Найти тему
Петр Власов

Отто Кречмер против боевых кораблей Великобритании (1)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Отто Кречмер (Kretschmer) в годы 2-й мировой войны стал самым результативным офицером-подводником Германии; и хотя он попал в плен еще в начале 1941, до самого конца войны никто из немецких подводников так и не смог побить рекорд Кречмера. Но кроме 1-го места среди самых результативных подводников Германии, топивших транспортный флот противника, Кречмеру принадлежит еще одно 1-е место: по количеству и тоннажу потопленных боевых кораблей врага, которые являлись более трудной и более опасной целью для подводных лодок, чем беззащитные тихоходные, к тому же довольно хрупкие транспортные «купцы».

Отто Кречмер, самый результативный офицер-подводник германского флота
Отто Кречмер, самый результативный офицер-подводник германского флота

Родившийся 1 мая 1912 г в Лигнице в семье учителя, Отто в 18 лет вступил в военно-морской флот Веймарской республики. В качестве кадета он плавал на учебном корабле «Ниобе» и легком крейсере «Эмден»; в 1934 Кречмер получил звание лейтенанта и назначение на легкий крейсер «Кёльн». В начале 1936 Отто перевели в подводный флот, и обер-лейтенант Кречмер занял пост 1-го заместителя командира подлодки U-35 (тип IIA). Летом 1937 Кречмер стал временным командиром этой субмарины. В этом качестве он на U-35 совершил плавание к берегам Испании, где шла гражданская война, и некоторое время выполнял задания по морской поддержке войск генерала Франко. В октябре 1937 Кречмер был назначен командиром малой подлодки U-23 (тип IIB); на этой субмарине Отто и вступил во 2-ю мировую войну. С сентября 1939 до апреля 1940 капитан-лейтенант Кречмер совершил на U-23 8 походов, проведя в море в общей сложности 102 дня. В этих рейдах он произвел несколько минных постановок у берегов Великобритании, а так же потопил торпедами 7 транспортных судов общим грузовым тоннажем 26.249 брт. Но самой опасной для U-23 стала восьмая цель: британский эсминец «Дэринг» (Daring), с которым субмарина встретилась 18.02.1940.

Британский эсминец Daring, первый боевой корабль противника, потопленный Кречмером
Британский эсминец Daring, первый боевой корабль противника, потопленный Кречмером

Эсминец «Дэринг» вступил в строй Королевского Военно-Морского флота в 1932 году. Он имел водоизмещение 1.375 т, длину 100 м, ширину 10,1 м и осадку 3,8 м; корабль развивал скорость до 36 узлов (67 км/ч). Артиллерийское вооружение «Дэринга» состояло из 4х4,7-дм (120-мм) орудий, 1х3дм (76,2-мм) зенитки и 2х2-фн (40-мм) зенитных автоматов; минно-торпедное вооружение эсминца составляли 2 четырехтрубных торпедных аппарата и от 20 до 35 глубинных бомб. Таким образом, «Дэринг» представлял собой смертельно опасного противника для «малютки» U-23 (водоизмещением всего 279/328 т) с ее тремя торпедными аппаратами и одной 20-мм зениткой, надводной скоростью всего в 13 узлов (а подводной – вообще только до 7 узлов). Смертельно опасного, если бы… не идиотские инструкции британского Адмиралтейства! По этим инструкциям эсминцы, сопровождавшие конвои транспортных судов, должны были по ночам идти с включенными ходовыми огнями, да еще им было запрещено выполнять противолодочные зигзаги!.. Дотошное выполнение этих далеких от реалий военного времени наставлений и стало роковым для 175 членов экипажа «Дэринга», включая его командира С.А. Купера (в живых после встречи с Кречмером осталось всего 5 матросов британского эсминца).

