Найти в Дзене
VarТехник

Почему у Т-34 не было зубцов на катках?

Оглавление

Мобильность танка важный параметр, но фактически невозможный без двигателя, трансмиссии, ведущего катка, опорной группы и ленивца с гусеничными лентами. Рассматривая разные боевые машины как современности, так и прошлых лет, можно заметить зубчатый каток спереди или сзади, но почему-то такого катка на Т-34 нет вообще. С чем это связано?

Движитель Т-34

Когда мы говорим о движителе, мы имеем в виду не мотор, а ходовую часть и ведущий каток – ту самую звёздочку. К слову о звёздочках на Т-34… Этот средний танк изначально создавался как лёгкий и патентовался как замена машинам семейства БТ, а это танки имели колёсно-гусеничный ход.

Конструкция движителя на БТ-2, БТ-5 и БТ-7 представляла собой ленивцы спереди, 4 опорных катка, первая пара которых выполняла функцию рулевых при колёсном ходе, а пара задних опорных катков толкали машину вперёд или тянули назад, в зависимости от передачи. Но как это было возможно? Всё банально просто – от двигателя мощность шла на трансмиссию, подключалась к заднему ведущему роликовому катку. Он соединялся с 4 парой опорных катков благодаря цепной передаче. Вращение как ведущего роликового, так и ведущего опорного катка было одновременным.

-2

Практически всё вышеописанное касалось прототипа А-20, который во многом повторял БТ по движителю, кроме ширины катков и гусениц. К слову, конкурент А-20 – А-32, создавался параллельно, и чтобы не удорожать всю конструкцию и разработку, оба танка имели одинаковые ведущие катки, опорные и ленивцы с гусеницами. Отличалось только количество опорных пар – 4 на борт у А-20 и 5 у А-32.

Почему не перешли на «звёздочку»?

Роликовый каток, или ведущий каток цевочного типа остался на серийном Т-34 как элемент унификации с БТ. К тому же, цевочный привод работал исправно, пусть и не так надёжно, как зубчатый на прочих танках СССР. Проблема была в том, что за ролики цеплялись гусеницы направляющими гребнями, которые ещё и шли через одно звено гусянки.

-3

В мировом танкостроении цевочный привод практически не использовался, а зубчатая передача работала с помощью специальных вырезов в траках или с помощью крепёжных элементов с пальцевым соединением секций гусеницы. Отличный пример – немецкие танки с первой системой и американские танки со второй системой.

С началом войны на Т-34 просто не стали ничего менять. Если бы роликовый каток заменили на зубчатый, то пришлось бы менять гусеничную ленту, а это вызвало бы ряд проблем в ремонте имеющихся танков, повысило нагрузку на прифронтовую логистику и повысило стоимость производимых боевых машин. В военное время ни одно из последствий перехода на другой движитель не было приемлемым, поэтому цевочный привод иногда меняли только в прототипах. Например, в Т-34М образца 1944 года роликовый каток был облегчён – сократили количество роликов с 6 до 5. Однако такое решение привело только к увеличению числа случаев со сбросом ленты из-за недостаточного сцепления с ведущим катком. Зубчатый привод ставили на прототипах Т-44, но по вышеупомянутым причинам его не переносили на серийные Т-34.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.