По одной из легенд, сто лет назад на этом месте проводились маёвки — собрания революционеров. Понятное дело, нелегальные: на большом удалении от города, далеко от глаз тайной полиции. Документальных свидетельств тому нет, но для майской прогулки или собрания место и впрямь приметное.
Мифотворчество
Если вбить в поисковик «Пётр Гронский», то никакой биографической справки об уральском революционере не выпадет: не знают источники такого бунтаря. Все упоминания о гражданине Гронском сводятся к скалам его имени. Которые и не его имени вовсе. И вообще с Петрами не связаны — даже с неким «Петром-Громовержцем», якобы покровителем металлургов.
Вероятнее всего, не было никакого Петра Гронского с его маёвками и стрельбами, как не было никакого Петра-Громовержца. Была Елизавета Михайловна Берс и ее экспедиция, которая в конце пятидесятых нашла эти геологические чудеса, назвала одно из них «Петрогромом», или «Гром-камнем», а все схожие археологические памятники отнесла к петрогромской культуре.
Носителями этой культуры были не то зауральские башкиры, не то угорские племена, которые рядом с этими скалами занимались металлургией и изготавливали керамические изделия. Сегодня это излюбленное место альпинистов, джиперов и пеших туристов. И вот как можно к ним приобщиться.
По пути
Вариантов подъезда к «Гронам» несколько: можно с Московского тракта через Северку (сложнее), можно с Серовского тракта через Среднеуральск и Коптяки. Этот вариант более распространенный, его мы и выбрали.
- протяжённость маршрута: ~ 40 км в одну сторону
- время в пути: 1–2 часа
- топлива понадобится: ~ 6,4 л (при смешанном расходе 8 л/100 км)
По пути на скалы минуем Среднеуральск, насквозь проезжаем Коптяки, въезжаем в поселок Исеть. Там надо не пропустить поворот налево через железнодорожный переезд. Ориентир — карьер, который будет у вас при въезде по левую руку. Сразу после переезда — направо и движемся вдоль железнодорожных путей, пока дорога не перейдет в грунтовку. По ней едем еще пару километров, до своротки налево. Ориентир брутальный — Исетское кладбище. Оттуда наверх дорога одна, и там цивилизация заканчивается — начинается боль.
Подъем
Летом, особенно засушливым, 3-километровый подъем к скалам можно осилить без предварительной подготовки и на кроссовере средней руки. Только надо быть готовым к тому, что кузов покроется царапинами от нависающих над дорогой веток: дорога очень узкая, и контакт с ними неизбежен.
Но это засушливым летом. А влажной осенью последние километры пути мы бы настоятельно рекомендовали преодолеть пешком. Во-первых, кардионагрузка не помешает. Во-вторых, не придется бежать за трактором.
На первый взгляд всё очень просто: подъем к Гронам не слишком хитер в плане рельефа — едешь себе и едешь по грязи. Но есть и подводные камни. Причем в буквальном смысле.
Под толщей воды торчащие тут и там валуны не видны, и сесть на них порогом ничего не стоит. Ну, и само покрытие: смесь глины, жижи, грязи уже через 500–600 метров подъема дорожную резину превращает в бесполезные слики. Надо ли говорить, что подъем на этом заканчивается, приходится брать «звонок другу».
Поэтому после поворота со стороны ж/д станции Исеть и кладбища проще оставить машину в сторонке и финальную часть пути пройти пешком, благо это всего пара-тройка километров. С пути не собьетесь: подъем на Гроны довольно исхоженный и изъезженный, сбиться с пути трудно — вам строго наверх. А там увидите — их трудно не заметить.
Геологи называют скалы такого рода «останцами» — то есть остатками от какой-то более крупной горной породы, которую с течением времени разрушили эрозия, вода и ветер.
Времени у эрозии, воды и ветра было достаточно — гранитам, сложившим эти скалы, не менее 300 миллионов лет. Было время, чтоб разгуляться.
Трудно поверить, но считается, что эти скалы служили базой для древнейшей металлургии. В этом районе залегали руды — медная, например. Здесь же ее и плавили древние люди: археологи находили здесь следы плавки, относящиеся к первому тысячелетию нашей эры. Уже упоминавшаяся экспедиция Е.М. Берс раскопала на Петрогромах следы по меньшей мере 18 металлургических горнов, которые строились где-то здесь — в расщелинах скал.
Узкие щели в массиве горы служили воздуховодами, хотя практиковался не только «естественный наддув», но и ручная подача воздуха.
Местные жители тех времен изготавливали на Петрогромах детали оружия (наконечники стрел, копий) и украшения. Не исключено, что продукция затем расходилась далеко за Урал.
Бытует еще одна версия, будто Петрогромы, как и Каменные палатки на Шарташе, и Чертово городище, и Семь Братьев — это жертвенные места. Правда, эта версия восходит к раскопкам XIX века, и с тех пор ученые вроде как пришли к выводу, что это всё — древнейшие металлургические производства. Хотя версия с жертвоприношениями, конечно, поэтичнее.
Помимо джиперской братии, которая ездит сюда на легкие прогулки, Петрогромы давно облюбованы альпинистами — их снаряжение тут повсеместно. Хочется верить, что оставлено нарочно, а не осталось после кого-то.
Даже если вы не альпинист, на визит к скалам Петра Гронского стоит закладывать весь световой день. Без пробок дорога от города до начала подъема занимает минут 40, еще столько же будет длиться пеший ход.
Всё остальное время можно посвятить обследованию скал и культурному отдыху на лоне природы.
Благо тысячи туристов до нас с вами уже расчистили весьма уютную поляну в сотне метров от скал. Главное, в таком же виде ее и оставить после себя — под мусор в кузове нашего пикапа, например, места даже в избытке.
Кстати, про чистоту. Ежегодно энтузиасты в начале — середине мая проводят чистку Гронов: отскабливают памятники эпистолярного жанра типа «РТФ ВМКСС» или «Макс — лох». Пожалейте их труды, оставьте баллончики с краской дома.