Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!
Сегодня поговорим об одной любопытной городской детали, весьма характерной для Москвы и порой создающей лично у меня неподдельное чувство перемещения во времени [в диапазон с 1950-х до 1980-х годов]. Вот, казалось бы, только что гулял по современной Москве, кругом висят пестрящие рекламные вывески, новые дорожные указатели, мимо проносятся последние модели иномарок, а на дворе XXI век в самом разгаре, и тут вдруг глазом моргнуть не успеваешь, как внезапно, пусть и всего на несколько мгновений, мысленно переносишься в условную Москву 1973 года. И если где-то в провинции и впрямь может показаться, будто время давно остановилось, то российская столица меняется с бешеной скоростью, что очень заметно, например, по фотографиям одних и тех же мест, сделанных с разницей в несколько лет и тем более десятилетий. Многие места по прошествии лет узнать решительно невозможно.
Не буду тянуть с интригой. Речь сегодня пойдет об уличных подвесных фонарях, массовая установка которых в российских городах началась в конце 1950-х – начале 1960-х годов. В те годы преобладало мнение, что света в городе ночью не должно быть много, велась борьба с архитектурными и декоративными излишествами, вроде старых ажурных фонарей, да и на металле, должно быть, тоже экономили. Ну, и плюс наверняка поглядывали на Европу: в Копенгагене и Амстердаме уличные фонари прижились много лет тому назад. Так почему бы не попробовать у нас? Сказано – сделано.
Понятно, что для широких проспектов и автомагистралей такое решение в плане уличного освещения не подойдет. Ну, а на небольших, узких улицах в центре города вполне! Кроме этого, подвесные фонари позволяли сэкономить место на тротуаре, облегчали уборку улиц зимой, да и в визуальном плане смотрелись вполне гармонично, становясь неотъемлемой частью улицы.
Кстати, подвесные фонари не такая уж и редкая городская деталь в масштабах нашей страны. Увидеть их можно и на Литейном в Санкт-Петербурге, и на Светланской во Владивостоке. И, что удивительно, каждый раз они к месту, абсолютно гармонично вписываясь во внешний облик улиц.
Сегодня правда мы наблюдаем по большей части обратный тренд: подвесные фонари срезают в ходе реконструкции московских улиц, а на тротуарах устанавливают псевдоисторические фонари. Так, некоторое время назад на Пятницкой улице можно было одновременно наблюдать и подвесные фонари, которые еще не успели убрать, и новые, еще не успевшие заработать. Конечно, борьба с лишними проводами – дело скорее похвальное, равно как и плитка, наверное, смотрится в большинстве случаев симпатичнее асфальта, вот только у нас как возьмутся за реализацию какой-то идеи, так обязательно скатываются в крайность, доходя до абсурда.
Есть, кстати, и еще один вариант освещения, более нейтральный. Это установка светильников прямо на фасаде домов. Но встретить его, как в Москве, так и в других городах можно нечасто, прежде всего по причине необходимости дополнительных согласований. Ведь если на здании условного госучреждения такой светильник можно установить без излишне долгих проволочек, то с собственниками жилья или частного здания, скорее всего, придется договариваться. А если не захотят? А ведь необходим единое оформление всей улицы, которое и сформирует ее стиль и городское пространство в целом.
Ну, и возвращаясь к вопросу перемещения во времени при помощи подвесных фонарей:) Почему так происходит? Ну, у меня по крайней мере. Наверное, все дело в том, что каждая эпоха оставляет на городских улицах свои следы, присущие исключительно ей. Вывески, уличные указатели, дорожные знаки – вот, пожалуй, самые очевидные примеры. И подвесные светильники в этом ряду – еще один живой свидетель советского уличного оформления. Про дореволюционное я вообще молчу, его осталось невероятно мало. Но даже улица, застроенная столетними особняками, но при этом оформленная по-современному, почти не вызывает ностальгии.
А на фото ниже, помимо очередного подвесного светильника, вы можете увидеть еще один любопытный объект – узкий дом в районе Покровских ворот. На самом деле он, конечно, не узкий, а, что называется. сужающийся, но под нужным ракурсом смотрится любопытно.
