***
Есть кто живой? Экранизация культового "постапокалипсиса" Стивена Кинга.
(The Stand, 2020, США. Сериал, 1 сезон)
Кажется, у них это называется "Айда мини-сериалить Кинга!".
Впрочем, дедушке Стивену и раньше везло на короткие сериальчики ("Оно" (1990), "Противостояние" (1994), "Буря столетия", "Лангольеры", "Особняк "Красная роза" и др.), и в последнее время с этим фартит: "Мешок с костями", "11.22.63", "Чужак", "История Лиззи"...
Да и в целом, как по мне, мини-сериал - идеальный формат для переноса на экран наиболее толстых кинговских книжек. Тех, которым в рамках двухчасового кино тесно - вон, последнее "Оно" аж порвать надвое пришлось, а "Темную башню" и вовсе скомкать, что в итоге и угробило картину.
Однако и растянутые на сезоны, экранизации Кинга получатся шибко скучными. А вот несколько часовых эпизодов для них - самое то. И вся сюжетная "вода", которой грешит проза Кинга, так выжимается, и для его любимого "психологизма" время есть, и история рассказывается в неторопливом темпе, прямо в стиле Короля Ужасов.
Как отмечено выше, один из самых толстенных "сольных" (внецикловых) романов Стивена "Противостояние" уже был превращен в телепроект в 90-е. Правда, в отличие от других экранизаций, этот мини-сериал Мика Гэриса не произвел тогда на меня впечатления. Зато подтолкнул к прочтению сей эпичнейшей книги, которая... увы, тоже не особо понравилась.
Казалось, что история такой постапокалиптической войны явно должна быть динамичной и "маневренной". Кинг же размазывал аж по 1500 (!) страницам именно "противостояние". Которое, начавшись "за здравие", далее перешло в "заупокойное" топтание на месте, да ещё с религиозно-мистическими аллюзиями. А они в исполнении яркого и "хулиганистого" в ту пору Кинга читались слишком уж заунывно.
Собственно, лишь это меня интересовало в новой телевариации "Противостояния" Джоша Буна: удалось ли ему отсечь от глыбы огромной книги всё лишнее и осовременнить её сюжет?
И да, и нет.
Сняты эти 9 эпизодов и впрямь живенько, такого провисания в середине истории, как было в "Чужаке", здесь не наблюдается. В чем также заслуга множества параллельных сюжетных линий - когда одна из них притормаживает, Бун переключается на ту, где в данный момент идет движуха и избегает пробуксовки.
Картинка в его "Противостоянии" тоже "апокалиптически" приятная, актерский состав далеко не рядовой и удачный: Александр Скарсгард, Эмбер "Замучаю Джонни" Херд, Джеймс Марсден, Нэт Вулфф, Оуэн Тиг, Хизер Грэм, много кто еще плюс сама "черная королева" Вупи Голдберг...
...Но вот всё остальное...
К несчастью, "всё остальное" уже не столь радостно и перевешивает всё хорошее, эпичное и мрачное, что здесь есть.
Общее впечатление от сериала, что возникнет где-то на втором эпизоде и сохранится до конца: и на кой чёрт надо было клепать эту подделку под "Ходячих мертвецов"? Только без зомби, а с примитивной мистикой про добрейшее Добро и злючее Зло? Понятно, что так было в книге, но там, где Кинг играет у своих героев на более тонких психологических струнах, здесь сведено к лубочному примитивизму.
Из-за этого по-детсадовски "черно-белого", морального расклада в фильме интересных персонажей от силы пара штук: неврастеник Гарольд (Тиг) и "училка" Надин (Херд). Только у них есть неоднозначные характеры, проходящие хоть какую-то эволюцию (точнее, деградацию). Все же прочие - типичные хорошисты и плохиши, а их лидеры - пророчица Абигейл (Голдберг) и человекообразный демон Флэгг (Скарсгард), - вдобавок пафосные аж до занудства.
Насчёт полного/неполного соответствия местного сюжета книге судить не берусь - как и сказал, читал её давно, - но вроде бы все ключевые герои, события и повороты на месте.
Мир всё так же вымирает от сбежавшего из секретной лаборатории, вируса супергриппа (как злободневно!), что привел к почти тотальному падёжу человечества, но у некоторых счастливчиков оказывается к нему иммунитет. И вот одни из них начинают видеть в своих снах добрую бабушку, зовущую их в городок Боулдер, а другим является в видениях некий "черный человек" Флэгг, приглашающий их в Лас-Вегас. После чего первые и вторые топают по указанным адресатам, где и кучкуются в большие шумные общины.
И хотя между Боулдером и Лас-Вегасом аж 1300 км. по шоссе, мирно жить в Бывших Штатах Америки хорошисты и плохиши ну никак не могут. И вместо того, чтобы разбежаться ещё дальше, по разным полушариям Земли, и не нервировать друг друга, они начинают свою дюже странную войнушку. С диверсиями и мистическими свистоплясками. Не забывая, само собой, в перерывах ходить в "Пятерочку" за консервами и устраивать корпоративные праздники, ведь что ещё делать во время Постапокалипсиса, как не радоваться жизни?
***
В общем, трудно оценивать кинотворчество Джоша Буна не-любителю книги, но, глядя на его скромные рейтинги на IMDb и Кинопоиске (5,5 и 6,1), становится ясно, что поклонники "Противостояния" Кинга не пришли в восторг от нового сериала.
Хотя, с другой стороны, в пытку его просмотр тоже не превращается. И смотрится он даже без зубовного скрежета, благо не особо и длинный. Ибо "Противостояние" Буна - это что-то типа спиннера или новомодных "пупырок". То есть безделица, не предлагающая вам ничего нового и интересного, но занять ею на досуге глаза и уши всё-таки можно. Если, конечно, у вас нет на примете чего-то более захватывающего, а пересматривать старые любимые сериалы почему-то не тянет.