6,4K подписчиков

Рецензия на фильм "Полёты во сне и наяву" из "Нью-Йорк Таймс" 1983 г.

8,5K прочитали
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Заканчиваю первый блок из 4 переведённых мной рецензий на советские кинокартины, найденных в онлайн-архиве влиятельной газеты "Нью-Йорк Таймс" и первоначально напечатанных почти 40 лет назад. Последним в очереди оказался отзыв о фильме "Полёты во сне и наяву" или как его предпочли обозвать американские прокатчики - "Полёт фантазии" (Flight of Fancy).

На этот раз про советскую киноработу высказался известный в американских киноведческих кругах Винсент Кэнби (1924-2000), про которого даже статья в русской википедии есть. Он четверть века (с 1969 года) проработал в упомянутой газете на посту главного кинокритика, а эта рецензия вышла 15 июня 1983 года.

Vincent Canby
Vincent Canby
'FLIGHT OF FANCY'
Киноведу, страстно увлечённому мини-проектами, возможно пришло время подробней рассказать и о неуклонном подъёме советского "буржуазного" кино, примером которого является победитель премии «Оскар» 1982 года «Москва слезам не верит», а теперь и фильм Романа Балаяна «Полёты фантазии», показ которого открывается сегодня в кинотеатре Карнеги-Холл.
Афиша 1982 года - из свободных интернет-источников
Афиша 1982 года - из свободных интернет-источников
Эти киноработы довольно тщательно рассказали нам о том, что человеческая природа по обе стороны железного занавеса во многом одинакова. Увы, так же подробно они поведали и о том, что новые буржуазные советские кинематографисты похожи на наших, но 20-40-летней давности. Хотя осознание того, что клише не ведают границ ни во времени, ни в пространстве, внушает надежду.
"Полёты фантазии", представленные в этом году на Каннском фестивале - это комедия о кризисе среднего возраста у Сергея Макарова, который вроде как прикреплён к офису, где создают архитектурные чертежи (и получают за это деньги), но похоже, что сам никакую работу не выполняет. Начальник и коллеги удивительно снисходительны к его легкомысленным привычкам, его лжи, его неудачным шуткам и вечной потребности у кого-нибудь ещё занять денег. Они сочувствуют тому факту, что ему скоро исполнится сорок лет, в то время как для него самого это событие хуже рака.
Из свободных источников
Из свободных источников
За те дни, в течение которых разворачивается сюжет, отчаяное положение главного героя лишь усугубляется. Жена застаёт его с молодой любовницей и выгоняет из дома. В свою очередь, юная пассия предпочитает ему другого, более молодого. Сергей обращается к своей прекрасной бывшей любовнице, которая его до сих пор любит и разрешает ему бесплатно пользоваться её автомобилем, будто добрая бабушка.
Самое же любопытное в "Полётах" - это то, что фильм отказывается представлять героя раздражаюшим грубияном, кем тот в принципе и является. Его бесконечно балуют, в то время как публике остаётся стонать от усталости. Вообще-то Олег Янковский, сыгравший Сергея, артист привлекательный, как и Людмила Гурченко в роли бывшей любовницы, но сам материал ужасает.
Из свободных источников
Из свободных источников
Ещё хуже "полёты фантазии" у режиссёра Балаяна и у Вадима Храпачёва, который сочинил саундтрек. Похоже, обоих перекормили творчеством Феллини, но, впрочем, это их ничему не научило. Здесь даже присутствует своего рода бюджетная версия финального эпизода "Восемь с половиной", да и весь фильм залит музыкой в ​​стиле Нино Рота, в которую необъяснимым образом затесалась мелодия из ''Strangers in the Night.''
(с) Винсент Кэнби

(с) Перевод с английского специально для kin0guru - Albert Magnus

#западные рецензии на советское кино #kin0guru