Киножанру «пеплум» уже более века — первая масштабная кинопостановка, действие которой разворачивается в античности, снята в 1914 году. Итальянский режиссёр Джованни Пастроне создал кинокартину «Кабирия» о событиях III в. до н.э. Продолжительность фильма более двух часов, для эпохи немого кино это очень много. Действие разворачивается на огромных территориях: от альпийских перевалов, которые штурмуют слоны Ганнибала, до Африки, где происходит битва римских войск Сципиона с карфагенянами. В промежутке между этими событиями зрителю показывают ещё и Сицилию — там Архимед, защищающий Сиракузы от римского флота, сжигает вражеские корабли, концентрируя на них солнечный свет посредством множества зеркал.
Настоящий бум этого жанра случился в американском кинематографе середины XX века. Тогда были сняты настоящие шедевры: «Камо грядеши?» (1951 г.), «Бен-Гур» (1959 г.), «Спартак» (1960 г.), «Клеопатра» (1963 г.). Однако к концу 1960-х пеплумы снимать перестали, поскольку чудовищно дорогие (по меркам той эпохи) кинокартины не всегда окупались в прокате. Жанр возродился в 2000-х, первой ласточкой новой волны фильмов о древнем Риме стал «Гладиатор» Риддли Скотта. Потом появился эпический сериал «Рим», вышедший в 2005 году, после которого античную тематику стали осваивать и в сериальном формате.
Большинство фильмов про античность, в особенности современных, весьма зрелищны — упор в них сделан на визуальную составляющую. Зрителя завораживают мерный шаг римских легионов, пафосные речи патрициев, одетых в белоснежные хитоны, зверская резня на гладиаторской арене, оргии Калигулы. Однако в большинстве подобных кинокартин некоторые детали совершенно не соответствуют реалиям показанной эпохи. Иногда они вполне очевидны, вроде принтов с римским орлом на футболках легионеров в «Риме».
Самый частый из киноляпов, которые характерны для фильмов об античности, это стремена. В Европе ими начали пользоваться не ранее VI в. н.э., но вряд ли можно найти фильм о древнем Риме, где всадники обходились бы без стремян. Данный ляп легко объясним — сейчас крайне сложно найти артиста, который сумеет удержаться на скачущей лошади без современного седла со стременами. Однако от этого показ стремян в древнеримскую эпоху не перестаёт быть грубой ошибкой.
То же самое касается доспехов римских легионеров. Обычно их одевают в какое-то подобие лорики сегментата (пластинчатого доспеха). В реальности такой доспех появился в правление Октавиана Августа, а массовое распространение в войсках получил ещё позже. Однако в сериале «Рим» в них щеголяют уже легионеры Цезаря, а в сериале «Спартак» — аж в 70-х годах до н.э.
В этих же сериалах, а также многих фильмах, римских воинов обряжают в кожаный доспех, не имеющий исторических аналогов. Римские воины носили тонкий кожаный поддоспешник, но сам доспех у них был металлическим (в древности бронзовым, затем железным). Моду на кожаную имитацию римского доспеха ввёл фильм «Бен-Гур». Декораторы изготовили для актёров реконструкцию реального римского доспеха, но поскольку артисты не смогли к ним привыкнуть и их движения из-за этого выглядели неестественно, в итоге сшили некое подобие доспеха из кожи.
Ещё одна частая ошибка связана с архитектурой города Рима. В фильмах римляне ходят среди величественных мраморных зданий, с неизменным Колизеем. В реальности амфитеатр Флавиев (официальное название Колизея) был достроен в 80 г. н.э. В сериале «Спартак» он упоминается персонажами, хотя действие там разворачивается на 110 лет раньше. Большинство мраморных зданий Рима возведены в эпоху домината, то есть после III в. н.э., а во времена Республики и ранней Империи даже центр города состоял в основном из кирпичных строений.
Весьма произвольно в фильмах показана одежда той эпохи. Даже в глухой провинции мужчины одеты в парадные тоги (римские сатирики писали, что провинциалы надевают тогу лишь когда их хоронят), или напротив — ходят по улицам в одной тунике. В реальном Древнем Риме на людях в таком виде появлялись исключительно бедняки или рабы. Замужние и вдовые римлянки в кино и сериалах разгуливают вне помещений с непокрытой головой, что было немыслимо по римским традициям.
Римляне в фильмах пишут гусиными перьями, на самом деле они пользовались тростниковыми палочками. Впрочем, это уже мелочи, распознать которые могут лишь знатоки, обычный зритель на них вряд ли обратит внимание.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев