Найти в Дзене
Моряк Папай.

Непревзойденный рекордсмен по глубине. К-278 "Комсомолец".

Оглавление

В 1966г. командование м ВМФ было выдано задание на разработку опытной подводной лодки с предельной глубиной погружения, в 2.5 раза превышающей этот показатель у существующих торпедных атомных подводных лодок. Проект 685 получил шифр "Павник". Работы велись ЦКБ-18 под руководством главного конструктора Н.А.Климова. (в 1977г. его сменил Ю.Н. Кормилицин)

К-278. В надводном положении. Источник https://2021.f.a0z.ru/05/07-9702617-10841260.jpg
К-278. В надводном положении. Источник https://2021.f.a0z.ru/05/07-9702617-10841260.jpg

Основные ТТХ:

  • Скорость - Надводная 11 узлов. (20км.)/Подводная 31 узла. (57 км.)
  • Глубина погружения - Рабочая 1000м./ Предельная -1250м.
  • Экипаж - 60 чел.
  • Автономность - 180 суток.
  • Водоизмещение - Надводное 5880т./Подводное 8500т.
  • Длина - 110 м.
  • Ширина - 12,3 м.
  • Осадка - 9,5 м.

Корпус.

Схема лодки комсомолец. Источник https://forums.airbase.ru/2017/04/t32918_6--podvodnaya-lodka-proekta-685-k-278-komsomolets.html
Схема лодки комсомолец. Источник https://forums.airbase.ru/2017/04/t32918_6--podvodnaya-lodka-proekta-685-k-278-komsomolets.html

Глубоководная подводная лодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный выполнять все задачи присущие торпедным АПЛ. Процесс проектирования лодки занял более 8 лет. Материалом корпуса был выбран титановый сплав Т-48. Для определения работоспособности корпусных конструкций из титана в условиях больших давлений и высоких механических напряжений был проведен целый ряд тестов и экспериментов. Изготавливались масштабные, иногда полноразмерные макеты отсеков и корпусных конструкций. На макетах проводился весь цикл статических, динамических и прочностных испытаний.

В рамках программы в северодвинске было построено три специальные док-камеры. Первая камера была 5 м длину 20м. Давление в камере создавалось до 400кг/см2 разово и 200 кг/см2 циклически. Другие камеры были большего размера и давление в них могло подниматься до 200 кг/в средней диамертр ее был 12м. и длинна 27 м., и до 160 кг/см2 в большой диамером 15м и длинной 55м.

Лодка по Пр.865 была заложена в1978г на заводе Севмаш в Северодвинске и получила номер К-278. Спуск на воду состоялся в 1983г.

Постройка АПЛ осуществлялась блоками, каждый блок был испытан в самой большой Док-камере. Корабль имел двухкорпусную архитектуру, Для сведения к минимуму количества отверстий в корпусе решено было оказаться от торпедо-погрузочного люка и прочной рубки, вход в ПЛ осуществлялся через спасательную всплывающую камеру. Всплывающая камера могла спасти экипаж с глубины до 1500м. Что она в будущем и сделала, но к сожалению спаслись не все. В камере всплыло на поверхность 5 человек, живым подобрали только одного.

Цистерны главного балласта были внутри прочного корпуса, у всех советских АПЛ цистерны главного балласта находились в межкорпусном пространстве. На лодке имелась система аварийной продувки цистерн средней группы, для быстрого создания положительной плавучести, при поступлении воды в отсеки на большой глубине. Цистерны должны были продуваться при помощи пороховых газогенераторов.

Энергетическая установка.

Винты комсомольца. Источник https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/12/zatonuvshij-komsomolec.jpg
Винты комсомольца. Источник https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/12/zatonuvshij-komsomolec.jpg
  • Энергетическая установка АПЛ состояла из ядерного реактора ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт. Винт вращал ГТЗА мощностью 43000 л.с. Два турбогенератора мощностью по 2 МВт. Резервный дизель-генероатор ДГ-500, аккумуляторная батарея из 112 элементов. На оконечностях горизонтального кормового оперения установленны 2 резервных гребных электродвигателя мощностью 300 кВт. каждый. Лодка могла достигать скорости 5 узлов на аварийных движителях.

Вооружение.

Источник https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2020/05/12.jpg
Источник https://voenflot.ru/wp-content/uploads/2020/05/12.jpg

Лодка несла на борту 6 торпедных аппаратов калибра 533мм. Могла стрелять с любой глубины погружения, даже с максимальной. Боекомплект состоял из 22 единиц оружия. Это были торпеды различных модификаций, ракеты "Гранат" и ракето-торпеда "Шквал".

Заключение.

Лодка была уникальным шедевром Советской конструкторской мысли. Глубина погружения более 1000м. Эта субмарина нырнула на 1027 м. Рекорд не побит и по сей день. За счет такой огромной глубины погружения, лодка была невидима для средств обнаружения противника. Недосягаема для оружия, тогда ни одна бомба и ни одна торпеда не достала бы комсомолец на глубине, их бы просто раздавило. Но Эта пл единственная в мире применяла оружие с глубины 800м. Это и сейчас наверно невозможно. Я уверен, что наличие даже одной такой лодки не давало спать спокойно нашим "партнерам" за океаном.

Лодка прослужила 5 лет. В 1989г. В результате пожара начавшегося в 7-м отсеке, потерпела крушение. Субмарина лежит в Норвежском море на глубине 1885 м. Я не буду описывать причины крушения, их много, и об этом можно смело писать еще одну статью.

Я думаю что лодку угробили не без помощи наших "партнеров" живущих за океаном. Тогда уже вовсю начались процессы в стране которые привели к ее распаду в 1993г. Лодка была уникальна и они не смогли тогда, не смогут и сейчас создать что-то хоть немного похожее на эту субмарину. Вечная память героям подводникам которые пытались, но не смогли спасти этот уникальный корабль! Погибло 42 человека из 69 членов экипажа.

Интересные факты.

  • В интервью программе "Ударная Сила" сам создатель лодки Ю.Н. Кормилицин, который принимал участие в первом глубоководном погружении, рассказал о том что в лодке стояла полная тишина, ничего не трещало и не ломалось, не отрывало болты и т.д. Все было очень надежно.
  • Под водой в океане, на глубине примерно 700м. резко меняется плотность и соленость воды, этот слой называется "слой скачка". Если подводная лодка поднырнет под этот слой, то она становится невидима и неслышима для противника, так как слой отражает любые гидроакустические сигналы.
Если вам нравится, то ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Пишите свое мнение в комментариях. Особое спасибо тем кто сделает репост в соц сети.