Что появилось раньше, курица или яйцо? Наверняка вы часто слышали этот вопрос. Может даже размышляли над этой загадкой сидя на фарфоровом троне? А ведь было бы интересно узнать. Но сегодня мы не за ответом, хотя это тоже будет, а за источником этой головоломки. Заодно и дам наводку на интереснейшее чтиво.
Начать стоит с того, что ко всякой интеллектуальной ерунде обязательно приложил руку какой-нибудь любознательный античный графоман. Чаще всего грек, народец уж больно склонный к размышлениям и литературной деятельности. От эпических песен Гомера до трагедий Еврипида - все шло на фундамент будущей европейской литературы. Но это, что касается архаической и классической эпохи, настоящая беллетристика начинается чуть позже, в эллинистическое и римское время. Что же тогда началось! Греки стали изворачиваться как только можно, придумывая новые формы и жанры, одновременно стараясь подражать и древним образцам. Каллимах строит новую поэзию, как никогда прежде сложную и изысканную, Аполлоний Родосский создает новый жанр маленького эпоса, который станет чрезвычайно популярен у римлян. Исторические и философские сочинения тоже развиваются, приобретая большую развлекательность и уже рождается художественный роман. И среди множества беллетристов эпохи выделяется один чрезвычайно плодовитый и страшно популярный в своё время. Имя ему - Местрий Плутарх, виновник наших бессонных ночей.
Ну и как водится, краткая биография. Родился товарищ грек в хорошей аристократической и образованной семье в славном городе Херонея, что в Беотии, около 48 г. уже нашей эры. Где-то к двадцати годам снарядили его в Афины, учиться философским премудростям. Получив корку платоновской академии Плутарх возвращается в "родное Катманду". В Херонее он предположительно был жрецом, и совершенно точно стал архонтом-эпонимом. Но он не оставался там на постоянной основе, а много путешествовал по всему Средиземноморью. Уже в это время Плутарх становился известным в интеллектуальных кругах империи, как философ и автор антикварных и религиозных сочинений. Уже в ранних сочинениях начинает формироваться его система взглядов, и были они совершенно не современными эпохе - он мыслил так, как будто живет во времена Гесиода, хотя прожил от эпохи Клавдиев до эпохи Антонинов. Плутарх питал невероятную любовь к старинному, давно ушедшему укладу жизни. Будь на дворе V век до н. э. он бы был идеальным полисным гражданином, а так и полиса классического уже нет и век тоже не тот.
В 69 г. Плутарх оказался в составе посольства в Александрию к императору Веспасиану. Там он знакомится с Луцием Местрием Флором, приближенным императора, которому этот умный грек понравился. Позднее Флор похлопочет для Плутарха римское гражданство через формальную процедуру усыновления. Вот так просто-Плутарх и стал Местрием Плутархом. В Рим в первый раз Плутарх приехал где-то в 70-х для помощи каким-то грекам на судебном разбирательстве. Там, благодаря образованности и известности, он обрел много влиятельных друзей, покровителей и учеников, с которыми занимался на греческом языке, ибо зачем нужна латынь, если уважающий себя римлянин и так знает греческий. Ходят слухи, что латынью он овладел лишь в зрелые годы и на очень посредственном уровне, но это скорее опровергается. На пятидесятом году жизни, где-то в 95-100 гг., Плутарх стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах, что было очень престижно даже в I веке. Во второй раз в Риме он был в 90-х, а умер уже неизвестно где в 120-х годах.
