Ох уж этот комично-трагичный отец Федор, соблазнившийся бриллиантами мадам Петуховой, спрятанными в одном из 12 стульев. Он - персонаж действительно интересный: авантюрен по натуре, бросается в разные предприятия, но, увы, ему катастрофически не везет. Все его попытки на пути стяжательства приводят к таким масштабным и нелепым неудачам, что и говорить об этом - и грустно, и смешно.
В романе мы встречаем отца Федора Вострикова, священника церкви Фрола и Лавра, когда он, впав в искушение, использует тайну, открытую ему на исповеди мадам Петуховой, тещей Ипполита Воробьянинова, чтобы броситься в погоню за бриллиантами. Он и до этого не был образцом добродетели и ценителем жестких принципов. Даже в религию подался не по зову души: отучившись 3 года на юридическом факультете, он испугался мобилизации и решил избежать фронтов Первой мировой таким вот способом.
Всю свою жизнь он мечтал разбогатеть и уйти на покой, обзаведясь своим свечным заводиком, для чего предпринимал различные шаги: варил мыло (но оно не мылилось), разводил кроликов (их не покупали), пытался вывести элитных щенков от собаки Нерки (здесь преградой на пути к обогащению стал порочный пес Марсик). Словом, Фортуна отца Федора не любила, а потому не упускала случая в очередной раз над ним посмеяться. Оттого неудивительно, что в гонке с Бендером он проигрывал еще на начальном этапе, а в результате и вовсе оставил семью без копейки.
"Продала всё осталась без одной копейки… Катя". - письмо от жены Катерины Александровны
И, проведя дни на скале и узрев там царицу Тамару, лишился рассудка. Вряд ли, при таком раскладе, его дальнейшая жизнь была благополучна.
1. "Двенадцать стульев", 1966 год: отец Федор - Рэм Лебедев
Если выбирать в этом телеспектакле из трех актеров, исполнивших роли Бендера, Кисы Воробьянинова и отца Федора, то я бы выбрала последнего. На экране он появляется крайне редко, большая часть его истории выпущена режиссером, оставившим едва ли пару эпизодов, но даже по ним можно судить, как талантлив Рэм Лебедев, у которого получилось не слиться с фоном.
Хотя, безусловно, я сама представляла отца Федора не таким - во всяком случае внешне, он сумел доказать, что и такая интерпретация имеет право на существование. Впрочем, ради одного актера этот фильм смотреть не советую - до зевоты скучный Бендер отбивает все желание.
2. "Двенадцать стульев", 1970 год: отец Федор - Доминик Делуиз
В версии "стульев", снятой Мелом Бруксом, роль охваченного духом стяжательства отца Федора получил американский комик итальянского происхождения Доминик Делуиз. Видимо, в нем действительно оказались сильны итальянские корни, потому что, сбрив бороду и пустившись в приключения, в начале фильма он стал похож на вах, какого мужчину, точно сбежавшего из всем известной "Кавказской пленницы". Потом, впрочем, Востриков приобрел легкую безуминку в американо-итальянском стиле, что несколько подпортило образ.
Итак, герой здесь по-итальянски экспрессивен, театрален и более изъясняется жестами и мимикой, чем словами, но мне понравился не слишком. Тандему Бендер-Воробьянинов он очень уступает, а, с учетом того, что его сюжетную линию изрядно обрезали, то не совсем понятно, зачем его оставили вообще: потому что, боюсь, логика его присутствия в фильме потерялась где-то по пути.
3. "12 стульев", 1971 год: отец Федор - Михаил Пуговкин
Стоит ли говорить, что Леонид Гайдай удивительно удачно подобрал актеров? Здесь вам и харизматичный Остап, и трагичный Ипполит Матвеевич, и совершенно неповторимый отец Федор, проделавший долгий путь от не слишком честного человека к человеку абсолютно потерянному. Вот он - скользкий путь соблазнов! И насмешка судьбы, конечно.
Востриков, как ему и положено, здесь натура увлекающаяся, порой несколько комичная, но к концу истории - драматическая. И не скрасит это ни появление царицы Тамары, ни орел, стащивший колбасу. Его история оставляет на душе печальный осадок: невольно задумываешься, как же там бедная Катерина Матвеевна, что осталась без гроша по воле такого вот склонного к авантюрам мужа.
4. "12 стульев", 1976 год: отец Федор - Ролан Быков
Федор Востриков в этой экранизации очень юрок, деловит и серьезен. В нем нет ничего комичного, и ни намека на некоторую склонность к авантюризму. Напротив, он точно хозяйственный деревенский староста - мужик крепенький, стабильный. Разве такой бросил бы налаженную жизнь ради призрачных надежд на свечной заводик? Он не мечтатель, не тот, кто будет строить воздушные замки, так зачем же ему пускаться в гонку за стульями. Странно, право слово.
В начале фильма отец Федор спокоен, уверен в себе, целен. Это вам не мятущаяся натура, как у Гайдая. Оттого и удивительно, что неудачи так отразились на нем.
5. "Двенадцать стульев", 2004 год: отец Федор - Борис Раев
Теперь этот фильм уже не вызывает во мне бурных эмоций: на смену гневу пришли смирение и принятие. Это не значит, что я готова принять Вострикова таким - это один из худших вариантов. Он так же шаблонен и пуст, как и остальные персонажи этой экранизации с привкусом конца 90-х. В нем нет характерных черт, которые могли бы сделать образ индивидуальным, ведь каждый актер предлагает свою интерпретацию. Здесь же мы говорим о картинке, не наделенной ни идеями, ни смыслом. Ну, что поделать, если немке Ульрике Оттингер попытка снять кино по русскому роману не далась совершенно: и отец Федор не самая большая из проблем.
6. "Двенадцать стульев", 2005 год: отец Федор - Юрий Гальцев
Отца Федора в этом мюзикле откровенно мало, по крайней мере мне не хватило для того, чтобы составить впечатление. А может просто не хватило. Потому что в начале он меня заинтриговал: таким хитрым попом из русских сказок я Вострикова, признаться, не ожидала увидеть. Более того, он, комедийный персонаж из мюзикла, даже умудряется добавить в финале истории трагическую нотку. И, даже несмотря на то, что мы не видим погружения в безумие, которое отличает серьезные экранизации по Ильфу и Петрову, это не мешает вдруг обнаружить сказочного хитреца, до сих пор с ловкостью обводившего любого вокруг пальца, который вдруг проиграл. Совсем не сказочный конец.
Если среди Остапов и Ипполитов Матвеевичей даже можно выбирать, то здесь зритель этого практически лишен. Оттого, конечно, вновь начинаем хвалить гайдаевский вариант "12 стульев" и Михаила Пуговкина лично.
- Благодарю за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... А пока можно прочитать другие мои статьи, например: