Найти тему
Искусство Сибири

ИЗЫСКАННОСТЬ И УТОНЧЕННОСТЬ: ВИТРАЖ МУЗЕЯ ИЗО КУЗБАССА

Монументальное искусство советского периода вызывает интерес обычных горожан, урбанистов, общественников. В Кемерово при поддержке Фонда президентских грантов реализовывается проект «Хрупкое вечное». В центре внимания проекта сохранение и популяризация советских витражей.

Витраж в кемеровском Музее ИЗО сохранен в самом лучшем виде. Авторство витража принадлежит московскому художнику Валентину Дмитриеву и кемеровскому витражисту Сергею Одинцову. Создан и установлен витраж в 1985 году.

-2

Само здание музея построено во второй половине 1940-х годов. Архитектором здания был Т.С. Запашный. Здание предназначалось для управления отдела исправительно-трудовых колоний НКВД. Музей переехал в это здание в 1985 году. В ходе реконструкции под нужды хранения и экспонирования коллекции был создан витраж, занявший три окна, расположенных на промежуточных лестничных площадках.

-3

Художники разработали оригинальную концепцию витража. Во-первых, окно после установки витража не перестало выполнять свою функцию – продолжило пропускать непреломленный цветом солнечный свет. Это достигнуто за счет использования бесцветных прозрачных стекол.

Во-вторых, витраж построен на сочетании прямых углов. Все поля витража делятся на квадраты, ромбы и прямоугольники разной величины. Большие прямоугольные поля заняты изобразительными мотивами. Соавторы использовали для витража мотивы из шедевров русского искусства. В частности, зритель может узнать фрагмент работы А. Дейнеки «Оборона Петрограда», В. Серова «Портрет Т. Карсавиной», «Троицу» Андрея Рублева и скульптурный рельеф Дмитриевского собора во Владимире. Советское искусство отмечено цитированием тарелки с монограммой РСФСР и рисунком Окон РОСТа.

Иллюстрация. Окна Роста
Иллюстрация. Окна Роста
Тарелка с монограммой РСФСР. ЛФЗ.
Тарелка с монограммой РСФСР. ЛФЗ.

Кроме мотивов из картин русского искусства в изобразительный ряд витража вошли типичные для советского искусства пейзажи и натюрморты. Рассматривая витражи можно узнать пейзаж с видом на Неву и характерным гранитным шаром на первом плане, дозорные башни и однокупольные храмы Древней Руси. В. Дмитриев и С. Одинцов цитируют два варианта натюрморта. Один натюрморт с крынкой и снопом колосьев символизирует трудную послевоенную жизнь. Второй натюрморт с букетом цветов и дымковской игрушкой на первом плане типичен для искусства 1970-х годов, когда подлинной реальностью для живописцев становился мир художественной культуры.

Мотив из картины А. Дейнеки "Оборона Петрограда"
Мотив из картины А. Дейнеки "Оборона Петрограда"
А. Дейнека Оборона Петрограда
А. Дейнека Оборона Петрограда

Изображения нанесены на стекло пескоструйным способом. Тонкие линии на прозрачном стекле и прозрачные линии рисунка на матовом стекле создают игру свободы и преграды солнечным лучам. Контрастность прозрачности и матовости стекла в рисунках и орнаментах построено на эффекте негатива и позитива изображения.

Кроме матовых пескоструйных стекол, в витраже использованы текстурные стекла. Художники очень деликатны с использованием тонированного стекла. Они добавили только небольшое количество бежевых и серо-голубых квадратных стекол. Углы импровизированных рам отметил стеклом ярко-желтого цвета с лапками.

оттенки цвета и текстуры стекол
оттенки цвета и текстуры стекол
Текстура стекла, созданная в технологии моллирования
Текстура стекла, созданная в технологии моллирования

В качестве рам для изобразительных мотивов использованы узкие стекла с гофрированной текстурой. Такой рисунок стекол обычно выполняется вручную в печи и называется моллирование.

