Найти тему
Free ART

Как спасали картины в годы войны

Оглавление
«Эвакуация по своей значимости оказалась равной величайшим битвам Второй Мировой войны.» Маршал Победы. Георгий Жуков.

В годы Великой Отечественной Войны борьба шла не только за жизнь, но и за сохранность произведений искусства. Благодаря самоотверженности и титаническому труду сотрудников музеев и неравнодушных людей мы можем изучать и восхищаться спасенными шедеврами.

«Зимний обоз в пути», или «Караван золота» — картина И. К. Айвазовского из собрания Смоленской художественной галереи. 1857 г.
«Зимний обоз в пути», или «Караван золота» — картина И. К. Айвазовского из собрания Смоленской художественной галереи. 1857 г.

ЗИМНИЙ ОБОЗ В ПУТИ

На знаменитой картине Айвазовского 1857 года изображен обоз, который движется по московско-сибирскому тракту. Именно по этой дороге в 1940-е военные годы ценности Смоленского государственного музея-заповедника уезжали в эвакуацию вглубь страны, в Новосибирск. В каком-то смысле картина,  за которую художник был посвящен в кавалеры ордена Почетного легиона, оказалась пророческой, ведь именно такой путь пришлось проделать полотну, чтобы сохраниться для потомков.

В годы Великой Отечественной войны эвакуация музеев была возложена на местные органы образования, но в экстремальных условиях в Смоленске о музеях попросту забыли. В ночь на 5 июля 1941 года в ходе бомбардировки города один из снарядов попал в церковь Иоанна Богослова, крыша церкви загорелась. В то время там располагался Исторический музей, и музейщики поняли, что медлить с эвакуацией больше нельзя.

Работа по эвакуации музейных ценностей длилась днем и ночью в условиях непрекращающихся бомбардировок. В ночь с 8 на 9 июля вагон с музейными экспонатами отправился в город Горький (ныне — Нижний Новгород). В Горький эвакуировали 26 тысяч 52 единицы хранения: ткани, нумизматику и, конечно же, картины .Далее эшелон в составе 50 вагонов отправился в Новосибирск», — рассказывают сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

БЛОКАДНЫЙ ЭРМИТАЖ

-2

В условиях Великой Отечественной войны работа по спасению ценностей Эрмитажа велась круглосуточно. Директор Эрмитажа Академик Иосиф Орбели вместе с сотрудниками, студентами и художниками с первых дней войны спасал коллекцию Государственного Музея, готовил к эвакуации в Свердловск, куда уже в июле 1941-го двумя эшелонами было вывезено и спасено 1 миллион 118 тысяч экспонатов. После войны он руководил восстановлением музея.

«22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие — все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к нам пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… К еде и отдыху этих людей приходилось принуждать приказом. Им Эрмитаж был дороже своих сил и здоровья» — И. А. Орбели

В июле 1941 года сотрудниками Эрмитажа было вывезено и спасено более миллиона экспонатов.

Большие полотна накатывали на валы, заключали в металлическую оболочку, запаивали и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией.

За почти трехсотлетнюю историю Эрмитажа его экспонаты эвакуировали три раза: в 1812 году, в 1917 году и в 1941 году.

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

«22 июня 1941 года. Выходной день. Несу ответственное дежурство по Галерее. Обхожу залы - все в них сверкает чистотой и порядком. Меня вызывают к телефону. Распоряжение - срочно вызвать в Галерею директора, секретаря партийной организации и всем ровно в 12 часов быть у радио - будет передаваться важное правительственное сообщение». Так, по воспоминаниям старшего научного сотрудника Марии Модестовны Колпакчи, в Третьяковской галерее начался первый день Великой Отечественной войны.

Музей перешел на военное положение - был организован штаб по противовоздушной обороне, обеспечена полная светомаскировка всех зданий, обустроено бомбоубежище.

Основной задачей всего коллектива стало сохранение уникальных памятников национальной культуры. По решению правительства срочно начали готовиться к эвакуации и отправке в глубокий тыл. «Через несколько дней залы Галереи наполнились досками, стружками, ящиками, валами для накатки картин. С раннего утра до глубокой ночи вжикали пилы, стучали молотки и среди оголенных стен раздавался извечный бурлацкий призыв - "раз, два, взяли!"». Невиданная, колоссальная работа - упаковка и перемещение десятков тысяч экспонатов в кратчайший срок - явилась одним из первых примеров в практике хранения музейных ценностей.

