«Ижорскую мельницу в два или три года в место ниже, и именно тут, где ныне лежит известь и амбар, дабы с Невы удобнее лес уже по Ижоре переводитца». 22 мая 1719 года. Указ А. Меншикова.
К 1722 году была отмежёвана территория от плотины мельницы в обе стороны на 250 саженей и по версте вверх и вниз по Ижоре. На этом месте и возникло Колпино. Были построены казармы для мастеровых и рабочих, а для командующего мельницей и мельничного мастера — четыре светлицы.
Новая пильная мельница, заложенная на месте, определённом указом, положила начало развитию появившихся вскоре при ней производств — железных, медных, якорных и молотовых заводов. Так, что современный город Колпино, обязан своим появлением жуликоватому, но не бесталанному князю - Александру Меншикову.))
Справка: земля, на которой теперь стоит Колпино, издревле входила в Водскую пятину Великого Новгорода. Пятины в свою очередь делились на погосты. В Никольско-Ижорском и Спасо-Городецком погостах коренными жителями были водь, ижора, весь, а также жили ссыльные шведы и латыши. Основным занятием населения здесь были земледелие — выращивали рожь, овёс, ячмень, лён, а также охота и рыболовство.
История названия
Существует несколько версий названия:
- Научная — из балтийско-славянского колпь — дикий гусь, лебедь, колпица — молодая самка лебедя (лебёдушка).
- Легенда — Пётр I в этом месте споткнулся о сосновый кол (пино — по-фински «болото») – откуда на болоте сосновые колья непонятно и что там делал царь Пётр, история тоже умалчивает.
Около 160 лет Колпино являлось селением при Адмиралтейских ИЖОРСКИХ ЗАВОДАХ, который появился на месте первичной инфраструктуры. "Ижорские Заводы" всегда принадлежал государству. Для мотивации рабочего люда и повышения культуры производства с 1827 по 1862 год на "Ижорских Заводах" создаётся 6-ОЙ МОРСКОЙ РАБОЧИЙ ЭКИПАЖ.
Любопытен статус морского рабочего экипажа – армейский.
Мастеровые находились на положении военноремесленников. Командир экипажа подчинялся начальнику и отвечал за обеспечение мастеровых довольствием, надзор за их поведением и точным исполнением всех обязанностей по прямой службе. Все военноремесленники были разбиты на 8 рот и превращены в нижние военные чины. Во главе рот стоял командир, он же - мастер. Непосредственными начальниками мастеровых были унтер-офицеры. Был на заводах и особый чиновник, в обязанности которого входил надзор за мастеровыми, слежение за тем, чтобы те трудились «неленостно».
Срок службы военноремесленника был установлен в 25 лет, по истечении которого он мог выйти в отставку в чине унтер-офицера. Продолжавшие служить уравнивались по размеру жалования с вольнонаёмными рабочими. После двадцатилетней службы в унтер-офицерском чине присваивался чин XIV класса, т.е. самый нижний чин Табеля о рангах.
Мастеровые носили униформу: тёмно-зелёные мундиры с чёрными воротниками и красной выпушкой. На фуражках и пуговицах стояла цифра 6 - номер экипажа, на погонах - номер роты.
Справка: 6-й морской рабочий экипаж был штатной численностью 1311 человек. Он в свою очередь был поделен на 8 рот по 150 с небольшим человек. Во главе роты – мастер смены.
Жизнь военноремесленника была расписана до мелочей. Звон колокола в четыре утра означал подъем. Прежде чем отправиться по рабочим местам, нижних чинов выстраивали на площади для переклички и осмотра внешнего вида. Строем их вели к заводским воротам и передавали мастерам и унтер-офицерам по списку. Трудовой день длился 12 часов, но и после этого рабочие не смели отлучаться из села. По вечерам особый отряд проводил проверку по домам и казармам, а ночью по селу ходил патруль. За появление на улице людей отправляли на гауптвахту, а на другой день наказывали на площади.