Германская малая подлодка U-23, на которой Отто Кречмер потопил эсминец Daring
Германская малая подлодка U-23, на которой Отто Кречмер потопил эсминец Daring

В ночь с 17 на 18 февраля 1940 сигнальщики находившейся в надводном положении U-23 обнаружили благодаря включенным ходовым огням англичан (!) британский конвой, шедший из Норвегии в Англию. Немецкая субмарина пошла на пересечку курса конвоя, и вышла на хвост колонны, которую замыкал эсминец охранения, двигавшийся на малой скорости (чтобы не обгонять тихоходные транспорты). При этом корабль шел прямо, без зигзагов! «Дэринг» представлял собой идеальную цель, по которой было трудно промахнуться; к тому же Кречмер отлично понимал: стоит британцу во тьме различить силуэт субмарины и дать полный ход, как она тут же превратится из охотника в дичь! Поэтому Кречмер решил, что именно «Дэринг», а не транспорты, в такой ситуации - его приоритетная цель, и послал торпеду в эсминец. В 03.54 торпеда ударила в борт «Дэринга», ближе к корме, разорвав корабль взрывом напополам. Оторванная кормовая часть почти мгновенно ушла под воду; сам «Деринг» завалился на борт и затонул в течение каких-то двух минут. Все произошло так быстро, что у членов команды не было и доли шанса спастись… А пять сброшенных взрывом с палубы эсминца матросов спасла британская подлодка «Тистл» (Thistle), так же сопровождавшая конвой.

Благодаря вспышке взрыва сигнальщики U-23 различили и находящуюся неподалеку британскую субмарину, и силуэт еще одного эсминца, разворачивавшегося носом к месту катастрофы. Это заставило Кречмера отказаться от продолжения атаки на конвой, и поспешно удалиться в спасительную темноту…

Успехи, достигнутые Отто Кречмером на маленькой лодке прибрежного действия, принесли ему самые уважаемые в Германии боевые награды: Железные кресты 2-го и 1-го классов. Еще одной наградой успешному моряку стало назначение командиром на новенькую субмарину U-99 (тип VIIB), лодку более высокого ранга. Этот корабль был способен долго действовать не только в прибрежных водах, но и далеко в море, а его многочисленное и мощное вооружение открывало дорогу к новым победам и более весомым успехам.

Средняя подводная лодка U-99 типа VIIB вошла в состав германского флота 18.04.1940; Кречмер стал ее первым, и как потом оказалось, единственным командиром.

-5
Эмблемой U-99 служила «Золоченая подкова», закрепленная на рубке
Эмблемой U-99 служила «Золоченая подкова», закрепленная на рубке

На своем новом корабле Кречмер успел до марта 1941 совершить еще 8 походов (128 дней плавания). Уже в первом, июльском патрулировании он потопил 11 судов, за что в августе 1940 капитан-лейтенант был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Так же U-99 отличилась 17-20.10.1940, когда она принимала активное участие в операции против английских конвоев SС-7 и НХ-79. В этой операции группа немецких подлодок без потерь со своей стороны полностью разгромила противника. Тогда за три ночи полнолуния Кречмер отправил на дно 7 транспортов общим тоннажем 30.502 брт. А в ноябре 1940 Кречмер был удостоен самой высшей на тот момент степени главной военной награды Германии – Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту Железного креста. «Дубы» он получил за потопление в ночь 3-4.11.1940 сразу двух крупнейших вспомогательных крейсеров Великобритании: «Лаурентик» (Laurentic) и «Патроклус» (Patroclus).

Британский пассажирский лайнер, а во время войны вспомогательный крейсер Laurentic
Британский пассажирский лайнер, а во время войны вспомогательный крейсер Laurentic

Огромный двухтрубный «Лаурентик» водоизмещением 18.724 брт до войны был океанским пассажирским лайнером известной судоходной компании «Уайт Стар Лайн», когда-то владевшей знаменитым «Титаником». Лайнер «Лаурентик» был рассчитан на перевозку 1.500 человек, и по своим размерам равнялся крупнейшим военным кораблям - линкорам (длина 183 м, ширина 23 м, осадка 12,4 м). Несмотря на то, что двигательная система лайнера была устаревшей (паровые котлы, которые топились углем), «Лаурентик» давал скорость до 16 узлов (это достаточно высокая скорость для гражданского судна).

С 1927 года лайнер совершал туристические круизы по Атлантике и Средиземноморью. В начале 2-й мировой войны «Лаурентик» был реквизирован Королевским Военно-Морским флотом и переоборудован во вспомогательный крейсер: на нем были установлены артиллерийские орудия и приспособления для сброса глубинных бомб. Мне не удалось найти, сколько орудий стояло именно на «Лаурентике», но известно, что в большинстве случаев стандартным вооружением британских вспомогательных крейсеров были 6х6-дм (152-мм) орудий. Для повышения живучести трюмы лайнера заполнили пустыми бочками, которые в случае пробоины должны были помочь крейсеру удержаться на плаву (это у англичан тоже было обычной практикой). Теперь главным делом «Лаурентика» стало сопровождение транспортных судов и борьба с подводными лодками. Командовал вспомогательным крейсером капитан Е.П. Вивиан.

