День второй. Наше утро началось с мини-курса по выживанию. Приготовление пищи в походных условиях- всегда творческий процесс. Кастрюля=котелок, вода=снег, плита=газовая горелка.Всегда считал, что любая теплая еда в походе — это пища богов. Снег + макароны + сосиски – bon appétit.
Здесь должно быть фото еды, но я забыл это сделать, был увлечен восполнением калорий.
Каждый путешественник сталкивается с тем, как получать ресурс для новых свершений. Если первая человеческая потребность, сон, легко восполняема, то с едой могут возникнут небольшие трудности. Делюсь нашим автономным(!) секретом провизии - на завтрак каша со сгущенкой и курагой, на обед: хлеб, колбаса, сыр, рыба, шоколад. На ужин макароны и тушёнка. Весь это запас может поместиться в один рюкзак на четыре дня на троих мужиков.
Небольшое историческое отступление
Когда вначале ХХ в. в Хибинах нашли апатиты — на Кольский полуостров пришел прогресс. Появились рудники и поселок Хибиногорск, который в будущем станет Кировском. От прежних времен, когда в зимних Хибинах не было ни души, остались лишь саамские имена горных вершин.
Вудъяврчорр — «хребет у озера на возвышенности», Кукисвумчорр — «горный хребет с плоской вершиной», Айкуайвенчорр — «гора с головой матери бога». Первые исследователи, составляя карту Хибин, названия объектов спрашивали у проводников-саамов. Если те чего-то не знали или не помнили, картографы изобретали собственные конструкции с использованием саамских слов. В результате появились такие названия, как «Поачвусчорр» — «гора у оленьей долины», «Поачвумйок» — «река оленьей долины» и «Куэльпорр» — «рыбный хребет».
Одни вумчоры вокруг
Мы ехали конкретно к Кукисвумчорру и в дороге уже научились смирению и принятию других такими какие они есть. Вот мы и принимали УАЗик. Во время очередных внеплановых остановок мы научились обращать внимание на местную природу, а не горячие перегревшиеся тормозные колодки. Какие могут быть проблемы, когда на горизонте торчит один из «вумчоров».
Как я уже говорил, у подножия Хибин расположился город Кировск, куда мы к вечеру и доехали. Достаточно типовой советский городок, построенный в 30-е годы двадцатого века. Появился он благодаря открытию апатитовых руд.
Апатит это минерал который является сырьём для производства фосфорных удобрений, фосфора и фосфорной кислоты, его применяют в чёрной и цветной металлургии, в производстве керамики и стекла.
В Кировске мы встретились с нашим гидом по Хибинам, геологом по профессии. Он нам показал и рассказал много крышесносных вещей. Например, на Хибинах два раза добывали руду с помощью ядерного взрыва(!!), об этом напишу отдельный пост.
Вечером мы продолжили нашу традицию экономии на жилье и заночевали у подножия одной из гор. Не запомнил название вершины, но оттуда открывался вид на маленький Кировск на фоне Хибин.
В Кировске достаточно много хостелов и отелей, так как город является еще и горнолыжным курортом. Так что более притязательным есть где с комфортом поспать. В 3-4 тысячи рублей за ночь на двоих вполне можно уложиться.
Конечно, перед сном с надеждой мы около часа искали в черном небе хоть маленький намёк на сияние. Но оно предательски не хотело нам показываться. Тогда я начинал задумываться, что те кто говорили нам, что сейчас сияние сложно увидеть, возможно были правы.