Найти тему

3. Колючка в букете

Дома Ирина в первую очередь заглянула в почтовый ящик — письма не было. Ирина сникла: уже целая неделя прошла после последнего письма от Михаила. Она пишет ему каждый день, рассказывает в письмах обо всем, что с ней случилось за этот день, а он не пишет. Конечно, она понимает, что в армии, наверное, свободного времени мало, но можно же найти время хоть для малюсенького письмеца. И, несмотря на это, Ирина вечером снова села писать письмо. Вчера она рассказала Мише, как обрадовалась, когда узнала о зачислении в институт, сегодня расскажет, как через месяц начнет учебу в институте. Она была уверена, что любимый порадуется за нее, будет гордиться, что она такая умная...

Правда во время застолья, когда один из подвыпивших гостей сказал матери Михаила, что скоро она станет свекрухой, та ответила, что пусть, мол, он еще отслужит, а когда вернется, тогда и будет невесту искать.

-А чего ее искать? Вон, рядом сидит — правда, Ирка? Ждать-то будешь Мишку?

Его мать взглянула на девушку с нескрываемой неприязнью:

-Так она ж в институт пойдет, там себе городского да образованного найдет, а мы люди простые, институтов не кончали. Нам и невесту нужно попроще.

-Ну мам, ладно тебе! - проворчал Михаил. - Еще никто не женится.Ирина помнила, как укололи тогда его слова. Она ждала, что он защитит ее, скажет, что он любит ее, а она будет ждать его, но он не сказал, даже не повернулся в ее сторону.Пили за столом много, мать все время подносила новые бутылки вместо опустевших, после водки пошел уже самогон, все громче раздавались призывы выпить, чтоб служилось легко, и в конце вечера Михаил был уже изрядно пьян. Молодежь, которая еще могла стоять на ногах, танцевала под проигрыватель во дворе среди сирени и только что отцветших яблонь. Михаил обнимал Ирину, пытался целовать при всех, она слабо сопротивлялась, уговаривая его. А он кричал:

-Не забывай: ты мне почти жена. Если узнаю что — убью! Пойдем в летнюю кухню!Ирина вырвалась из его объятий и выбежала за калитку. Ей было стыдно за него и за себя, она видела недвусмысленные взгляды подруг, их перешептывания, но уходить не хотела, ведь завтра он уедет надолго. В конце концов его увели спать, а она пошла домой.Утром Михаил выглядел помятым, даже больным. Ирина пришла рано, еще не появился никто, чтобы проводить его, но войти во двор не решилась. Она оставалась за калиткой и тогда, когда во двор стали входить такие же помятые молодые и не очень мужчины. Когда появились девушки, она присоединилась к ним. Через полчаса подъехал совхозный автобус, выделенный специально для призывников — их было трое — и в него быстро набились все, кто хотел ехать к военкомату. Однако водитель заявил, что такое количество не повезет:

-Мне не нужны проблемы с гаишниками, а они сегодня обязательно будут на дороге.В автобусе остались только родственники, близкие друзья и девушки будущих солдат. Мишка положил руку на спинку сидения за спиной Ирины и молчал. Потом негромко спросил:

-Я вчера много лишнего болтал?

-Да было, Миша, - ответила Ирина.Она думала, что он извинится за грубые слова, но Михаил только произнес:

-Ладно, смотри тут...Перед тем как уехать в город, Ирина решила поработать в совхозе: не сидеть же дома, да и лишней не будет копейка.Директор совхоза отправил ее в помощь агроному — пожилой женщине, такой казалась тогда Ирине сорокапятилетняя Лариса Игнатьевна. Она была резкой, могла вставить соленое словцо, не давала спуску никому.

-Агрономом хочешь быть? - сразу спросила она Ирину.- Это хорошо, сейчас без агронома нельзя в хозяйстве. Учись, пока окончишь, я уже на пенсию пойду,мое место займешь.Она посылала Ирину принести образцы колосьев с разных полей, учила определять влажность зерна, степень его зрелости, даже вычислять ожидаемую урожайность.

Через неделю на крыльце конторы она внезапно столкнулась с Олегом — тем молодым человеком, с которым познакомилась в институте. Оба остановились, пораженные встречей.

-Ирина, что вы здесь делаете? - первым пришел в себя Олег, схватив ее за руку. Он не мог скрыть радости, словно встретил давнюю знакомую. Ирина растерялась, но ответила, высвобождая руку:

- Я живу здесь. А вы?

- А я по распределению приехал сюда. Инженером буду работать. Вот не ожидал вас встретить здесь! А я все время думал о вас, Ира. Очень жалел, что не встретились больше. Я даже решил, что когда начнется учебный год, я приеду и найду вас в институте.

Проходившие мимо с любопытством смотрели на них, а Ирина, видя их многозначительные и любопытные взгляды, поспешила уйти.

Дома наконец ее ждало письмо от Михаила. Однако оно не обрадовало ее. Миша писал о том, как трудно в учебке, что увольнений нет, жизнь не то что у нее, когда полная свобода — что хочешь, то и делаешь. Но больше всего ее обидели слова о том, что он поспешил сделать ее своей: «А теперь как я проверю, была ты верной или нет? А может, ты специально отдалась мне, чтоб потом гулять свободно?» Прочитав эти слова, Ирина не могла поверить, что это пишет Миша, которого она любила и который тоже говорил ей о любви. Ей почему-то вспомнилось, как он целовал ее уколотый акацией палец. Она легла на кровать, уткнулась в подушку и расплакалась.

Продолжение