Грузо-пассажирский лайнер, а во время войны вспомогательный крейсер Patroclus
Грузо-пассажирский лайнер, а во время войны вспомогательный крейсер Patroclus

Однотрубный «Патроклус» был несколько меньше Лаурентика» (водоизмещение 11.314 брт, длина 152 м, ширина 19 м, осадка 10,5 м), но тоже являлся одним из крупнейших вспомогательных крейсеров Великобритании. Судно имело нефтяную паротурбинную установку и давало скорость до 15,5 узлов.

С 1923 года этот грузо-пассажирский лайнер перевозил грузы и людей (рассчитан на 155 пассажиров 1-го класса) из Великобритании на Дальний Восток и обратно, а в сентябре 1939 он был мобилизован в Королевский Военно-Морской флот и переоборудован во вспомогательный крейсер по той же схеме, что и «Лаурентик». Командовал «Патроклусом» капитан Г.С. Уинтер, ветеран Ютландского сражения времен 1-й мировой войны.

Вот с этими вспомогательными военными кораблями, тоже представлявшими серьезную опасность для подводных лодок, и встретилась U-99 поздним вечером 3 ноября 1940 г в 250 милях западнее побережья Ирландии. И встреча эта произошла из-за того, что в 21.40 U-99, находясь в надводном положении, торпедировала британское транспортное судно «Касанаре» (Casanare) водоизмещением 5.376 брт. Пылающий «купец» медленно погружался под воду, засыпая радиоэфир морзянкой с мольбами о помощи; Кречмер же не уводил подлодку с места атаки, из темноты наблюдая за гибелью пылающего транспортника и дожидаясь, не придет ли кто ему на помощь. Примерно через час после попадания торпеды в «Касанаре» сигнальщики U-99 увидели приближающиеся огни (на втором году войны англичане все еще продолжали ходить с включенным палубным освещением!), а затем различили выплывающий из темноты в освещенный пламенем с «Касанаре» участок моря силуэт приближающегося «Лаурентика». Вспомогательный крейсер «на всех парах» спешил на помощь уже наполовину погрузившемуся транспортнику. Кречмер с дистанции 1500 метров выпустил по хорошо различимому кораблю торпеду, которая в 22.50 поразила «Лаурентик» в районе машинного отделения. Удачное попадание привело к затоплению котельного отсека и поспешному стравливанию машинистами пара из грозящих взорваться паровых котлов, что тут же обездвижило крейсер. Теперь уже и с борта «Лаурентика» сыпалась морзянка с просьбами о помощи. Кречмер продолжал оставаться на месте, наблюдая за беспомощно застывшим рядом с тонущим «Касанаре» крейсером. Поняв через некоторое время, что «Лаурентик» и не думает погружаться (бочки в трюме делали свое дело), немец выпустил по крейсеру вторую торпеду, которая в 23.28 попала в корабль, но не взорвалась (германские торпеды начала войны отличались отвратительной надежностью). Решив, что он промахнулся, Кречмер выстрелил еще раз. В 23.37 третья торпеда взорвалась в районе носовой трубы, проделав еще одну пробоину в машинном отделении. Однако британские моряки увидели след от этой торпеды, и по нему англичане поняли, откуда по ним стреляет враг. «Лаурентик» открыл артиллерийский огонь в направлении лодки осветительными и фугасными снарядами. Правда, безрезультатно: пламя со все еще не полностью погрузившегося в воду «купца» слепило британских артиллеристов, а U-99 сменила позицию, и темнота вновь надежно скрывала субмарину.

