Найти тему
Games Herald

Обзор 12 Minutes. Я не понял гениальности этой игры...

Оглавление

Шесть лет разработки. Свыше тысячи положительных отзывов в Стиме. Крутые актёры на озвучке, а за создание отвечает сам Луис Антонио – опытный разработчик, бывший сотрудник Ubisoft и Rockstar.

Я ждал эту игру со времён трейлера 2019 года – меня подкупила идея и участие МакЭвоя с Дэфо. Но я остался разочарованным. Попробую рассказать почему без спойлеров. Как всегда, присутствует видеоверсия. Буду рад, если оцените.

Геймплейно перед нами «Как достать соседа». Олды помнят серию игр, где нам надо в ограниченном пространстве квартиры делать всякие шалости над соседом ради съемок шоу. Вот тут то же самое, только делается это не ради того, чтобы «поржать», а чтобы продвинуться дальше в сюжетных перипетиях и высвободиться из временной петли.

Суть реально та же, что в «Соседе» – выполнить определённую последовательность действий за ограниченное время. Отличается от КДС геймплей лишь тем, что тут можно не только собирать и использовать предметы, но ещё и разговаривать с другими героями. Да, так-то тут ещё вид с верху и сюжет завезли с диалогами, но я сейчас про игровой процесс.

Сверху инвентарь. Предметы работают путём перетаскивания друг на друга
Сверху инвентарь. Предметы работают путём перетаскивания друг на друга

Вот только в «Соседе» была просторная квартира, состоящая из нескольких локаций, разные задачки и комбинации, а тут несчастная однушка со скудным набором предметов внутри.

Свобода как бы есть - можете потратить отведенные 12 минут на поливку растений, разглядывание картин – игра даже ачивок вам накидает за это, но докопаться до истины это не поможет, нужно следовать определённой последовательности действий.

Увы, за шесть лет у Луиса с ребятами не получилось отполировать игру. Иногда в ней не работают скрипты. К примеру, в диалоге жена соглашается, что дверь копу мы не открываем, а потом берёт и открывает, потому что... а вот просто. Ещё может персонаж в текстурах застрять - хотя, казалось бы, в чём сложность протестировать трёх персонажей в трёх комнатах?

У меня бедолага застрял между мной и диваном
У меня бедолага застрял между мной и диваном

Визуальная реализация очень спорная – может кто-то видит здесь авторскую глубокую идею. Мне же... не понравилось. Дело вкуса. Кстати, игра не поддерживает широкоформатные мониторы.

Есть проблемы с удержанием интереса. Вот вас вроде бы заинтересовал сюжет, но случился затуп, и вы не понимаете, как пройти дальше. Петля повторяется, вы перебираете предметы, строчки разговора, и ничего не меняется. Начинается гнев, торг, депрессия, принятие того, что стало скучно. То есть узнавать новые детали истории, допустим, интересно, но пиксельхантинг – нет.

Большая часть игры проходит в этой комнате
Большая часть игры проходит в этой комнате

А игра прежде всего про сюжет. Эмоции даёт не геймплей – он либо не даст вам ничего, либо фрустрацию. А вот от истории вы точно что-то почувствуете. Если интересна эта концепция и ничего из сказанного не смущает – вперёд, покупайте. Но рекомендую играть с таймером и стараться долго не тупить. Если к двум часам геймплея у вас нет сомнений – оставляйте и играйте в своё удовольствие. Чёт сомневаетесь – рефандите, пока не поздно.

На этом всё. Дальше будет сюжетная часть, поэтому если собираетесь играть сами - стоп. Мне история не понравилась, но это моё субъективное. Сами понимаете: мы с вами читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы и получаем разные эмоции, потому что по-разному воспринимаем повествование, и я вот 12 минут воспринял так.

Дальше СПОЙЛЕРЫ и бомбление на сюжет игры

Представьте себе ситуацию: вы приходите уставший после работы, жена вместо нормального ужина (гречка и кура, например) приготовила какое-то пирожное и предлагает запивать его водой из-под крана. А на «десерт» говорит, что противозачаточные, которые она пила, дали сбой, и она беременна, хотя вы этого не планировали. Чудесный вечер, чтобы
в нём застрять. Кстати,
петля начинается со входа в квартиру. Я пытался 12 минут стоять в коридоре в начале игры – ничего не происходит.

Она очень расстроится
Она очень расстроится

Момент с ужином - это только 6 из 12 повторяющихся минут. В оставшееся время к вам придёт гость – какой-то лысый человек, представившийся копом. Он обвинит жену в убийстве восьмилетней давности. Якобы она убила своего отца, а где-то у вас в молодожёнке есть улики – часы, которые стоят бешеных денег. Но жена не признаётся, поэтому лысый даёт вам в по голове, чтобы на неё надавить, и временная петля опять замыкается. Причём тут 12 минут – пока не понятно, ведь в начале игры вам их даже прожить до конца не дают!

Как можно выкрутиться из этой ситуации? Можно спрятаться в шкафу и посмотреть на всё со стороны – когда жена одна в квартире, она сразу признается, где часы, правда лысый её всё равно убивает. Увы, дальше история от этого не продвинется, но вы впервые узнаете, что это ВРЕМЕННАЯ петля, ведь закончатся 12 минут, и вы опять на пороге квартиры. Правила петли таковы: ограничение в 12 минут – заново, смерть – заново, выход из двери квартиры - заново, удар в лицо от лысого – заново. Удар током – норм, встанете назад. Да, тут можно получить удар током от выключателя и встать через пару минут. Петля работает так, как удобно автору игры.

