEEP, вряд ли смогут оценить тот восторг, который испытывали обладатели виниловой пластинки. Дело в том, что посередине конверта оригинального издания 1971 года была вклеена фольга, в которую можно было глядеться как в зеркало, к чему, собственно, и призывало название пластинки – «Посмотри на себя».

-2

Также может возникнуть вопрос – почему такая эпическая вещь, как «July Morning» («Июльское утро»), длящаяся аж 10 минут, была втиснута в середину альбома, а не в завершение (как стоило бы ожидать)? На самом деле эта песня стояла в конце – вот только в конце первой стороны пластинки. Такие вот издержки технического прогресса...

Основную мелодическую линию «Июльского утра» сочинил главный сонграйтер URIAH HEEP - клавишник Кен Хенсли.

Кен Хенсли:
«Я эту песню написал в 70-м году. То есть это было во время турне, посередине турне по Англии, сидел в автобусе, ждал остальных они там везде бегали вокруг, и я очень долго просидел в автобусе в ожидании. Что оставалось делать? Взял гитару, стал наигрывать, и постепенно пришла песня. И это действительно было июльское утро, более того это было 3 часа утра...».
Кен Хенсли.
Кен Хенсли.

Однако окончательный вариант песни оформился прямо во время репетиции и был, по сути, «склеен» из трех разных заготовок.

Кен Хенсли:
«…подключились остальные музыканты, и песня обрела свою плоть и кровь. Вы знаете, когда я сочиняю какую-то композицию, то вначале она звучит совсем иначе, чем в окончательном варианте в исполнении группы. Обычно при сочинении я использую либо только гитару, либо только пианино».
Мик Бокс:
«На момент работы над песней я приболел, когда же после простуды я снова появился на репетиции, то увидел, что ребята так и не продвинулись с мертвой точки. Дело в том, что все три отрывка были сочинены в одной тональности – си минор, что для столь продолжительной композиции грозило однообразием. И нам уже вместе пришлось добиваться, чтобы эти части органично, и в то же время рельефно, сочетались друг с другом. Так и появилась «July Morning»».

Нежное органное вступление, похожее на первые лучи солнца, постепенно наполняется звуками других инструментов и, развиваясь, приобретает поистине драматический накал. Вокалист и автор текста песни Дэвид Байрон пронзительным фальцетом поет о поисках любви и приходе утра после грозовой ночи.

Дэвид Байрон и Кен Хенсли.
Дэвид Байрон и Кен Хенсли.

В музыке соревнуются три инструмента – гитара Мика Бокса, электроорган «Hammond» Кена Хенсли и «Moog» - личный синтезатор музыканта со стороны - Манфреда Мэнна. Так как «Moog» был в те времена инструментом редким и очень дорогим, то Мэнн поставил условие – играть на нём он будет сам. Хенсли, скрепя сердце, пришлось согласиться. А вот продюсер Джерри Брон считал участие «чужака» в записи песни очень плодотворным.

Джерри Брон:
«До этого песня существовала очень долго и не развивалась. Я предложил пригласить Манфреда Мэнна, чтобы он сыграл на муге: это было в то время нечто новое. Он пришёл в студию, послушал музыку и сказал: «Тут же один аккорд: ничего с этим я не смогу сделать!» — Я ему: «Нет же, Манфред, сможешь!» Он уходит, спускается вскоре по лестнице. «Нет, не сработает», — говорит. Я ему: «Манфред, то, что ты сыграл, — фантастика!» Он: «Серьёзно? Ты правда так думаешь?» — «Разумеется! Пострясающе!» Он: «Ну, так это пустяки: я могу сделать намного лучше». Уходит, возвращается: «Ну, что скажешь?» — «Очень хорошо, но первое соло было лучше». — «Лучше? Ну, так я могу сделать такое, что будет лучше этих двух!» Возвращается: «Ну что?»… Наконец, я говорю ему: «Ты только что сыграл пять потрясающий сольных партий. Мы используем из каждой по кусочку — и запись будет готова!».
Кен Хенсли:
«Когда мы записывали в студии эту песню, в первом дубле, играя соло, я сделал ошибку. У меня большие и довольно толстые пальцы, и иногда я цепляю лишние ноты. Мы сделали еще четыре дубля, я больше не ошибался. Но когда прослушали, звучало как-то не так… В результате мы оставили тот первый вариант...«July Morning» является одним из самых лучших примеров того, чего достигла группа к тому времени, привлекая динамику, игру света и тени в наше звучание».
Подстрочный перевод С. Аксёненко:
Июльским утром
Я искал любовь.
С силой нового рассветного дня
И прекрасного солнца.
Под звуки пенья первой птицы
Я уезжал домой.
Штормовая ночь осталась позади
В моей дороге.
С приходом дня я понял,
Что ищу тебя.
Я искал любовь в чужих местах,
Я сделал всё возможное ,
Я вглядывался в более, чем тысячу лиц,
Но никто не знал об огне горящем
В моем сердце,
В моих мыслях,
В моей душе.

Альбом «Look at Yourself», наконец-то, пробился в британский ТОП-40, несмотря на давнюю нелюбовь местных критиков к творчеству группы. Достаточно вспомнить, что писала по поводу первой пластинки журналистка "Rolling Stone" Мелисса Миллз:

«Если эта группа добьется успеха, мне придется покончить собой. С первой же ноты их не хочется слушать дальше. URIAH - это в десять раз разбавленный JETHRO TULL, только еще более занудный и бессодержательный».

Окончательно пробить стену англосаксонского высокомерия URIAH HEEP удалось лишь на следующем альбоме «Demons and Wizards» (1972), благодаря энергичной композиции того же Хенсли - «Easy Livin'». Правда, в Британии она хитом так и не стала, зато пробилась в ТОП-40 США. С этого момента у группы начался стабильный коммерческий успех, и уколы критики стали не так болезненны.

URIAH HEEP сумели выстоять даже после увольнения такого яркого фронтмэна, как Дэвид Байрон (он окончательно спился и вскоре от этого же и умер). Взять хотя бы достойный хит «Sympathy», записанный в 1977 году с новым вокалистом Джоном Лоутоном).

А вот после ухода в 1979-м главного композитора - Кена Хенсли - «золотые» деньки группы оказались сочтены. С этих пор такие хиты, как «Июльское Утро», и «Леди в Чёрном» слушатели могли услышать, как на концертах очередного состава URIAH HEEP, так и на сольных выступлениях бывшего клавишника до его смерти 4 ноября 2020 года.

Из интервью с Кеном Хенсли, журнал «Classic Rock» 2008 г.:
«- В Болгарии существует ежегодный фестиваль "July Morning", названный в честь песни URIAH HEEP. Вы будете выступать на этом фестивале с Джоном Лоутоном. Каковы вашти ожидания?
- Я... счастлив, что до сих пор эта песня имеет огромное значение для людей. 1 июля, когда встаёт солнце, люди даже отмечают этот день звуками этой песни. Потрясающе! Я думаю, мы должны начать концерт в половину шестого утра вместе с восходом солнца».

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

Автор: Сергей Курий

Другие статьи по теме: