В последнее время, дорогие читатели, мне постоянно попадается критика деятельности матери Терезы, которая долгое время была олицетворением бескорыстного служения людям.
Все эти критики, однако, забывают одну простую вещь - эта женщина не обязана соответствовать вашим представлениям о доброте. Она была не просто доброй тетей, помогающей тем, кому уже никто не мог помочь - она была прежде всего убежденной католичкой, монахиней, имеющей четкую систему убеждений, о которой вы, дорогие диванные критики не имеете вообще никакого понятия.
Мне это напоминает многих наших православных, окунувшихся в пучину религии на волне моды и внутренней пустоты, и даже и не подозревающих при этом - что значит быть православным и каковы требования православия к тем или иным аспектам жизни. Перенявшим чисто внешнюю сторону религии - яйца красить, на службе в красивом платочке со свечкой умильно стоять, и совершенно искренне негодующим, когда сталкиваются, по большей части случайно, с реальными требованиями этой, одной из самых жестких и суровых религий в мире. Ее понимание блага и добра лежит за пределами восприятия наших новообращенных модников, пытающихся просто декорировать православным антуражем в виде тех же расписных яиц свой уютный, удобный, но никакого отношения к данной религии не имеющий мирок.
Так вот. Мать Тереза жила не декорациями. Она была католичкой до мозга костей и видела все происходящее только с одной точки зрения - точки зрения своей глубокой религиозности.
Святая Тереза Калькуттская, была по происхождению албанка и носила при рождении имя Агнес Гондже Бояджиу (1910 - 1997гг.)
Ее родители, у которых кроме нее было еще 2 ребенка, были очень верующими католиками. Агнес была самой младшей.
Ее отец занимался предпринимательством, и семья была достаточно состоятельной, но, когда нашей героине было 8 лет, он был убит за свое участие в политической деятельности.
У детей осталась только мать, которая была человеком крайне религиозным, и именно она оказала решающее влияние на свою дочь.
Когда семья была богата - ее мать охотно помогала бедным, практически курируя несколько семей, которые находились в финансово затруднительной ситуации. Когда, после смерти ее мужа денег стало не хватать самим - она не роптала, стала зарабатывать шитьем и вышиванием на содержание своих детей, бралась за любую работу, и при этом не отступила от своих религиозных убеждений , в том числе, в необходимости помогать другим. Она, помимо своих детей, вырастила еще шесть чужих сирот, которых приняла как родных. Женщина активно участвовала в деятельности святого прихода, и ее религиозность, и стремление к благотворительности сыграли ключевую роль в становлении мировоззрения ее дочери.
Девочка считала своим истинным днем рождения день крещения, и была очень близка со своей матерью, буквально впитывая ее веру и отношение к людям.
В свете такой обстановки в семье не удивительно, что в 12 лет она, наслушавшись удивительных историй о жизни миссионеров в Индии, была уверена в том, что это и ее путь. В 18 лет она пошла по этому пути.
Сперва она поступила в католический орден так называемых Сестер Лорето, основанный в 16 веке английской монахиней, убежденной, что женщины по интеллекту не слабее мужчин, и должны получать соответствующее образование. Она отправилась в монастырь ордена, который находился в Ирландии. Сестры Лорето по прежнему специализировались на женском образовании. Агнес выбрала именно их, чтобы выучить английский язык, а потом, вместе с этими сестрами отправиться в Индию, которая манила ее с детства, и в которой Сестры Лорето вели активную деятельность. После отъезда в Ирландию она больше ни разу в жизни не видела свою мать, которую очень любила.
Все шло по плану - через три года она была отправлена преподавать в школу ордена, которая находилась в Бенгалии (и, кстати, выучила там уже бенгальский язык), в 1937 году она приняла постриг, под именем Терезы, в честь Терезы из Лизье (1873 - 1897 гг.), которая была канонизирована в 1925 году и являлась одной из самых популярных католических святых в 20 веке. Она считалась, в том числе, покровительницей миссионеров и России (хотя, естественно, РПЦ ее не признает). Кстати, у Терезы из Лизье были канонизированы и родители - и это единственный за всю историю католической церкви случай, когда святыми были объявлены муж и жена. Это отдельная, очень интересная история, совершенно не известная в нашей стране.
В Бенгалии, в Калькутте, школе ордена Сестер Лорето наша Тереза преподавала в течении 20 лет историю и географию.
В 1944 году она стала директором школы, в которой работала. Она была свидетелем страшного голода в Бенгалии в 1943 году, а так же не менее страшной резни, которую местные мусульмане устроили местным индусам в 1946 году, когда буквально за пару дней в Калькутте было убито 4000 человек, а больше 100 000 остались без крова.
Все это время она видела вокруг себя страшную, нечеловеческую нищету, и в конце концов, пришла к выводу, что учить маленьких девочек занятие приятное, но нужнее она на другом поприще - поприще помощи бедным, при чем - нем со стороны, а находясь среди них. Это убеждение пришло к ней в 1946 году, собственно, тогда и появилась на свет женщина, которую мы знаем как мать Тереза.
