Теперь вы можете сэкономить на профессиональной кинокамере 200 тысяч, абсолютно не потеряв в качестве картинки. Как? Пару месяцев назад Sony выпустила новую видеокамеру FX3.
FX3 стала частью линейки кинокамер Sony Cinema Line, куда входят такие монстры для профи, как Sony FX6 и FX9. FX3 взяла всё необходимое от профессиональных камер и всё лучшее от a7S III из потребительской линейки.
Дизайн, эргономика, система управления
Для профессиональной видеокамеры FX3 очень лёгкая и компактная: 715 грамм со всеми картами и батареями. Да и внешне она больше похожа на обычную беззеркалку.
Интерфейс и система меню напрямую перекочевали из линейки потребительских беззеркалок. Разработчики использовали последнюю версию интерфейса, она более удобная и интуитивная, чем система меню в профессиональных моделях.
Когда смотришь на камеру, в глаза бросается отсутствие видоискателя. С одной стороны, это удобно для установки камеры в клетку. С другой стороны, для кадрирования и настройки остаётся только задний дисплей. Это полностью подвижный поворотный экран, но с разрешением всего в 1,44 млн точек. Немного обидно, учитывая, что даже не самые свежие a7R III и IV теперь выпускаются с обновленными дисплеями на 2,36 млн точек.
Кроме разрешения, у экрана есть ещё одна проблема — на солнце ему не хватает яркости. Когда слепит солнце, хочется посмотреть в видоискатель, но его нет. Поэтому, если вы собираетесь использовать камеру для профессиональной съёмки, особенно на улице, придется докупить внешний монитор.
На камере предусмотрено два индикатора записи. Сзади индикатор большой и яркий, а спереди наоборот, маленький и тусклый.
Раскладка органов управления словно намекает, что эта камера заточена для съёмки с пояса. Так, джойстик автофокуса, который обычно располагается на задней панели, переместили на верхнюю панель. Это неудобно, когда ты находишься прямо за камерой, но комфортно, когда снимаешь от пояса.
Рядом с джойстиком большая кнопка REC — очень удобная для съёмки от пояса, но когда вы находитесь за камерой, проще нажать на кнопку спуска затвора (нужно отдельно активировать эту возможность в меню). Ещё одна кнопка для старта видеозаписи находится спереди, что удобно для селфи-съёмки.
На месте привычного переключателя вкл/выкл в камере установлена качелька зума, которая будет работать с PowerZoom-объективами Sony. PowerZoom-объективы позволяют изменять фокусное расстояние с помощью электропривода — как кнопкой на тушке, так и традиционным поворотом кольца объектива.
Сама кнопка включения перекочевала в левый верхний угол на задней панели. И расположение, и новая конструкция неудобные — найти кнопку на ощупь сложно. Из-за особенностей конструкции не всегда понимаешь, нажал ли ты на кнопку до конца. Это может помешать съёмке в зимнее время, когда руки в перчатках.
Из положительных моментов — теперь на корпусе есть целых пять отверстий с резьбой 1/4"-20 UNC. Причём они встроены прямо в каркас камеры, поэтому если вы захотите использовать, к примеру, большую шаровую голову с монитором, конструкция будет надёжно закреплена. Благодаря такому обилию отверстий камеру легко установить в клетку или дополнить разными аксессуарами.
Главным конструктивным отличием от a7S III стала присоединяемая ручка с XLR-адаптером. На адаптере расположено два XLR-входа, а ещё цифровой стереоаудиоинтерфейс, так что вы получаете сразу четыре аудиоканала. У адаптера есть собственные удобные колёсики для регулировки уровней. Единственное замечание — 3-й и 4-й канал объединены, поэтому если вы захотите использовать два отдельных микрофона, например, петельку и пушку, вы не сможете настраивать их громкость по отдельности.
Система меню камер потребительского уровня понятная и удобная, но из-за неё FX3 не досталось некоторых полезных функций, которые есть в профессиональных кинокамерах.
Например, в FX3 нельзя настраивать угол затвора — соотношение между скоростью срабатывания затвора и частотой кадров. Это простой и универсальный способ настройки размытости изображения при воспроизведении видео. В FX3 выдержка настраивается только классическим образом, из-за чего некоторые распространенные в киносъёмке показатели, например, 1/48 или 1/96 секунды, отсутствуют.
Во время кадрирования/съёмки на экране FX3 не отображаются вэйвформы (графический инструмент для мониторинга экспозиции) — для них понадобится внешний монитор.
Что касается отображения LUT (таблицы цветокоррекции, которые позволяют автоматически менять внешний вид видеоматериала) на мониторе, то такая опция доступна только для встроенных s-log2 и s-log3. Кастомные LUTы посмотреть не получится, а жаль, это было бы очень удобно для такой камеры.