Работали с 6-7 часов утра до поздней ночи. В течение пяти дней под руководством директора, главного хранителя и заведующего реставрацией картины были сняты со стен, освобождены от рам и подрамников.

«Явле́ние Христа́ наро́ду» — гигантская по размерам картина русского художника Александра Ива́нова, написанная в 1837—1857 годах. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Размер — 540 × 750 см.
«Явле́ние Христа́ наро́ду» — гигантская по размерам картина русского художника Александра Ива́нова, написанная в 1837—1857 годах. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Размер — 540 × 750 см.

Распаковка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» после эвакуации. Москва. 1944.
Распаковка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу» после эвакуации. Москва. 1944.

ПОДВИГ ВО ИМЯ ИСКУССТВА

Знаменитый столичный Пушкинский музей тоже хранит историю о спасении уникальной коллекции. Эвакуировать удалось более ста тысяч экспонатов, но некоторые пришлось оставить в Москве из-за невозможности их транспортировки.

ГМИИ им. А.С. Пушкина во время Великой Отечественной войны.
ГМИИ им. А.С. Пушкина во время Великой Отечественной войны.

«Это был подвиг. Музейные сотрудники не ходили в атаку, но сохраняли искусство и даже в условиях голода, холода и изнуряющего труда успевали замечать красоту — когда наша знаменитая мраморная лестница от холода покрылась изморозью, то сотрудники в своих воспоминаниях писали, что она была прекрасна и сверкала, как в сказочном дворце», — старший научный сотрудник отдела рукописей Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Наталья Александрова.

ГМИИ им. А.С. Пушкина во время Великой Отечественной войны.
ГМИИ им. А.С. Пушкина во время Великой Отечественной войны.

Удивительно, что даже в самые тяжелейшие в истории годы людям не было чуждо чувство прекрасного, а возможно, они еще острее ощущали всю красоту искусства. Так, в Эрмитаже, например, в годы Великой Отечественной войны проводились экскурсии. В залах с пустыми рамами работники музея рассказывали гостям о том, какая картина ранее висела в той или иной раме; они описывали каждую картину и каждую историю, с ней связанную, в ярчайших деталях. Сами же полотна в это время хранились в подвалах Оперного театра Новосибирска.

Помимо искусства

Из городов эвакуировали не только экспонаты, связанные с искусством, но и естественно-научные коллекции. Так, вскоре после начала Великой Отечественной войны основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Котс подготовил список экспонатов к эвакуации первой очереди. В него вошли скелеты двух птиц — вымерших видов, редкие издания сочинений французского ученого Жоржа Луи Бюффона, атлас Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки» (сегодня это самая дорогая в мире печатная книга из проданных на аукционе), чучела тропических птиц, ценные шкуры животных, скульптуры и многие другие предметы. Ящики с ценностями были временно отправлены в хранилище Новодевичьего монастыря.

Также была эвакуирована большая часть коллекции Зоологического музея МГУ им. М.В. Ломоносова и других естественно-научных музеев; спасению подлежало и ценное имущество библиотек.

В целом в годы Великой Отечественной войны в нашей стране пострадало свыше 160 музеев, 4000 библиотек (погибло 115 миллионов изданий), 19 областных архивов (утрачено 17 миллионов дел). Сведения об утратах российских учреждений культуры регулярно публикуются в уникальном справочно-информационным издании под названием «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны».

Хранилище в Новосибирске, 1942 год.
Хранилище в Новосибирске, 1942 год.

Благодаря подвигу отечественных музейщиков удалось сохранить значительную часть произведений мирового искусства, которыми сегодня мы можем наслаждаться без ограничений.

Арт-дилеры – это поставщики фантазии или манипуляторы? Часть 1
Free ART26 июля 2022
Почему Давида забросали камнями и как он «участвовал» в политике?
Free ART17 августа 2021
"Мистерия копий Мона Лизы: История Йвеса Шодрона"
Free ART7 июля 2023