Найти тему
Top of the Rocks

Невиданный прорыв: как в 1968 году рок-группа Iron Butterfly всколыхнула американскую музыкальную индустрию и не только

Не сказать, что американцев Iron Butterfly сегодня никто не знает и не помнит. Но и в один ряд с такими мастодонтами как Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath их точно не ставят. А ведь заслуги группы велики и не менее значительны, чем у перечисленных коллективов: мало того что Iron Butterfly в конце 60-х своим творчеством наделали много шума, так еще раз и навсегда изменили музыкальный мир, заложив основы всего тяжелого рока.

Классический состав Iron Butterfly: Дуг Ингл, Рон Буши, Ли Дорман и Эрик Бранн
Классический состав Iron Butterfly: Дуг Ингл, Рон Буши, Ли Дорман и Эрик Бранн

Ни для кого не секрет, что первые проблески будущих "харда" и "хэви" стали появляться задолго до поворотного 1970 года. Хард-рок и хэви-метал, которые еще долгое время не разделялись, плавно вылились из психоделии и утяжеленного блюза середины - конца 60-х. И одной из первых групп, исполнявших подобную совершенно новую для того времени музыку, наряду с такими коллективами как Steppenwolf и Sir Lord Baltimore, была Iron Butterfly.

Собственно-то, само слово "хэви-метал" впервые зазвучало именно у этих трех групп. Строчкой "heavy metal thunder" в своей знаменитой "Born to Be Wild" (1968) Steppenwolf пустили данное словосочетание в массы. По отношению к альбому Sir Lord Baltimore "Kingdom Come" (1970) критики впервые применили "хэви-метал" как музыкальный термин. Iron Butterfly же в самом начале 1968 года выпустили свою первую пластинку "Heavy", за которую все емко и предельно точно говорило само название.

Iron Butterfly, "Heavy", 1968 г.
Iron Butterfly, "Heavy", 1968 г.

Образованная двумя годами ранее Iron Butterfly ворвалась в музыкальный мир стремительно и уверенно. Если послушать "Heavy" сейчас, то может показаться, что в нем нет ничего особенного: короткие трехминутные песни с повторяющимися музыкальными мотивами (вскоре их будут именовать риффами) и незатейливыми текстами, приправленные кислотными органными пассажами в духе The Doors. О какой тяжести вообще идет речь?

Но в те времена все это было неслыханно - до Iron Butterfly такую музыку не делал никто, поэтому для 60-х с их цветами и "Летом любви" она действительно являлась вполне себе тяжелой. Альбом "Heavy" оказался простым, но в то же время новаторским. Наверное, поэтому он и полюбился многим. Пластинка быстро получила "золотой" статус, а ее создатели Iron Butterfly стали настоящими звездами. Сейчас "Heavy" принято считать отправной точкой хард-рока.

Уже в 1968 году Iron Butterfly можно было назвать одной из самых заметных американских рок-групп того времени. Коллектив гастролировал с такими звездами как The Doors, The Who, Cream, Jefferson Airplane и The Grateful Dead. А о его музыке активно говорили не только слушатели и критики, но и сами коллеги Iron Butterfly по рок-н-рольному цеху.

Показательно, как отзывался о группе Джим Моррисон, который был знаком с творчеством Iron Butterfly не понаслышке - некоторое время она разогревала публику перед выступлениями The Doors. Моррисон, который, по его словам, особо не слушал рок-н-ролл и уж тем более не интересовался тяжелым роком, заявлял, что Iron Butterfly делают по-настоящему достойные вещи и ему нравится их музыка.

Iron Butterfly во время одного из выступлений, конец 60-х
Iron Butterfly во время одного из выступлений, конец 60-х

Возлагала большие надежды на Iron Butterfly и звукозаписывающая компания. После успеха дебютника "Heavy" группе были предоставлены полная свобода самовыражения и неограниченные студийные возможности. От коллектива ждали не менее мощный второй альбом. К тому времени состав Iron Butterfly сильно изменился: половина музыкантов, записывавших "Heavy", покинула группу и к оставшимся органисту и вокалисту Дугу Инглу и барабанщику Рону Буши присоединились басист Ли Дорман и семнадцатилетний гитарист Эрик Бранн.