Несмотря на то, что FX3 оснащена полностью поворотным экраном, настраивать экспозицию, диафрагму или ISO с помощью тачскрина (удобно, например, когда вы снимаете селфи-видеоблог) не получится. Для настройки доступны только пункты из меню функций (fn).
Качество картинки и возможности видео
FX3 получила ту же полнокадровую 12-мегапиксельную матрицу, что и a7S III. При этом для видеозаписи используется 10,2-мегапиксельная часть сенсора, для «родного» 4К. Благодаря небольшому разрешению у камеры отличная скорость считывания и минимальный эффект роллинг шаттера (характерное искажение из-за особенностей способа регистрации изображения матрицами камеры).
Пример 4К cъемки на FX3. Источник: Youtube-канал Sony | Camera Channel
Да, фотографировать с помощью FX3 тоже можно — у неё есть механический затвор в фокальной плоскости. В целом, эта матрица прекрасно зарекомендовала себя уже на a7S III — и в плане динамического диапазона, и в плане уровня шума.
Эта компактная видеокамера может снимать UHD 4K вплоть до 60p со всей ширины матрицы в 4,2K пикселей. У небольшого разрешения есть ещё одно преимущество — прекрасные характеристики для замедленной съёмки: 4К до 120p и 1080p на 240p.
4К-форматы доступны в 10-бит 4:2:2 с отличным выбором кодеков, а ещё доступен вывод 16-битного RAW на внешний рекордер через полноразмерный HDMI-порт.
Качество картинки такое же, как у a7S III. При этом многие ждали от FX3 обновленного классного S-Cinetone профиля, а он появился сразу и в ней, и в a7S III через апдейт прошивки.
Видео с цветовым профилем S-Cinetone. Источник: Youtube-канал Jason Morris
От 12-мегапиксельной камеры можно было ожидать гораздо более мягкого изображения по сравнению с 24-мегапиксельными конкурентами. Однако студийные тесты ресурса dpreview.com показывают, что картинка FX3 очень похожа на картинку с более мегапиксельных матриц. Например, у Panasonic S1H наблюдается лишь небольшое преимущество в резкости.
Производительность в условиях слабого освещения на высшем уровне. При этом у камеры достаточно агрессивный шумодав, из-за чего картинка на высоких ISO может показаться довольно мягкой.
Если вы хотите немного придержать шумоподавление, то единственным способом будет вывод видео в формате Prores RAW через HDMI на внешний рекордер Atomos Ninja V. Формат даёт полный контроль не только над шумодавом, но и над ISO, балансом белого и другими параметрами. Нужно иметь ввиду, что Davinci Resolve до сих пор не поддерживает этот формат.
По сравнению с гораздо более дорогой FX6 разница в картинке состоит только в возможности напрямую регулировать уровень подавления шума и снимать в DCI 4K (4096 x 2160 против 3840 × 2160 в UHD).
Конечно, у FX6 гораздо более продвинутое управление (кнопки на корпусе есть буквально для всего), огромные батарейки и встроенные ND-фильтры. Но если главное для вас — качество картинки, вы можете сэкономить почти 200 тысяч рублей.
FX3: для кого предназначена
Для кого же создана FX3? Понятно, что основная аудитория — это профессиональные видеографы и кинематографисты, потому что цена камеры — 380 тысяч рублей — сильно удорожает хобби или съёмку семейных праздников.
Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно разобраться в основных различиях между FX3 и более дешёвой а7S III, которые совпадают по картинке и большинству функций.
Модели различает небольшая деталь, о которой мы еще не упоминали. В FX3 есть встроенный кулер. Некоторые пользователи а7S III, в которой кулера нет, жаловались на проблемы с перегревом в жару. Поэтому, если вам нужно долго снимать на открытом воздухе и особенно на ярком солнце — это лучшая опция.
Пазл сложился: FX3 прекрасно подходит для длительной съёмки со штатива. Камера хороша для документалки и event-съёмки, этому способствует и включение XLR-модуля для дополнительных микрофонов.
В свою очередь, а7S III гораздо лучше подходит, чтобы «поливать» (снимать всего подряд без четкого плана, то, что называют Run and Gun) — тут есть видоискатель и более удобное управление при съёмке непосредственно за камерой. Учитывая, что разницы в качестве изображения нет, выбор модели будет зависеть от типа съёмки, которым вы чаще занимаетесь.
* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com
Автор: Георгий Георгиев
Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.
Читать также:
Godox анонсировала вспышку V860III с пилотным светом
5 настроек, которые стоит изменить на новой камере
Любителям эстетики: 10 незаурядных снимков победителей фотоконкурса «Формы»