Но довольно скучной биографии, мы же тут за вкусненьким. Плутарх известен как очень плодовитый автор. Самое знаменитое его сочинение "Сравнительные жизнеописания" по своему интересно, но мы хотим посмотреть на другое: "Συμποσιακά", ну или на православном "Застольные беседы". Как понятно из названия, такие беседы являются частью большого греческого пира. После того как гуся и порося съели, настает время для зелёного змия. Гости вальяжно откинувшись на лежаках начинают лакать вина галлонами. А что могут обсуждать нетрезвые древние греки? Правильно, философию. Но этим дело не ограничивается. В этом сочинении Плутарх излагает в них диалоги, которые состоялись у него дома, в Херонее, в Риме, в Дельфах. Участники их самые разные: это и сам Плутарх, его родственники и друзья, в том числе и римские, а также давно умершие философы. И не надо думать, будто это репортажи с места событий и записи реальных разговоров. Перед нами уже зарождение беллетристики, призванной скорее развлечь читателя с изысканным вкусом и превосходным образованием, иначе все референсы автора понять попросту невозможно. Итак, кроме относительно серьезных философских тем и обсуждений Платона, есть еще беседы скорее юмористические, по современным меркам даже похожие на щитпост и накидывание. Первый спор в сборнике довольно безобидный: нужно ли философствовать за вином? Но далее идут вещи поинтереснее. Вы когда-нибудь думали, почему старики пьянеют быстрее женщин? Или почему женщины не едят сердцевину латука? Или почему питье утоляет и голод, а еда только усиливает жажду? Почему звук ночью раздается сильнее, чем днем? Почему пифагорейцы не едят рыб? Почему лучшее вино в средней части бочки, лучшее масло в верхней, а лучший мёд в нижней? Или почему жареное мясо мягче, если подвесить его на смоковнице?
И еще пару десятков таких вопросов, казалось бы совершенно детских и несерьезных, но при этом удивительно интересных, если задуматься. Но опять, рациональность и наукообразность моментально идут в пешее эротическое. И круг тем тоже широк, как вы видите: от Платона и сексуального просвещения до гайда по шашлыкам. А теперь к яично-куриной апории. Этот третий вопрос во второй книге стал знаменит: "Что родилось раньше, курица или яйцо?".
Действующие лица на сей раз следующие:
Плутарх, собственной персоной
Фирм, его зять
Сулла (нет, не тот самый)
Александр, какой-то знакомый Плутарху эпикуреец
Соссий Сенекион, римский друг Плутарха, ему же и посвящено всё сочинение.
Вопрос вводит Плутарх, рассказывая о своём сне, который и натолкнул несчастного на мысль. Александр замечает, что спор заведомо бессмысленен и он не будет в нем участвовать. Тактично сливается и Сулла, говоря, что этим мелким вопросом "мы затрагиваем как рычагом большой и важный вопрос о происхождении мира", и он не хочет вникать в такой сложный вопрос. Так как рассказчик (Плутарх) не участвует дальше, у нас остаются Фирм и Сенекион. Фирм начинает первым; его речь средней продолжительности пестрит аналогиями, отсылками на мифы и исторические анекдоты, ведь образованный читатель обязательно это оценит. Суть ее следующая: во всяком преобразовании преобразованному предшествует то, из чего оно преобразовано, и поэтому из простого развивается сложное. Природа, словно скульптор, создает сначала нечто необработанное и неоформленное, а затем доводят каждую часть до окончательного вида. Таким образом, тейк Фирма в том, что яйцо раньше курицы. Все основано исключительно на философоподобных размышлениях. Эпоха второй софистики как-никак.
А теперь мы близки к ответу на изначальный вопрос *звуки фанфар*. Готовьтесь!
На слова Фирма Сенекион отвечает, что совершенное предшествует несовершенному, как ущербному целостное и части целое. Следовательно, нелогично, чтобы существовала часть, пока нет целого, частью которого она является, ведь нельзя сказать "человек семени" и "курица яйца". Курица это целостное и завершенное творение, а яйцо нет. А значит, курица появилась прежде яйца. Здесь нужно заметить, что такая логика вполне отражает античную космогонию. Мир изначально совершенен (вспоминаем миф о Золотом Веке), а значит, совершенное должно предшествовать несовершенному. Но Сенекион осознает сложность своей позиции, ведь как тогда объяснить появление первой курицы, которая снесла первое яйцо? И римлянин нашёл решение. Да такое, что века так до XVII эта точка зрения была довольно распространенной. Первое рождение, по Сенекиону безусловное и самодавлеющее, произошло из земли и ила. Только потом природа начала создавать органы для рождения у животных, так как ослабла и более не способна самой рождать жизнь.
Довольны же ответом? Чего не смеетесь? Не смешно? Не поняли? Это Античность!
Автор - Мгер Саруханян