С новыми силами и в обновленном составе в начале 1968 года музыканты приступили к работе над своим следующим диском и полностью оправдали возложенные на них ожидания. Их второй студийный альбом "In-A-Gadda-Da-Vida" оказался для Iron Butterfly настоящим прорывом. Пластинка довольно быстро попала в первую десятку чартов Billboard и распродалась 4-миллионым тиражом, установив тем самым рекорд, который не побит никем до сих пор, и став в Америке самым продаваемым альбомом за 1969 год. Специально для этого даже был учрежден особый "платиновый" сертификат, в котором раньше не было надобности, так как ни один диск еще не продавался объемом, превышающим 1 миллион копий. Его первыми в истории рока и получили Iron Butterfly, причем лично из рук основателя и руководителя Atlantic Records Ахмета Эртегюна. На данный момент по всему миру продано уже около 30 миллионов экземпляров пластинки.

Iron Butterfly, "In-A-Gadda-Da-Vida", 1968 г.
Iron Butterfly, "In-A-Gadda-Da-Vida", 1968 г.

В плане музыки "In-A-Gadda-Da-Vida" подарил Iron Butterfly их главный хит на все времена. Речь об одноименном эпичном 17-минутном треке, который занимает всю вторую сторону. Взорвав музыкальную индустрию и приковав к себе всеобщее внимание, данный альбом, во многом обязанный успехом одноименной композиции, отнюдь не ограничился лишь одним американским звукозаписывающим бизнесом. Влияние "In-A-Gadda-Da-Vida" эхом пронеслось на десятилетия вперед.

Благодаря своей вязкой тяжелой гитарной аранжировке песня стала предвестницей хэви-метала. Несмотря на то, что она не подпадала под формат ни по звучанию, ни по длительности, в сокращенной трехминутной версии "In-A-Gadda-Da-Vida" все же крутилась по радио, таким образом став первой тяжелой композицией, прозвучавшей в эфире американских радиостанций. Если рассматривать длинный 17-минутный вариант, то своими продолжительными инструментальными импровизациями "In-A-Gadda-Da-Vida" предопределила дальнейшее развитие всего прогрессива.

Охват "In-A-Gadda-Da-Vida" был настолько велик, что свой кавер на песню записала даже диско-группа Boney M! Тем удивительнее слышать об истории создания этой композиции.

Когда у музыкантов заканчивалось студийное время и нужно было завершать работу над альбомом, у Iron Butterfly было готово только пять песен - собственно, тех песен, которые заполнили первую сторону пластинки, в то время как вторая сторона пустовала. В краткие сроки решить данную проблему взялся основной автор музыки и текстов Iron Butterfly органист Дуг Ингл. Сев в один из вечеров за клавишные, он принялся сочинять песню под названием "In the Garden of Eden" ("В Райском Саду"), для вдохновения и поддержания творческого процесса потягивая при этом вино. Однако Ингл так перебрал с алкоголем, что под конец уже не мог правильно выговорить придуманное им эффектное название, взамен этого бормоча в телефонную трубку что-то невразумительное: "In a gadda da vida..."

Впрочем, стоит отдать должное - песня все же был написана. Название решили не менять, озаглавив таким странным набором букв весь альбом, а саму композицию записали всего за один день, 27 мая 1968 года. Iron Butterfly развернулись в студии по полной и, своими импровизациями растянув изначально короткую, состоящую из двух куплетов "In-A-Gadda-Da-Vida" на 17 минут, заполнили ей всю вторую сторону пластинки. В очередной раз удивляешься, как раньше легко и непринужденно создавались шедевры.

Дуг Ингл за электроорганом. Хотя есть версия, что основной мотив "In-A-Gadda-Da-Vida" придумал молодой гитарист Эрик Бранн
Дуг Ингл за электроорганом. Хотя есть версия, что основной мотив "In-A-Gadda-Da-Vida" придумал молодой гитарист Эрик Бранн

1968 год стал для Iron Butterfly поворотным, но впереди их ждало еще многое. Третий альбом "Ball", выпущенный в 1969 году, несмотря на смешанные отзывы критиков, оказался даже более успешным, чем "In-A-Gadda-Da-Vida". Список звездных имен, с которыми гастролировала группа разросся до Джими Хендрикса и Led Zeppelin. А сама Iron Butterfly продолжила сталкиваться с постоянными сменами составов. Вскоре из группы ушел Эрик Бранн, а затем коллектив покинул и его главная опора Дуг Ингл. Хотя и тот, и другой в будущем еще не раз вернутся в Iron Butterfly. В общей сложности в данной группе, которая существует по сей день, за все время переиграл чуть ли не целый оркестр.

Впрочем, свою главную миссию Iron Butterfly уже давно выполнила. Невиданной до этого тяжестью своей музыки она расшевелила застоявшуюся на психоделии музыкальную индустрию 60-х и проложила дорогу совершенно новому явлению - тяжелому року, за которым, как это можно с уверенностью сказать сейчас, было будущее.

Читайте также: