Каждый немец знает, что Калининград когда-то был немецким Кёнигсбергом, но вот, подозреваю, что не каждый русский это знает наверняка. Возможно, догадывается, но в основном история когда-то присоединенных к империи земель его мало интересует. Конечно, это не является секретом для самих жителей этого древнего города, и они прекрасно понимают, почему Калининград когда-то хоть и может превратиться обратно в Кёнигсберг, но вот в составе Германии не окажется никогда.
Не станем ворошить древние корни проблемы, решенной в 1945-ом, потому что с момента основания города в XIII веке границы России отстояли от пределов Германии очень далеко. Но реальная проблема для Российской империи появилась 500 лет спустя, в середине XVIII столетия, когда Германия в виде Пруссии стала напрямую угрожать России.
Следует сказать, что Пруссия сама по себе вообще-то никогда не была врагом России, даже при Фридрихе II, который сегодня считается одним из лучших военачальником той эпохи, за что получил от современников и потомков титул «Великий». Но его постоянные конфронтации с союзными Россией, Австрией и Францией и союз с враждебной Великобританией несли прямую угрозу российским владениям в Прибалтике и союзнику – Польше. Когда во время Семилетней войны, в 1758 году, русская армия захватила прибалтийскую часть Пруссии (Восточную Пруссию) и город Кёнигсберг, то российская императрица Елизавета Петровна постановила присоединить все эти земли «на веки вечные». Так было создано одноименное генерал-губернаторство Российской империи с центром в Кёнигсберге, и все его жители присягнули на верность российской короне. В числе прочих, кстати, был и всемирно известный философ Иммануил Кант, который таким образом стал российским подданным. Ненадолго, правда.
В общем, скорее всего Кёнигсберг так и остался бы российским владением и по сей день (Прибалтика до развала СССР тому яркий пример), если бы на троне не появился предатель русского народа Петр III. В 1762 году он, будучи не просто немцем по крови и воспитанию, но и первейшим почитателем побежденного русскими Фридриха II, возвратил Пруссии всё, что было завоевано его тетушкой Елизаветой до него. В том числе Фридриху был возвращен и Кёнигсберг, что в российском обществе вызвало огромное возмущение. Очень быстро это возмущение вылилось в прямой заговор против «обалдуя на троне», благодаря чему его место заняла его супруга, известная сегодня как Екатерина II (тоже Великая, между прочим). Правда, она была тоже немкой, но, как показала дальнейшая история, она радела за российские интересы не менее, чем Петр Великий в свое время.
Однако вернуть Восточную Пруссию обратно в лоно Российской империи Екатерине не удалось. Нет, принципиально в этом не было ничего сложного, но тут вмешались политические интересы. Екатерина принялась за завоевание «подбрюшья» империи – Причерноморья и Крыма, намереваясь выйти на Босфор и Дарданеллы. Тут же подоспел и раздел Польши, и чтобы получить самые вкусные куски это потерявшего актуальность «недогосударства», пришлось заполучить Пруссию в союзники. Таким образом вопрос возврата Кёнигсберга был отложен в долгий ящик. Но, как показывает история, он не был забыт.
Восстановил упущенную Екатериной историческую справедливость Иосиф Сталин почти 200 лет спустя. Правда, для этого потребовалось пройти через жесточайшую войну и колоссальные потери, но в результате победы Германия была "растасована" так, как черепаху и Бог не разделывал. Достался свой кусок и СССР, однако он не стали устраивать какое-то «генерал-губернаторство». Они просто выселили из Кёнигсберга всех немцев, и заселили его советскими гражданами. Город был переименован в Калининград. Напомню, что «Кениг» по-немецки – это «король», и, к слову сказать, в этом городе короновались все прусские короли, а впоследствии и германские императоры.
Таким образом вся Восточная Пруссия была разделена между Польшей и СССР, а сегодня на ее части находится Литва. Вряд ли все эти страны захотят возвращать Германии ее территориальную собственность. Но проблема, в общем-то, не в этом. А проблема для Германии в том, что, по сути, Кёнигсберг уже отходил России по договору почти 250-летней давности, причем не просто так, а как ликвидация владений Тевтонского ордена, который за время своего существования принес очень много беспокойства окружающим странам.
Впоследствии Кёнигсберг стал центром германской экспансии на Восток. А так как и сегодня Германия – это один из столпов Западного Мира, который к России всегда «дышал неровно», то совершенно не следует думать, что Восточная Пруссия снова займет свое место в древних границах государства. Добром Россия этот удобный форпост в Западной Европе не отдаст никогда, а силой – тем более. На «кенигсберщине» родилось и выросло несколько поколений русских людей, и нет совсем никакой «немецкой пятой колонны», которая могла бы «лоббировать» возврат Калининградской области. А так как Запад не будет любить Россию никогда, то и количество таких форпостов будет только увеличиваться.
Кто-то может сказать, что «Бог любит Троицу», намекая на то, что когда-нибудь Кёнигсберг придется присоединять к России еще раз. Но мне почему-то кажется, что вряд ли даже Калининград переименуют в Кёнигсберг. Все же это чужое название, не русское. Вот Петербург или Оренбург – это свои имена городов, названия им давали русские люди. Но то, что когда-то было названо конкретно немцами, вряд ли будет популярно в России.
Не забываем подписываться на канал. И палец вверх.