Мотив из скульптурного декора Дмитриевского храма во Владимире
Мотив из скульптурного декора Дмитриевского храма во Владимире
Декор Дмитриевского храма во Владимире
Декор Дмитриевского храма во Владимире

Каркас витража выполнен из алюминия с травлением. В основе графического решения витража лежит модульность. Главной мерой для пропорции стал ромб с размерами 8х8 см. Практически во всех своих работах Сергей Одинцов отказывается от орнаментации декоративного характера и предпочитает геометрическую абстракцию. Это выражается в том, что художник избегает однообразного повторения форм и ритмов. Его ритмичные ромбовидные членения нарушаются более крупными формами, асимметрией или каким-то незавершенным элементом. Асимметричность, усложнение ритма усиливается использованием тонированного и текстурированного стекла. Сложный ритм и геометрия форм, тонкая нюансировка цвета и текстуры стекла обогащают и усложняют художественный образ витража.

В. Серов Портрет Т. Карсавиной
В. Серов Портрет Т. Карсавиной
Мотив из картины В. Серова "Портрет Т. Карсавиной"
Мотив из картины В. Серова "Портрет Т. Карсавиной"

Мотив из Иконы А. Рублева "Троица"
Мотив из Иконы А. Рублева "Троица"
-15

Итак, вывод о стилистике и художественной ценности витража Музея ИЗО Кузбасса включает в себя несколько важных пунктов.

1. В основе концепции витража лежит цитирование выдающихся произведений русского искусства. Использование в витраже типичных пейзажей и натюрмортов отсылает зрителя к культурным парадигмам разных эпох. В этом смысле в основе витража лежит постмодернистский подход. Авторв используют шлейф зрительского восприятия русского искусства и создают целостный образ, соответствующий идее Музея как собрания шедевров разных эпох.

2. Геометрическая абстракция – сильный эмоциональный компонент витража. Геометрические формы, несмотря на свою строгость, пронизаны спонтанностью, эмоциональностью художественного решения. Оттенки цвета стекла, сочетание текстур, столкновение прозрачности и матовости усложняют и обогащают художественный образ.

3. Замысел и реализация витражей основано на авторской позиции дополнения архитектурного облика здания. Тонкость, элегантность решения позволяет им занять свое собственное место в среде и не конкурировать с экспонируемыми в музее произведениями.

В качестве постскриптума можно обратить внимание на контрастность и некоторое сходство художественных решений между витражами в Музее ИЗО и Доме художников (витраж был утерян в ходе реконструкции здания).

В 1988 году кемеровский витражист Сергей Одинцов установил витраж в оконный проем промежуточной лестничной площадки. Композиция витража максимально лаконична. В нижней части поверхности расположена дорога или лестница, уходящая за линию горизонта. В верхней части – фрагмент лица с глазами, взирающими сверху вниз.

Геометризованная дорога и глаза нарисованы и закреплены обжигом. А ритмичные полосы на стекле выполнены пескоструйным методом. В целом стиль этого витража выходит за рамки привычных стилевых решений Сергея Одинцова. Минималистичность композиции, простой ритм каркаса, неспешная динамика линий, столкновение строгой геометрии и эмоциональности изобразительного мотива (немого укора глаз) вписывают это произведение в русло актуальных поисков советских художников конца 1980-х годов.

Фото витража из Дома художника. Из архива С. Одинцова
Фото витража из Дома художника. Из архива С. Одинцова

Что же сближает витражи в Доме художника и Музее ИЗО Кузбасса

1. Монохромность художественного решения. При колористических возможностях витража, художник максимально ограничивает себе цветовую гамму (бежевый, серый, желтый и белый матовый в музее, черный и белый матовый в доме художника).

2. В обоих витражах помещена идея созерцательности. Но в Музее ИЗО созерцатель зритель, который «узнает» в витраже шедевры русского искусства, а в витраже Дома художника созерцатель – это верховный критик, взирающий из другого пространства.

3. Два витража, размещенные в художественных институциях, дополняют друг друга по отношению к традиции и новации. Тонкая работа с художественной традицией русского искусства контрастирует с критическим отношением к современности.