Найти в Дзене
sevprostor

Байдарка, на которой мы в этом году катались в Арктике

Еще весной мы писали про нашу надувную байдарку, что, мол, купили ее в качестве тузика для яхты. Правда, тогда это было описание довольно беспредметное, так как на байдарке мы плавали исключительно по вологодской реке, недалеко от дома.

В деревне
В деревне

Но теперь она прошла испытание в настоящих походных условиях, и я уже могу говорить о своих впечатлениях, так сказать, ответственно. Мне очень понравилось. Эту статью я пишу скорее для тех, кто регулярно спрашивает о нашем снаряжении в комментариях к походным статьям. А тузик на яхте, как я уже неоднократно говорил — вещь не менее важная, чем якорь или мотор, так что наслаждайтесь.

Вайгач
Вайгач

Речь идет о надувной байдарке производства фирмы «Тайм-Триал», называется она «Экшн», является одной из самых простых и дешевых лодок среди продукции этой фирмы, каких-то особенных выдающихся качеств не имеет. В общем, это просто обычная надувная байдарка, плавающая примерно как и любая другая средняя надувная лодка, то есть далеко на ней не угребешь. Однако, как я написал выше — она нам понравилась. И вообще, я могу сказать, что на данный момент считаю ее самым удачным тузиком, который у нас когда-либо был. Да, отказавшись от всяких жестких и каркасно-надувных байдарок, мы пожертвовали ходовыми качествами, однако, получили тузик, который можно за несколько минут достать из внутренностей яхты, надуть, и пользоваться им. Потом его так же можно сдуть и убрать перед следующим переходом.

Свернутая байдарка лежит в каюте во время перехода
Свернутая байдарка лежит в каюте во время перехода

Причем, дело происходит на довольно маленькой яхте наподобие Фолькбота (IF), и все это, в самом деле, было очень удобно. Даже несмотря на то, что мы потеряли возможность плавать на тузике куда-то дальше, чем на полкилометра.

Байдарка надувается во время стоянки
Байдарка надувается во время стоянки

Первым чудесным открытием, которое я сделал, взявши эту байдарку на север, оказалось то, что яхта без привязанного к ней на лине тузика, стала ходить чуть ли не на 20% быстрее! Соответственно, настолько же упал и расход топлива под мотором. Да и вообще, мне больше не требовалось постоянно держать вы голове мысль о том, что сзади нас постоянно волочится нечто очень важное, что никак нельзя терять. Раньше, когда мы не имели возможности куда-то убрать байдарку, я и не подозревал, насколько сильно она тормозит лодку.

Вайгач
Вайгач

Точнее, подобные подозрения возникали, когда, например, мне требовалось немного тузик подтянуть на ходу, чтобы укоротить линь или взять его под борт — это всегда было непростым и физически тяжелым делом. Короче говоря, я могу рекомендовать иметь подобный чисто надувной тузик хотя бы ради повышения крейсерской скорости, и чтобы его просто нельзя было потерять на ходу.

Вайгач
Вайгач

Теперь напишу про конструкцию лодки. Я об этом, конечно, писал в прошлый раз, но позволю себе повториться. Не считая надувных спинок, она имеет всего 3 надувных отсека: дно, нос и корма. Именно поэтому ее удобно надувать и сдувать в ограниченном пространстве. Надувные же спинки, которые сперва казались мне сидушками, так же оказались довольно удобными. Никаких регулировок положения они не имеют, и немного сдвинуть себя взад-вперед можно только лишь изменяя давление в этих спинках: сдуешь — отодвинешься назад; накачаешь, и окажешься немного впереди. Еще меня очень порадовали бедренные упоры, смысла которых я раньше тоже не понимал, и заценил эту вещь только в море. Это такие стропы установленные с внутренней стороны на баллоны, служащие для того, чтобы в них просовывать слегка согнутые колени. Я до сих пор не очень понимаю, как это работает, но когда ты себя фиксируешь в лодке с их помощью, то грести становится намного легче, даже несмотря на отсутствие руля.

Вайгач
Вайгач

Вот, кстати, надо сказать и про руль. Понятное дело, что надувная лодка практически не имеет никакой курсовой устойчивости и всегда мучает своих гребцов ужасной вертлявостью. Чтобы нивелировать этот эффект, я приклеил на днище 2 маленьких скега, но потом выяснилось, что «Тайм-Триал» продает некий специальный плавничок, пристегиваемый на корму байдарки. Она от этого, конечно, не начинает плавать как какой-нибудь «Таймень», но все-таки с такой стабилизацией на ней вполне можно передвигаться нормальные расстояния даже при сильном ветре и волне.

Вайгач
Вайгач

Вот тут, кстати, пришло я заикнулся о мореходности. Помнится, в комментариях кто-то сказал, что, де, байдарка не годится для полярных морей. Должен заметить, что путешествовать по этим самым полярным морям мы начинали именно на двухместной каркасной байдарке, и я совершенно однозначно могу заявить, что среди всяких малых судов нет ничего более мореходного, чем байдарка. Конечно, такой надувастик легко сносит ветром, ему сильно мешают волны, и перед тем как высаживаться с яхты на берег в плохую погоду и, например, при сильном течении — стоит 10 раз подумать, хватит ли тебе сил догрести до берега. Но всегда можно быть полностью уверенным, что твоя посудина не перевернется, и что ее точно не зальет водой. Я даже больше скажу: на традиционной широкой надувной моторной лодке в тяжелых условиях ты чувствуешь себя гораздо менее защищенным, чем в байдарке. Я не знаю, в чем тут дело — в низкой посадке гребцов и в высокой начальной остойчивости, или в остойчивости динамической, которая обеспечивается шевелением собственной задницей и отталкиванием веслами от воды. Но никогда в жизни я не ощущал, что байдарку, скажем, вот-вот перевернет. На нашем новом «Экшне» нам тоже всегда было нормально, даже когда его захлестывало водой, а внутри, кроме нас двоих сидела собака, лежал 90-литровый рюкзак с дровами, и было рассовано штуки 4 канистр с пресной водой. Хотя, я лично прибавил бы к этому всему еще и самый маленький двухтактный моторчик — это не просто сильно облегчило бы жизнь, но и позволило бы существенно расширить географию радиальных выходов на стоянках.

Вот такая вот замечательная байдарка. В заключение скажу, что она, имея очень малый вес, сделана из весьма прочной, хоть и тонкой ткани. Мне нигде не удалось ее пробить или продрать; я не смог от этой байдарки ничего оторвать. При том, что тузик — он на то и тузик, чтобы с ним не церемонились, чтобы его таскали по камням при высадке, чтобы в него накидывали различный груз без разбору и залезали в него грязными сапогами. И если вы тоже озадачиваетесь вопросом такой вот легкой лодочки, которую можно быстро надуть и сдуть, в которую влезет пара человек, и с которой не нужно сдувать пылинки, то «Экшн» от Тайм-Триала под подобную задачу вполне подойдет. Вот, правда, с подвесом для моторчика придется что-то выдумывать, но я полагаю, что это дело вполне решаемое.