Монументальное искусство советского периода вызывает интерес обычных горожан, урбанистов, общественников. В Кемерово при поддержке Фонда президентских грантов реализовывается проект «Хрупкое вечное». В центре внимания проекта сохранение и популяризация советских витражей.
Витраж в кемеровском Музее ИЗО сохранен в самом лучшем виде. Авторство витража принадлежит московскому художнику Валентину Дмитриеву и кемеровскому витражисту Сергею Одинцову. Создан и установлен витраж в 1985 году.
Само здание музея построено во второй половине 1940-х годов. Архитектором здания был Т.С. Запашный. Здание предназначалось для управления отдела исправительно-трудовых колоний НКВД. Музей переехал в это здание в 1985 году. В ходе реконструкции под нужды хранения и экспонирования коллекции был создан витраж, занявший три окна, расположенных на промежуточных лестничных площадках.
Художники разработали оригинальную концепцию витража. Во-первых, окно после установки витража не перестало выполнять свою функцию – продолжило пропускать непреломленный цветом солнечный свет. Это достигнуто за счет использования бесцветных прозрачных стекол.
Во-вторых, витраж построен на сочетании прямых углов. Все поля витража делятся на квадраты, ромбы и прямоугольники разной величины. Большие прямоугольные поля заняты изобразительными мотивами. Соавторы использовали для витража мотивы из шедевров русского искусства. В частности, зритель может узнать фрагмент работы А. Дейнеки «Оборона Петрограда», В. Серова «Портрет Т. Карсавиной», «Троицу» Андрея Рублева и скульптурный рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Советское искусство отмечено цитированием тарелки с монограммой РСФСР и рисунком Окон РОСТа.
Кроме мотивов из картин русского искусства в изобразительный ряд витража вошли типичные для советского искусства пейзажи и натюрморты. Рассматривая витражи можно узнать пейзаж с видом на Неву и характерным гранитным шаром на первом плане, дозорные башни и однокупольные храмы Древней Руси. В. Дмитриев и С. Одинцов цитируют два варианта натюрморта. Один натюрморт с крынкой и снопом колосьев символизирует трудную послевоенную жизнь. Второй натюрморт с букетом цветов и дымковской игрушкой на первом плане типичен для искусства 1970-х годов, когда подлинной реальностью для живописцев становился мир художественной культуры.
Изображения нанесены на стекло пескоструйным способом. Тонкие линии на прозрачном стекле и прозрачные линии рисунка на матовом стекле создают игру свободы и преграды солнечным лучам. Контрастность прозрачности и матовости стекла в рисунках и орнаментах построено на эффекте негатива и позитива изображения.
Кроме матовых пескоструйных стекол, в витраже использованы текстурные стекла. Художники очень деликатны с использованием тонированного стекла. Они добавили только небольшое количество бежевых и серо-голубых квадратных стекол. Углы импровизированных рам отметил стеклом ярко-желтого цвета с лапками.
В качестве рам для изобразительных мотивов использованы узкие стекла с гофрированной текстурой. Такой рисунок стекол обычно выполняется вручную в печи и называется моллирование.
Каркас витража выполнен из алюминия с травлением. В основе графического решения витража лежит модульность. Главной мерой для пропорции стал ромб с размерами 8х8 см. Практически во всех своих работах Сергей Одинцов отказывается от орнаментации декоративного характера и предпочитает геометрическую абстракцию. Это выражается в том, что художник избегает однообразного повторения форм и ритмов. Его ритмичные ромбовидные членения нарушаются более крупными формами, асимметрией или каким-то незавершенным элементом. Асимметричность, усложнение ритма усиливается использованием тонированного и текстурированного стекла. Сложный ритм и геометрия форм, тонкая нюансировка цвета и текстуры стекла обогащают и усложняют художественный образ витража.
Итак, вывод о стилистике и художественной ценности витража Музея ИЗО Кузбасса включает в себя несколько важных пунктов.
1. В основе концепции витража лежит цитирование выдающихся произведений русского искусства. Использование в витраже типичных пейзажей и натюрмортов отсылает зрителя к культурным парадигмам разных эпох. В этом смысле в основе витража лежит постмодернистский подход. Авторв используют шлейф зрительского восприятия русского искусства и создают целостный образ, соответствующий идее Музея как собрания шедевров разных эпох.
2. Геометрическая абстракция – сильный эмоциональный компонент витража. Геометрические формы, несмотря на свою строгость, пронизаны спонтанностью, эмоциональностью художественного решения. Оттенки цвета стекла, сочетание текстур, столкновение прозрачности и матовости усложняют и обогащают художественный образ.
3. Замысел и реализация витражей основано на авторской позиции дополнения архитектурного облика здания. Тонкость, элегантность решения позволяет им занять свое собственное место в среде и не конкурировать с экспонируемыми в музее произведениями.
В качестве постскриптума можно обратить внимание на контрастность и некоторое сходство художественных решений между витражами в Музее ИЗО и Доме художников (витраж был утерян в ходе реконструкции здания).
В 1988 году кемеровский витражист Сергей Одинцов установил витраж в оконный проем промежуточной лестничной площадки. Композиция витража максимально лаконична. В нижней части поверхности расположена дорога или лестница, уходящая за линию горизонта. В верхней части – фрагмент лица с глазами, взирающими сверху вниз.
Геометризованная дорога и глаза нарисованы и закреплены обжигом. А ритмичные полосы на стекле выполнены пескоструйным методом. В целом стиль этого витража выходит за рамки привычных стилевых решений Сергея Одинцова. Минималистичность композиции, простой ритм каркаса, неспешная динамика линий, столкновение строгой геометрии и эмоциональности изобразительного мотива (немого укора глаз) вписывают это произведение в русло актуальных поисков советских художников конца 1980-х годов.
Что же сближает витражи в Доме художника и Музее ИЗО Кузбасса
1. Монохромность художественного решения. При колористических возможностях витража, художник максимально ограничивает себе цветовую гамму (бежевый, серый, желтый и белый матовый в музее, черный и белый матовый в доме художника).
2. В обоих витражах помещена идея созерцательности. Но в Музее ИЗО созерцатель зритель, который «узнает» в витраже шедевры русского искусства, а в витраже Дома художника созерцатель – это верховный критик, взирающий из другого пространства.
3. Два витража, размещенные в художественных институциях, дополняют друг друга по отношению к традиции и новации. Тонкая работа с художественной традицией русского искусства контрастирует с критическим отношением к современности.