В 1966г. командование м ВМФ было выдано задание на разработку опытной подводной лодки с предельной глубиной погружения, в 2.5 раза превышающей этот показатель у существующих торпедных атомных подводных лодок. Проект 685 получил шифр "Павник". Работы велись ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Н.А.Климова. (в 1977г. его сменил Ю.Н. Кормилицин)
Основные ТТХ:
- Скорость - Надводная 11 узлов. (20км.)/Подводная 31 узла. (57 км.)
- Глубина погружения - Рабочая 1000м./ Предельная -1250м.
- Экипаж - 60 чел.
- Автономность - 180 суток.
- Водоизмещение - Надводное 5880т./Подводное 8500т.
- Длина - 110 м.
- Ширина - 12,3 м.
- Осадка - 9,5 м.
Корпус.
Глубоководная подводная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный выполнять все задачи присущие торпедным АПЛ. Процесс проектирования лодки занял более 8 лет. Материалом корпуса был выбран титановый сплав Т-48. Для определения работоспособности корпусных конструкций из титана в условиях больших давлений и высоких механических напряжений был проведен целый ряд тестов и экспериментов. Изготавливались масштабные, иногда полноразмерные макеты отсеков и корпусных конструкций. На макетах проводился весь цикл статических, динамических и прочностных испытаний.
В рамках программы в северодвинске было построено три специальные док-камеры. Первая камера была 5 м длину 20м. Давление в камере создавалось до 400кг/см2 разово и 200 кг/см2 циклически. Другие камеры были большего размера и давление в них могло подниматься до 200 кг/в средней диамертр ее был 12м. и длинна 27 м., и до 160 кг/см2 в большой диамером 15м и длинной 55м.
Лодка по Пр.865 была заложена в1978г на заводе Севмаш в Северодвинске и получила номер К-278. Спуск на воду состоялся в 1983г.
Постройка АПЛ осуществлялась блоками, каждый блок был испытан в самой большой Док-камере. Корабль имел двухкорпусную архитектуру, Для сведения к минимуму количества отверстий в корпусе решено было оказаться от торпедо-погрузочного люка и прочной рубки, вход в ПЛ осуществлялся через спасательную всплывающую камеру. Всплывающая камера могла спасти экипаж с глубины до 1500м. Что она в будущем и сделала, но к сожалению спаслись не все. В камере всплыло на поверхность 5 человек, живым подобрали только одного.
Цистерны главного балласта были внутри прочного корпуса, у всех советских АПЛ цистерны главного балласта находились в межкорпусном пространстве. На лодке имелась система аварийной продувки цистерн средней группы, для быстрого создания положительной плавучести, при поступлении воды в отсеки на большой глубине. Цистерны должны были продуваться при помощи пороховых газогенераторов.
Энергетическая установка.
- Энергетическая установка АПЛ состояла из ядерного реактора ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт. Винт вращал ГТЗА мощностью 43000 л.с. Два турбогенератора мощностью по 2 МВт. Резервный дизель-генероатор ДГ-500, аккумуляторная батарея из 112 элементов. На оконечностях горизонтального кормового оперения установленны 2 резервных гребных электродвигателя мощностью 300 кВт. каждый. Лодка могла достигать скорости 5 узлов на аварийных движителях.
Вооружение.
Лодка несла на борту 6 торпедных аппаратов калибра 533мм. Могла стрелять с любой глубины погружения, даже с максимальной. Боекомплект состоял из 22 единиц оружия. Это были торпеды различных модификаций, ракеты "Гранат" и ракето-торпеда "Шквал".
Заключение.
Лодка была уникальным шедевром Советской конструкторской мысли. Глубина погружения более 1000м. Эта субмарина нырнула на 1027 м. Рекорд не побит и по сей день. За счет такой огромной глубины погружения, лодка была невидима для средств обнаружения противника. Недосягаема для оружия, тогда ни одна бомба и ни одна торпеда не достала бы комсомолец на глубине, их бы просто раздавило. Но Эта пл единственная в мире применяла оружие с глубины 800м. Это и сейчас наверно невозможно. Я уверен, что наличие даже одной такой лодки не давало спать спокойно нашим "партнерам" за океаном.
Лодка прослужила 5 лет. В 1989г. В результате пожара начавшегося в 7-м отсеке, потерпела крушение. Субмарина лежит в Норвежском море на глубине 1885 м. Я не буду описывать причины крушения, их много, и об этом можно смело писать еще одну статью.
Я думаю что лодку угробили не без помощи наших "партнеров" живущих за океаном. Тогда уже вовсю начались процессы в стране которые привели к ее распаду в 1993г. Лодка была уникальна и они не смогли тогда, не смогут и сейчас создать что-то хоть немного похожее на эту субмарину. Вечная память героям подводникам которые пытались, но не смогли спасти этот уникальный корабль! Погибло 42 человека из 69 членов экипажа.
Интересные факты.
- В интервью программе "Ударная Сила" сам создатель лодки Ю.Н. Кормилицин, который принимал участие в первом глубоководном погружении, рассказал о том что в лодке стояла полная тишина, ничего не трещало и не ломалось, не отрывало болты и т.д. Все было очень надежно.
- Под водой в океане, на глубине примерно 700м. резко меняется плотность и соленость воды, этот слой называется "слой скачка". Если подводная лодка поднырнет под этот слой, то она становится невидима и неслышима для противника, так как слой отражает любые гидроакустические сигналы.
Если вам нравится, то ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Пишите свое мнение в комментариях. Особое спасибо тем кто сделает репост в соц сети.