И в то же время что может вернуть нас из условных 60-х в день сегодняшний? Прежде всего все, что связано с автомобилями: сами современные модели авто, дорожные знаки, которые в наших городах ставят, совершенно не задумываясь о том, как они впишутся во внешний облик улиц, и дорожная разметка, включая бело-желтые пешеходные переходы (необходимость желтого цвета в них, кстати, тоже весьма спорная). Ну, и плюс стеклопакеты и вездесущие кондиционеры на фасадах зданий, в том числе и исторических. Стоит «вычистить» из поля зрения подобные артефакты современности, и определить «время действия» по фотографии станет уже намного сложнее.
Для полноценного перемещения во времени лучше всего подойдет небольшой участок 2-го Колобовского переулка рядом со зданием ГУВД Москвы, известным прежде всего своим адресом Петровка, 38. Парковка и даже проезд машин здесь запрещены, а значит, в зоне видимости уже на порядок меньше признаков современности. Даже дорожный знак Остановка запрещена здесь не отдельно стоящий, а прикрепленный к фасаду дома. Очень редкое и, нам мой взгляд, визуально привлекательное решение. Фотографии переулка выше и ниже.
Согласитесь, смотрится как ни крути довольно антуражно. Наложить «состаривающий» фильтр, замазать кондиционеры, и вот уже перед вами ретро-фото из журнала Огонёк-89. Понятно, что состарить до неузнаваемости можно любое фото, но во многих российских городах, а в Москве, быть может, даже особенно, городская среда меняется с невероятной скоростью. То тут, то там сносят какое-то историческое здание и возводят на его месте элитный ЖК или очередной торговый центр. Тут уже никакие фонари в прошлое вернуть не способны.
А вот вид в противоположную сторону:
Но, увы, такой безлюдный и безавтомобильный участок едва ли не единственный на всю Москву. Еще что-то подобное можно увидеть в Крапивенском переулке, за стенами Высоко-Петровского монастыря, про трапезную которого я не так давно рассказывал. В остальных местах даже несмотря на наличие подвесных фонарей в зоне видимости оказывается слишком уж много артефактов современности для того, чтобы полноценно перенестись в прошлое.
Где искать сами подвесные фонари? Прежде всего в переулках Китай-города. Большинство фотографий в этой статье именно оттуда. Еще немало их осталось в районах Таганки, Арбата, Чистых прудов и Замоскворечья.
Но, увы, чем дальше, тем активнее чугунные фонари вытесняют подвесные с центральных улиц в ходе постоянных в последние годы реконструкций. Точно так же, как плитка почти повсеместно заменила асфальт. Наверное, на наиболее парадных центральных улицах подобные замены оправданы, так как приближают городские пространства к их первоначальному, еще досоветскому виду. Но точно так же оправдано, на мой взгляд, сохранение подвесных фонарей и асфальта на более тихих и менее людных улицах в центре города. Почему бы параллельно с воссозданием атмосферы дореволюционной Москвы не сохранить дух Москвы советской?
К тому же на весь город есть, наверное, одно-единственное место, где до сих пор чувствуется еще дореволюционный дух Москвы. Это Крутицкое подворье. В остальном же за подобной атмосферой, пожалуй, следует ехать в небольшие районные центры не слишком зажиточных областей Центральной России: Тверской, Костромской, Ивановской.
В Москве же подвесные фонари, как оказалось, можно увидеть даже во дворах. Понятно, что не в современных ЖК, состоящих из многоэтажных высоток, но в районе Китай-города, так вообще без проблем.
Ну, и в завершении темы городских деталей, возвращающих в прошлое, хотел бы опубликовать еще одну фотографию, сделанную в Преображенском районе. Там чудом сохранилась еще советская вывеска Молоко, максимально аутентичная и в каком-то смысле даже ностальгическая!
Ну, и, конечно же, слово вам. Какие исторические детали Москвы или других городов способны хоть на миг вернуть в прошлое вас? Буду рад, если опубликуете в комментариях фотографии старых вывесок, уличных указателей и прочих исторических городских артефактов, дошедших до наших дней.
И на этом об исторических деталях московских улиц на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишитесь, и постараюсь и впредь не подкачать!)
#москва #экскурсия #интересные места #интересные факты #городская жизнь