Что она делала.
В 1948 году она, с разрешения своего руководства, покинула школу. Она сменила одежду католической монахини на индийское сари - белое, с синей каймой (чтобы соответствовать женщинам, с которыми она работала), получила индийское гражданство, прошла медподготовку, и отправилась жить в трущобы. Это поймет только тот, кто видет эти самые индийские трущобы - эпицентр нищеты, антисанитарии, болезней и безысходности. Ее целью была помощь беднейшим из бедных.
Ушла она в этот мир совершенно одна. Она жила вместе с нищими, просила милостыню вместе с ними, помогала им и ухаживала за ними. Ей было настолько тяжело, что появлялось сожаление о принятом решении и мысли о возвращении в комфортные условия монастыря - но она выдержала, и не отступила.
Через некоторое время ее деятельность привлекла единомышленниц, которыми были сперва студенты и учителя.
С первыми 13-ю единомышленниками они добились у Ватикана основания новой конгрегации - конгрегации миссионеров Милосердия. Это произошло в 1950 году.
Со временем им стала поступать хорошая финансовая помощь от благотворителей, и они расширили географию своего присутствия.
Они открывали хосписы - дома для умирающих, и туда свозились безнадежно больные люди, которым давали возможность умереть не под забором или в грязной канаве, а в более - менее приличных условиях. Вопреки распространенному мнению, умирающих не заставляли креститься. Они умирали с достоинством, в соответствии со своими убеждениями - мусульманам читали Коран, индуистам приносили воду из Ганга.
Так же был открыт специальный хоспис для больных проказой, которая для нас далекая экзотика, а в Калькутте, особенно в трущобах, была распространена очень широко. Больных кормили и перевязывали им раны. Да - это не полной санаторное обеспечение на уровне пятизвездочного отеля, но в условиях страшной нищеты это было очень много и очень важно.
Кроме того, она открыла приют для сирот и бездомной молодежи. Потому что к ним прибивалось большое количество нищих бездомных умирающих от голода детей - и надо было с этим что - то делать...
Постепенно эти заведения покрыли всю Индию, а потом вышли и за ее пределы (в 1965 году), охватив Латинскую Америку, Азию, Африку, а затем - и Европу. Она считала, что проблемой Европы является нищета не материальная, а духовная.
Во всем мире миссионеры Милосердия открывали приюты для сирот, больных спидом, беженцев, инвалидов, стариков, алкоголиков, нищих и бездомных, жертв катаклизмов. Она помогала жертвам землетрясения в Армении, жертвам Чернобыля.
Это сопровождалось ростом и усложнением внутренней структуры самой конгрегации. К 1996 году это была уже огромная организация с более 500-ми филиалов в 100 странах.
В 1979 году мать Тереза получила Нобелевскую премию мира, но попросила деньги перевести бедным. Вообще у нее было очень много разных наград, и даже гражданство США в качестве подарка.
Мать Тереза, как ни странно при таком успехе ее деятельности, часто страдала от того, что не чувствовала связи с Христом, и даже считала, что он ее покинул. были период в ее жизни, когда она переставала верить в Бога, о чем писала в письмах. Но, считается, что такого рода душевная сухость это нормальное состояние, которое испытывают все очень верующие люди - и это однажды испытывали многие святые и до Терезы.
Она лично занималась больными, даже когда ее организация уже разрослась до огромных размеров, и однажды отказалась встретиться с папой римским на том основании, что ей некогда, и она не может покинуть больных. Папа был впечатлен...
Когда она болела (а с 1984 года у нее начались серьезные проблемы с сердцем), над ней даже был проведен обряд экзорцизма, с подачи одного священника и с ее разрешения, так как было опасение, что она, из -за своей деятельности, попала в лапы дьявола. Собственно, от сердечной недостаточности она и умерла. Расходы на похороны взяло на себя правительство Индии, в знак признательности за все, что она сделала для людей этой страны.
В 2016 году мать Тереза была причислена к лику святых католической церкви, хотя этот процесс был начат почти сразу после ее смерти.
За что ее критикуют (и кто).
Пример матери Терезы показывает, что человек в наши дни может быть святым, но все равно найдутся те, кто его обосрет с ног до головы, найдет причину его раскритиковать.
Собственно, за этот пост меня усадил очередной высер встреченный в сети от человека, который в своей жизни котенку не помог, но в деятельности матери Терезы обнаружил множество недочетов.
Такие люди были всегда, увы. Главным ее критиком, и как бы генератором всех последующих волн критики был индийский патриот Аруп Чаттерджи (род.1958 г.) То есть все, что вы негативного читаете о матери Терезе вышло изначально из под его пера. Он тоже родом из Калькутты и обижался на то, как мать Тереза показывала этот город своей деятельностью. Это вот у нас тоже есть патриоты, которые считают, что самое правильное - проблему не замечать...