-9

В это время к месту боя подоспел «Патроклус», моряки которого вместо поиска вражеской подлодки застопорили ход и занялись спасением людей со шлюпок почти совсем затонувшего «Касанаре». Это, а так же сгустившаяся темнота из-за уменьшившегося огня (горели лишь пока еще возвышавшиеся над водой надстройки «купца»), позволили U-99 сократить дистанцию до новой цели. Приближаясь к «Патроклусу», Кречмер начал его методичный расстрел, выпустив первую торпеду с дистанции 1.200 метров, а последнюю – с 950 метров. Первая торпеда поразила крейсер в районе мостика в 00.02, вторая – в корму в 00.22, третья – опять попала под мостик в 00.44. Из огромных пробоин в море выплыло множество пустых бочек, до того поддерживавших корабль на плаву, и «Патроклус» заметно накренился на правый борт. Чтобы не тратить оставшиеся торпеды, Кречмер приказал добить крейсер артиллерией. Однако 88-мм орудие U-99 успело сделать только 4 выстрела (зафиксировано 2 попадания). «Патроклус» и «Лаурентик», по вспышкам выстрелов обнаружившие врага, и ответили артиллерийским огнем; субмарине пришлось отступить, вновь скрывшись в спасительной темноте. Оттуда, из темноты, U-99 и ударила четвертой торпедой, взорвавшейся под фок-мачтой «Патроклуса» в 01.18. Тем не менее, крейсер продолжал оставаться на плаву, как и «Лаурентик», застывший неподалеку. Чтобы добить англичан, Кречмер приказал команде перезарядить опустевшие торпедные аппараты. Но тут над местом боя загудели моторы гидросамолета «Сандерленд» - опаснейшего противника подводных лодок, вооруженного глубинными бомбами. Пришлось U-99 срочно нырять, и уже на глубине перезаряжать свои торпедные трубы.

Вновь U-99 всплыла на поверхность через два часа, завершив перезарядку торпед. «Сандерленда» в небе уже не было – он улетел. Загас и огонь – почти выгоревший «Касанаре» наконец-то ушел на дно океана. В результате субмарина смогла, оставаясь во мраке, незамеченной приблизиться к поврежденным крейсерам на 300 метров. Почти в упор, как говорится «с дистанции пистолетного выстрела» Кречмер ударил одной торпедой по «Лаурентику», а потом, сманеврировав, выпустил одну за другой две торпеды в «Патроклус». Промахнуться на такой дистанции по крупным кораблям было просто невозможно. В 04.53 немецкая торпеда рванула в корме «Лаурентика»; от этого взрыва сдетонировало несколько находившихся на корме крейсера глубинных бомб. И «Лаурентик» под аккомпанемент своих продолжающих взрываться бомб стал быстро проваливаться кормой в глубину, затонув буквально за несколько минут. В борт «Патроклуса» торпеда врезалась в 05.16, проломив взрывом носовой трюм, а в 05.25 вторая торпеда попала точно в центр машинного отделения. Эти взрывы добили крейсер. «Патроклус» переломился пополам; кормовая часть быстро затонула, но нос еще какое-то время продолжал держаться на поверхности. Однако Кречмер не стал дожидаться его погружения: по волнам начали шарить прожекторные лучи, а темноту прорезали осветительные снаряды – к месту боя спешили британские противолодочные корабли. Поэтому U-99 на полной скорости покинула опасный район, предоставив прибывшим к месту катастрофы эсминцам «Хесперус» и «Бигл» возможность беспрепятственно спасать людей, которые зябли в шлюпках и барахтались в ледяной воде. Всего было спасено 630 человек из 735, находившихся на кораблях; погибли 49 моряков с «Лаурентика» и 56 – с «Патроклуса» (в том числе и капитан «Патроклуса» Г.С. Уинтер). По морякам с транспортника «Касанаре» нигде никакие цифры не приводятся – похоже, им всем «не повезло»...

Британский эсминец «Hesperus» (командир лейтенант-коммандер Д.Ф. Макинтайр)  4.11.1940 спасал экипажи потопленных крейсеров
Британский эсминец «Hesperus» (командир лейтенант-коммандер Д.Ф. Макинтайр) 4.11.1940 спасал экипажи потопленных крейсеров

Окончание: Отто Кречмер против боевых кораблей Великобритании (2)

Другие статьи канала по теме «В пламени сражений»:

1МВ: командир легендарного «Тюленя»

Операция «Приливная волна» - налет на нефтяные заводы Плоешти (2 статьи)

Лотар фон Арнольд де ла Перьер в бою: самые значительные победы аса

Немецкий линкор «Шарнхорст» (4): конец неудачника

8 апреля 1940 года: БИТВА ДАВИДА С ГОЛИАФОМ

Джон Пол Джонс – главный корсар Соединенных Штатов

Один бой «Убийцы аэростатов»

И один в поле воин - подвиг одиночного танка КВ

Он гулял по крылу летящего самолета!