Починить выключатель нельзя. Зато можно потыкать в него ножом
Починить выключатель нельзя. Зато можно потыкать в него ножом

Как же выкручиваться из неё? Можно попробовать атаковать лысика, но оказывается, что МакЭвой слабее Дэфо (хоть в играх Quantic Dream не выступает). Можете потыкаться ещё какими-то способами, но всё это бессмысленно. У нас тут «Как достать соседа», то есть нужно подстроить две шалости:

1) стырить все кружки из квартиры, чтобы жена не могла налить себе воды, и налить ей воды самому, подмешав туда снотворное. Она пойдёт приляжет на кровати, а нам надо сделать вторую шалость;

2) щёлкнуть выключателем в спальне – он коротит, и следующий, кто к нему притронется, получит удар током. Жена, кстати, ходит без обуви, поэтому для неё этот удар смертелен, а вот Дэфо он только вырубит на минутку.

Но этого хватит, чтобы пошариться в карманах, своровать у него наручники и телефон, узнать, что у него дочь больна раком, и он хочет продать часы отца нашей жены для погашения кредитов. Лысый приходит в себя, и мы спрашиваем у него, с чего он решил, что жена – убийца? Оказывается, она реально пыталась убить своего батю, за то, что тот сначала изменял с няней и довёл мамку, а потом ещё и на дочь руку поднял.

Почему-то этого парня прозвали Хитмэном. Как по мне - Шуфутинский это
Почему-то этого парня прозвали Хитмэном. Как по мне - Шуфутинский это

Та знала, где батя хранит пушку, и пару раз шмальнула. Но вот незадача – батя на самом деле выжил и умер позднее. Лысый говорит, что убийство было в канун Нового года, а у нас на холодильнике фотка, где наша жена в это время в другом месте. Сам Дэфо якобы был близок с батей, но особых подробностей игра не даёт.

Где-то здесь вновь замкнётся петля. Теперь можно через дочь убедить лысого не бить нас с порога, а поговорить без электричества и снотворного. Это, кстати, очень забавный момент. Звонить можно лишь с телефона жены (не считая момента отруба лысого) – наш телефон разработчик не сделал, хотя мы можем на него позвонить и услышать автоответчик. Ну понятно – это лишняя морока, разбираться с тем, как будет работать наш телефон в игре, проще его просто не делать.

Так кто же убил отца жены? Игра прям становится интересной, реально мистический триллер-детектив! Повторяем петлю вновь с целью поболтать с Дэфо. Слышим от лысого, что няню звали как-то на Д… Далия, вроде. Георгина, короче, цветок такой. И угадайте, чью маму так звали? Правильно, нашего героя! Собственно, вот он – главный и финальный сюжетный поворот.

Получается так
Получается так

Мы восемь лет назад убили батю, потом долго и успешно встречались со своей единокровной сестрой (наша жена), забыли всё это, но теперь вот вспомнили. Петля вновь замыкается и начинается эпилог.

Ну как начинается... Единственный вариант в него войти – это раскурочить вентиляцию в ванной, достать оттуда часы и смотреть на них несколько секунд. Это перенесёт нас в сцену, где мы между мирами беседуем с батей. Точнее, отвечаем на вопрос, что мы думаем делать с сестрой-женой – любим дальше или же лучше оставить её. Выбираем второй вариант и оказываемся в мире, где мы живём одни в пустой квартире, и больше нет никакой временной петли.

Я проверял, ходил туда-сюда больше 12 минут – петли нет. Часы бати хранятся у нас, всё ещё в вентиляции в ванной комнате. Их можно смыть в унитаз. Хз зачем – я бы лучше эту игру туда смыл. Кстати, судя по тому, как изменилась лобная доля героя – нам лоботомию сделали или что-то в этом духе. Возможно, всё это сон собаки, и никаких петель не было, а герой лежал всё это время в психушке. Отличный сценарный приём.

Вот так герой выглядит в конце игры
Вот так герой выглядит в конце игры

Какая тут мораль, какой смысл? Я не знаю. Петля работает так, как хочет автор – замыкается, когда ему удобно, стирает воспоминания герою, если нужно. Игра не даёт объяснений - каждый их находит сам. Помимо объяснений, нет и логики у действий лысого. Вот он вроде бы хочет расследовать убийство бати, но стоит нам ему признаться, и он такой – ой, идите вы. Отдайте мне часы, и я ухожу.

Чудесный артхаус, в духе Зелёного Слоника. Благо, с голливудскими актёрами. Кодзима одобряет.

Реально одобряет
Реально одобряет

Эпилог

В Steam очень много студенческих работ. Это зачастую бесплатные игры, созданные как чья-то дипломная, может даже курсовая. Среди них встречаются разные проекты – от посредственных до реально крутых идей. И вот 12 минут выглядит как именно такая игра, собранная парочкой студентов, которым пришла в голову оригинальная идея, но которым не хватило опыта сделать её конфеткой.

Вот только у студентов нет денег на дорогих актёров, а у Луиса Антонио есть, как и опыт в разработке игр в AAA-студиях. Убрать из игры маркетинговую компанию с именами Дефо, МакЭвоя и Ридли, и всё, такая игра становится посредственным проходняком.

Превью
Превью

Теперь точно всё. Спасибо дочитавшим. Надеюсь, кому-то было полезно. Подписывайтесь на мой канал в Дзене - тут всегда интересные материалы по играм. И заглядывайте на YouTube-канал и в Telegram.

Всем добра и до скорого.