«Эвакуация по своей значимости оказалась равной величайшим битвам Второй Мировой войны.» Маршал Победы. Георгий Жуков.
В годы Великой Отечественной Войны борьба шла не только за жизнь, но и за сохранность произведений искусства. Благодаря самоотверженности и титаническому труду сотрудников музеев и неравнодушных людей мы можем изучать и восхищаться спасенными шедеврами.
ЗИМНИЙ ОБОЗ В ПУТИ
На знаменитой картине Айвазовского 1857 года изображен обоз, который движется по московско-сибирскому тракту. Именно по этой дороге в 1940-е военные годы ценности Смоленского государственного музея-заповедника уезжали в эвакуацию вглубь страны, в Новосибирск. В каком-то смысле картина, за которую художник был посвящен в кавалеры ордена Почетного легиона, оказалась пророческой, ведь именно такой путь пришлось проделать полотну, чтобы сохраниться для потомков.
В годы Великой Отечественной войны эвакуация музеев была возложена на местные органы образования, но в экстремальных условиях в Смоленске о музеях попросту забыли. В ночь на 5 июля 1941 года в ходе бомбардировки города один из снарядов попал в церковь Иоанна Богослова, крыша церкви загорелась. В то время там располагался Исторический музей, и музейщики поняли, что медлить с эвакуацией больше нельзя.
Работа по эвакуации музейных ценностей длилась днем и ночью в условиях непрекращающихся бомбардировок. В ночь с 8 на 9 июля вагон с музейными экспонатами отправился в город Горький (ныне — Нижний Новгород). В Горький эвакуировали 26 тысяч 52 единицы хранения: ткани, нумизматику и, конечно же, картины .Далее эшелон в составе 50 вагонов отправился в Новосибирск», — рассказывают сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.
БЛОКАДНЫЙ ЭРМИТАЖ
В условиях Великой Отечественной войны работа по спасению ценностей Эрмитажа велась круглосуточно. Директор Эрмитажа Академик Иосиф Орбели вместе с сотрудниками, студентами и художниками с первых дней войны спасал коллекцию Государственного Музея, готовил к эвакуации в Свердловск, куда уже в июле 1941-го двумя эшелонами было вывезено и спасено 1 миллион 118 тысяч экспонатов. После войны он руководил восстановлением музея.
«22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие — все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья» — И. А. Орбели
В июле 1941 года сотрудниками Эрмитажа было вывезено и спасено более миллиона экспонатов.
Большие полотна накатывали на валы, заключали в металлическую оболочку, запаивали и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией.
За почти трехсотлетнюю историю Эрмитажа его экспонаты эвакуировали три раза: в 1812 году, в 1917 году и в 1941 году.
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
«22 июня 1941 года. Выходной день. Несу ответственное дежурство по Галерее. Обхожу залы - все в них сверкает чистотой и порядком. Меня вызывают к телефону. Распоряжение - срочно вызвать в Галерею директора, секретаря партийной организации и всем ровно в 12 часов быть у радио - будет передаваться важное правительственное сообщение». Так, по воспоминаниям старшего научного сотрудника Марии Модестовны Колпакчи, в Третьяковской галерее начался первый день Великой Отечественной войны.
Музей перешел на военное положение - был организован штаб по противовоздушной обороне, обеспечена полная светомаскировка всех зданий, обустроено бомбоубежище.
Основной задачей всего коллектива стало сохранение уникальных памятников национальной культуры. По решению правительства срочно начали готовиться к эвакуации и отправке в глубокий тыл. «Через несколько дней залы Галереи наполнились досками, стружками, ящиками, валами для накатки картин. С раннего утра до глубокой ночи вжикали пилы, стучали молотки и среди оголенных стен раздавался извечный бурлацкий призыв - "раз, два, взяли!"». Невиданная, колоссальная работа - упаковка и перемещение десятков тысяч экспонатов в кратчайший срок - явилась одним из первых примеров в практике хранения музейных ценностей.
Работали с 6-7 часов утра до поздней ночи. В течение пяти дней под руководством директора, главного хранителя и заведующего реставрацией картины были сняты со стен, освобождены от рам и подрамников.
ПОДВИГ ВО ИМЯ ИСКУССТВА
Знаменитый столичный Пушкинский музей тоже хранит историю о спасении уникальной коллекции. Эвакуировать удалось более ста тысяч экспонатов, но некоторые пришлось оставить в Москве из-за невозможности их транспортировки.
«Это был подвиг. Музейные сотрудники не ходили в атаку, но сохраняли искусство и даже в условиях голода, холода и изнуряющего труда успевали замечать красоту — когда наша знаменитая мраморная лестница от холода покрылась изморозью, то сотрудники в своих воспоминаниях писали, что она была прекрасна и сверкала, как в сказочном дворце», — старший научный сотрудник отдела рукописей Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Наталья Александрова.
Удивительно, что даже в самые тяжелейшие в истории годы людям не было чуждо чувство прекрасного, а возможно, они еще острее ощущали всю красоту искусства. Так, в Эрмитаже, например, в годы Великой Отечественной войны проводились экскурсии. В залах с пустыми рамами работники музея рассказывали гостям о том, какая картина ранее висела в той или иной раме; они описывали каждую картину и каждую историю, с ней связанную, в ярчайших деталях. Сами же полотна в это время хранились в подвалах Оперного театра Новосибирска.
Помимо искусства
Из городов эвакуировали не только экспонаты, связанные с искусством, но и естественно-научные коллекции. Так, вскоре после начала Великой Отечественной войны основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Котс подготовил список экспонатов к эвакуации первой очереди. В него вошли скелеты двух птиц — вымерших видов, редкие издания сочинений французского ученого Жоржа Луи Бюффона, атлас Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки» (сегодня это самая дорогая в мире печатная книга из проданных на аукционе), чучела тропических птиц, ценные шкуры животных, скульптуры и многие другие предметы. Ящики с ценностями были временно отправлены в хранилище Новодевичьего монастыря.
Также была эвакуирована большая часть коллекции Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова и других естественно-научных музеев; спасению подлежало и ценное имущество библиотек.
В целом в годы Великой Отечественной войны в нашей стране пострадало свыше 160 музеев, 4000 библиотек (погибло 115 миллионов изданий), 19 областных архивов (утрачено 17 миллионов дел). Сведения об утратах российских учреждений культуры регулярно публикуются в уникальном справочно-информационным издании под названием «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны».
Благодаря подвигу отечественных музейщиков удалось сохранить значительную часть произведений мирового искусства, которыми сегодня мы можем наслаждаться без ограничений.