Найти в Дзене
66.RU

Древнейшие металлургические производства или места для жертвоприношений? Едем к скалам Петра Гронского

Оглавление
Фото: 66.RU
Фото: 66.RU

По одной из легенд, сто лет назад на этом месте проводились маёвки — собрания революционеров. Понятное дело, нелегальные: на большом удалении от города, далеко от глаз тайной полиции. Документальных свидетельств тому нет, но для майской прогулки или собрания место и впрямь приметное.

Мифотворчество

Если вбить в поисковик «Пётр Гронский», то никакой биографической справки об уральском революционере не выпадет: не знают источники такого бунтаря. Все упоминания о гражданине Гронском сводятся к скалам его имени. Которые и не его имени вовсе. И вообще с Петрами не связаны — даже с неким «Петром-Громовержцем», якобы покровителем металлургов.

-2

Вероятнее всего, не было никакого Петра Гронского с его маёвками и стрельбами, как не было никакого Петра-Громовержца. Была Елизавета Михайловна Берс и ее экспедиция, которая в конце пятидесятых нашла эти геологические чудеса, назвала одно из них «Петрогромом», или «Гром-камнем», а все схожие археологические памятники отнесла к петрогромской культуре.

-3

Носителями этой культуры были не то зауральские башкиры, не то угорские племена, которые рядом с этими скалами занимались металлургией и изготавливали керамические изделия. Сегодня это излюбленное место альпинистов, джиперов и пеших туристов. И вот как можно к ним приобщиться.

По пути

Вариантов подъезда к «Гронам» несколько: можно с Московского тракта через Северку (сложнее), можно с Серовского тракта через Среднеуральск и Коптяки. Этот вариант более распространенный, его мы и выбрали.

-4
  • протяжённость маршрута: ~ 40 км в одну сторону
  • время в пути: 1–2 часа
  • топлива понадобится: ~ 6,4 л (при смешанном расходе 8 л/100 км)

По пути на скалы минуем Среднеуральск, насквозь проезжаем Коптяки, въезжаем в поселок Исеть. Там надо не пропустить поворот налево через железнодорожный переезд. Ориентир — карьер, который будет у вас при въезде по левую руку. Сразу после переезда — направо и движемся вдоль железнодорожных путей, пока дорога не перейдет в грунтовку. По ней едем еще пару километров, до своротки налево. Ориентир брутальный — Исетское кладбище. Оттуда наверх дорога одна, и там цивилизация заканчивается — начинается боль.

-5

Подъем

Летом, особенно засушливым, 3-километровый подъем к скалам можно осилить без предварительной подготовки и на кроссовере средней руки. Только надо быть готовым к тому, что кузов покроется царапинами от нависающих над дорогой веток: дорога очень узкая, и контакт с ними неизбежен.

Но это засушливым летом. А влажной осенью последние километры пути мы бы настоятельно рекомендовали преодолеть пешком. Во-первых, кардионагрузка не помешает. Во-вторых, не придется бежать за трактором.

-6

На первый взгляд всё очень просто: подъем к Гронам не слишком хитер в плане рельефа — едешь себе и едешь по грязи. Но есть и подводные камни. Причем в буквальном смысле.

-7

Под толщей воды торчащие тут и там валуны не видны, и сесть на них порогом ничего не стоит. Ну, и само покрытие: смесь глины, жижи, грязи уже через 500–600 метров подъема дорожную резину превращает в бесполезные слики. Надо ли говорить, что подъем на этом заканчивается, приходится брать «звонок другу».

Поэтому после поворота со стороны ж/д станции Исеть и кладбища проще оставить машину в сторонке и финальную часть пути пройти пешком, благо это всего пара-тройка километров. С пути не собьетесь: подъем на Гроны довольно исхоженный и изъезженный, сбиться с пути трудно — вам строго наверх. А там увидите — их трудно не заметить.

-8

Геологи называют скалы такого рода «останцами» — то есть остатками от какой-то более крупной горной породы, которую с течением времени разрушили эрозия, вода и ветер.

-9

Времени у эрозии, воды и ветра было достаточно — гранитам, сложившим эти скалы, не менее 300 миллионов лет. Было время, чтоб разгуляться.

-10

Трудно поверить, но считается, что эти скалы служили базой для древнейшей металлургии. В этом районе залегали руды — медная, например. Здесь же ее и плавили древние люди: археологи находили здесь следы плавки, относящиеся к первому тысячелетию нашей эры. Уже упоминавшаяся экспедиция Е.М. Берс раскопала на Петрогромах следы по меньшей мере 18 металлургических горнов, которые строились где-то здесь — в расщелинах скал.

-11

Узкие щели в массиве горы служили воздуховодами, хотя практиковался не только «естественный наддув», но и ручная подача воздуха.

Местные жители тех времен изготавливали на Петрогромах детали оружия (наконечники стрел, копий) и украшения. Не исключено, что продукция затем расходилась далеко за Урал.

-12

Бытует еще одна версия, будто Петрогромы, как и Каменные палатки на Шарташе, и Чертово городище, и Семь Братьев — это жертвенные места. Правда, эта версия восходит к раскопкам XIX века, и с тех пор ученые вроде как пришли к выводу, что это всё — древнейшие металлургические производства. Хотя версия с жертвоприношениями, конечно, поэтичнее.

-13

Помимо джиперской братии, которая ездит сюда на легкие прогулки, Петрогромы давно облюбованы альпинистами — их снаряжение тут повсеместно. Хочется верить, что оставлено нарочно, а не осталось после кого-то.

-14

Даже если вы не альпинист, на визит к скалам Петра Гронского стоит закладывать весь световой день. Без пробок дорога от города до начала подъема занимает минут 40, еще столько же будет длиться пеший ход.

-15

Всё остальное время можно посвятить обследованию скал и культурному отдыху на лоне природы.

-16

Благо тысячи туристов до нас с вами уже расчистили весьма уютную поляну в сотне метров от скал. Главное, в таком же виде ее и оставить после себя — под мусор в кузове нашего пикапа, например, места даже в избытке.

-17

Кстати, про чистоту. Ежегодно энтузиасты в начале — середине мая проводят чистку Гронов: отскабливают памятники эпистолярного жанра типа «РТФ ВМКСС» или «Макс — лох». Пожалейте их труды, оставьте баллончики с краской дома.