Сейчас он живет в Лондоне и работает там же врачом.
То есть однажды ему стукнуло в голову, что мать Тереза не такая хорошая, как все считают, и он развил бурную деятельность с целью ее разоблачения. Выискивал каких - то людей, бывших обитателей хосписов, которые жаловались, что их там не тах хорошо кормили и обхаживали, как могли бы на те деньги, которые жертвуются... Сутками сидел в засаде с кинокамерой под домом Терезы, в ожидании... не знаю, чего он там ожидал.
Итогом стал труд, написанный в основном с чужих слов (со слов обиженных, которых Тереза в прямом смысле из дерьма вытащила в своих хосписах - думаю, все знают этот сорт людей), под названием "Мать Тереза: Нерассказанная история", где буквально каждое ее телодвижение автор максимально очернил.
Итак, за что ее критиковали и в чем обвиняли.
Мать Тереза, будучи убежденной католичкой всегда (всегда - даже в условиях перенаселенной Индии), выступала против разводов, против абортов, и одновременно - против контрацепции. Она была за жизнь. Это вывернуто как ее лицемерие, поскольку самое действенное средство против бедности - это сокращение количества самих бедных (с точки зрения критика)
Так же высказано мнение, что на те огромные средства, которые имел ее фонд, во всех этих хосписах страждущим могла бы оказываться медпомощь и получше. При этом сумм пожертвований точно никто не знал, и размах общих расходов тоже не представлял.
Были собраны наблюдения, что в приютах одноразовые шприцы использовались повторно, после простого ополаскивания холодной водой, что умирающих крестили в практически уже бессознательном состоянии, что им отказывали в обезболивающих, на основании якобы имевшего места убеждения матери Терезы о том, что страдания приближают к Богу...
Ее обвинили, что она брала деньги от сомнительных личностей - разных кровавых диктаторов, например...
Мать Тереза называлась идеологом средневековья, которое она навязывала передовой Индии.
Ее путь в святые (то есть сами процедуры, которые соблюдала для этого католическая церковь) - был объявлен суеверным обрядом из разряда черной магии.
В общем, индийский врач сделал себе имя очернив буквально все, что делала мать Тереза.
С подачи автора был снят негативный документальный фильм, а его противоречивую в общем - то, и довольно бестолково написанную книгу растащили на цитаты левые западные издания. Сейчас вся эта дичь упорно везде цитируется у нас, раскрывая глаза народу на негодяйку, которую мы ошибочно уважали.
Что говорила по таким случаям сама мать Тереза?
...Если вы добры, люди могут обвинить вас в эгоистичных, скрытых мотивах: все равно будьте добры. Если вы добьетесь успеха, вы приобретете несколько ложных друзей и истинных врагов: все равно добьетесь успеха. Если вы честны и откровенны, люди будут пытаться обмануть вас: будьте честны в любом случае. То, что вы строите годами, кто-то может разрушить за одну ночь: все равно стройте. Если вы находите спокойствие и счастье, они могут завидовать вам: будьте счастливы в любом случае. Добро, которое вы делаете сегодня, часто будет забыто завтра: делайте добро в любом случае. Дайте миру лучшее, что у вас есть, и этого может никогда не быть достаточно: все равно Дайте лучшее...
Еще несколько цитат от нее.
***
Ваш истинный характер наиболее точно измеряется тем, как вы относитесь к тем, кто ничего не может для вас сделать.
***
Жизнь-это возможность, извлекайте из нее пользу. Жизнь-это красота, любуйтесь ею. Жизнь-это мечта, осознайте ее. Жизнь-это вызов, примите его. Жизнь-это долг, исполни его. Жизнь-это игра, играйте в нее. Жизнь-это обещание, исполни его. Жизнь-это печаль, преодолей ее. Жизнь-это песня, пой ее. Жизнь-это борьба, прими ее. Жизнь-это трагедия, столкнись с ней лицом к лицу. Жизнь-это приключение, дерзай. Жизнь-это удача, сделай это. Жизнь слишком драгоценна, не разрушайте ее. Жизнь есть жизнь, боритесь за нее.
***
Добро, которое вы делаете сегодня, может быть забыто завтра. Все равно делай добро. Дайте миру все лучшее, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно. В любом случае, выкладывайся как можно лучше. Ибо, видите ли, в конце концов, это зависит только от вас и Бога.
***
Я могу делать то, чего не можешь ты, ты можешь делать то, чего не могу я; вместе мы можем совершать великие дела.
***
В конце жизни о нас не будут судить по тому, сколько дипломов мы получили, сколько денег мы заработали, сколько великих дел мы совершили. Нас будут судить по "Я был голоден, и ты дал мне что-то поесть, я был наг, и ты одел меня. Я был бездомным, и ты приютил меня.
***
Никогда не беспокойтесь о цифрах. Помогайте одному человеку за раз и всегда начинайте с самого близкого вам человека.
***
Если ты хочешь изменить мир, иди домой и люби свою семью.