Накануне праздников издавались приказы о правилах поведения на улицах Колпина и в питейном доме: «Всем нижним чинам и служителям заводским сим строжайше приказывается, чтобы никто из них по приходе в питейный дом за вином или другими горячими напитками, купив оные, не оставался в том доме ни на самое малое время и не пил бы там, но уносил бы к себе на квартиру... чтобы в селении повсюду сохранена была тишина и спокойствие».
Судьбы мастеровых и их семей во многом зависели от начальника заводов. С 1806 по 1856 год этот пост занимал инженер-генерал А.Я. Вильсон.
Организация труда строилась на жёсткой дисциплине, системе поощрения и наказания нижних чинов. Нередки были случаи побегов.
Бессмысленная муштра вызывала протест мастеровых, отважившихся в 1857 году на открытое выступление. Рабочие требовали аккуратной выплаты заработанных денег, предоставления выходных дней, отмены штрафов.
Преемник Вильсона И. Швабе понимал, что рабочие экипажи как форма организации труда изжили себя.
В марте 1858 году он разработал и отправил в Кораблестроительный департамент Морского министерства и генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу предложения по его переустройству. Изложив причины нежелательности дальнейшего сохранения рабочего экипажа, он предложил переименовать его «в команду мастеровых Адмиралтейских Ижорских заводов, как было прежде».
8 октября 1862 года Высочайшим указом морские рабочие экипажи были упразднены. Отныне персонал предприятия набирался по вольному найму.
26 октября 1864 года император Александр II утвердил новые штаты АИЗ.
Продолжительность рабочего дня составляла 10 часов с перерывом на обед и отдых. В 1866 году на башне заводоуправления был установлен колокол, издававший в определённые часы удары, извещая таким образом о времени начала и окончания работы и перерывов.
В 1878 году Колпину присваивают статус посада, а это значит, что появляется посадская дума и самоуправление. В 1912 году Колпино становится городом. И посад, и город Колпино входили в Царскосельский уезд.
Справка: Название[КОЛПИНО] склоняется, если нет родового слова: в Колпине, из Колпина. Но: в городе Колпино.
С приходом советской власти город входит в состав Петроградской-Ленинградской губернии, а с 1927 года находился в составе Ленинградской области. Всё это время постоянно менялась административная подчинённость. То он входил в состав Детскосельского, то Гатчинского, то Ленинградского уездов Ленинградской области и наконец в 1931 году Колпино вошёл в состав Пригородного района Ленинграда и стал подчинятся Ленсовету. В Колпино пошли денежные средства. Город ожил и стал развиваться. Заработали типография, кирпичный завод «Победа», хлебозавод, цех ширпотреба Ижорского завода, артель инвалидов «Колпинкооп», ремонтно-механический завод, весо-кассовая мастерская, завод бетонных изделий, цех металлоконструкций, лесопилка, столярная мастерская, камнедробильная установка, все эти производства пополняли местный бюджет.
Начавшаяся война прервала развитие Колпина. Колпинский район оказался на границе блокадного кольца, стал, по сути, городом-фронтом. Колпинцы, несмотря на блокаду и голод, продолжали поставлять на вооружение армии танки и боеприпасы. Работала даже блокадная школа. Хорошо известен знаменитый ИЖОРСКИЙ БАТАЛЬОН, в котором сражались колпинцы. Враг стоял за 4 км. до Колпино и за 30 км. до Ленинграда. Многое было разрушено во время обстрелов и бомбежек, но Колпино заслонил собой Ленинград и не сдался врагу! Многочисленные памятники и захоронения напоминают о печальных и страшных событиях прошлого.
23 января 1944 году в Колпино разорвался последний вражеский снаряд и руководство района приступило к решению мирных задач по восстановлению.
Сегодня территория Колпинского района занята преимущественно промышленно-складскими комплексами и грузовыми терминалами. Транспортное и географическое положение района на редкость благоприятно; подчас его называют воротами Санкт-Петербурга в «большую Россию» – центральные и восточные регионы, а также Северные районы страны (Мурманск, Вологда и другие).
Район довольно уникален – изначально создававшийся как индустриально-промышленный центр, он и сейчас придерживается этого вектора развития.
Спасибо, что нашли время прочесть этот рассказ.