Снег на солнце так искрился, что слепило глаза. Надо было торопиться, и кучер постоянно подгонял лошадей. Молодая дама в повозке спешила на свадьбу родственницы, поэтому крепостной Матвейка решил сократить дорогу, через замерзшую Оку. До моста было далеко, и экономия получалась в полверсты. Одного не учел Матвейка: лёд в то время был уже тонкий.
Четыре дочери помещика Юшкова воспитывались у бабушки - так уж сложились семейные обстоятельства. Почтенная Мария Григорьевна Бунина старалась дать девочкам превосходное образование: в доме постоянно жили английские и французские гувернантки, а русский язык и литературу им преподавал известный педагог Покровский. Одна из сестёр, Авдотья, увлекалась поэзией, в точности, как её дядя, Василий Жуковский.
«Полно, дитя мое, - говорила бабушка, - выйдете замуж и думать об этом забудете. У женщины других забот хватает».
Шестнадцатилетнюю Авдотью, самую хорошенькую из четырех Юшковых, просватали рано. Руки девушки попросил помещик Киреевский, в два раза старше неё. Он оценил не столько красоту возможной невесты, сколько её образованность. Сам Василий Иванович говорил на шести языках, владел огромной частной библиотекой, и неустанно пополнял её новыми экземплярами. «Родство душ ценю превыше всего», - сообщил Киреевский, сватаясь к Авдотье.
Препятствий для союза с Киреевским не увидели. А то, что старше - так это было обыденным явлением. И в 1805 году, в январе, родственники съехались на венчание. Присутствовал там и Жуковский – на тот момент подающий надежды писатель и переводчик (он только закончил работу над «Дон Кишотом» - так звучало имя известного испанского героя в его трактовке). После свадьбы молодые поселились в поместье супруга, в полном согласии и любви. Авдотья и сама не предполагала, что в ней вспыхнет ответное чувство, ведь в ту пору об этом думали мало. Но она присылала семье восторженные письма: Василий Иванович души в ней не чаял, а когда появились четверо детей, то проявил себя как самый внимательный отец.
И вот пришёл 1812 год. Французы подступали всё ближе. Незамужние сёстры Авдотьи решили поехать в Москву, где им показалось оставаться будет безопаснее… и вскоре вернулись в деревню. Видя, сколько раненых поступает в местные лазареты, помещик Киреевский принял решение: расширить помещения за счёт собственных средств. Дворню отправил помогать лекарям. Его никто не просил об этом – ни власти, ни соседи, но Василий Иванович пройти мимо не смог. Правда, заниматься всеми вопросами пришлось его жене, Авдотье. Потому что благородный помещик Киреевский быстро сгорел от тифа.
В двадцать три года с четырьмя детьми! Авдотья выполнила всё, о чём просил её муж, а потом уехала к тёте. Оставаться в тех местах было для неё невыносимо, и потребовалось два года, прежде чем Киреевская решилась вернуться в поместье супруга. Поэт Жуковский напросился в гости, и провёл в этом чудном тёплом доме всю осень 1814 года. Он много писал и гулял по округе – набирался вдохновения, как он говорил родным.
Молодой красивой вдове не раз советовали – надобно снова пойти замуж. Нужно начинать жизнь заново. Но Авдотья всякий раз переводила разговор на другую тему. Она не могла себе представить, что кто-то может заменить ей любимого супруга. Согласилась с родными только в одном: чуть попозже, когда подрастут дети, переберётся в Москву или в столицу. Нужно давать образование сыновьям, выводить дочь в свет. В орловской глуши перспектив-то никаких. Жуковский обещал содействовать и помогать, по мере сил.
В начале 1817 года кузина Машенька Протасова собралась замуж за известного хирурга из Дерпта, и вся многочисленная родня выехала на север. Авдотья чуть задержалась – приболел старший сын. А когда тронулась в путь, то поняла, что времени у неё совсем чуть-чуть. Едва успеет добраться к самой церемонии! Кучеру Матвейке наказали гнать, как только можно. И он честно выполнял распоряжение барыни. И на Оке решил немного срезать дорогу.
Повозка быстро ухнула под лёд. Матвейка вытащил Авдотью, и на собственных руках вынес её к ближайшему селу. Замёрзшие, без единой сухой нитки, они оба попали под наблюдение лекарей. О продолжении пути и речи быть не могло.
Своё здоровье Авдотья медленно восстанавливала в Козельске. Приютили её родственники, Елагины, и сами отписали в Дерпт: Машеньку поздравляем, но кузина встретится с ней попозже. И эти проведённые несколько месяцев в Козельске оказались поворотными – Авдотья заново познакомилась с троюродным братом, Алексеем. Они виделись ещё детьми, но с тех пор прошло столько лет… Елагин был чуть старше неё, и занимался переводами. Читал он много, в совершенстве владел несколькими языками... в точности, как Василий Киреевский.
Она и опомниться не успела, как Елагин сделал предложение. В том же году Авдотья вышла замуж за Алексея, а ещё успела порадоваться за старшую сестру, Анну. Она тоже нашла своё счастье в 1817-м. Забегая вперёд скажу, что капитан Егор Зонтаг и Анна Юшкова прожили вместе двадцать четыре года.
Авдотья – теперь Елагина – переехала в Москву. Её дом у Красных Ворот знали все: там собирались поэты и писатели, университетские педагоги и издатели журналов. Общество было самым образованным и попасть туда считали за честь. Константин Кавелин, например, писал об этом так:
«Дом Авдотьи Петровны… один из наиболее любимых и посещаемых… Все, что было в Москве интеллигентного, просвещенного и талантливого, съезжалось сюда по воскресеньям… Знаменитости, русские, иностранцы, съезжались в салон Елагиных».
Образованная и добрая хозяйка, прекрасная и отзывчивая женщина – Авдотья Елагина пользовалась всеобщей любовью и уважением. К сожалению, она пережила и второго мужа, после чего стала большую часть времени проводить в загородном поместье. В Москве она бывала только зимой, и почти ежедневно принимала посетителей – каждый хотел перемолвиться с ней хотя бы одним словом. Ум и такт этой женщины очень ценили, а её обширные познания в литературе ставили в пример подрастающим детям: не всякая дама, как Авдотья Петровна, столь тонко разбирается в поэзии!
Авдотья Елагина прожила восемьдесят восемь лет, и часто вспоминала свою поездку по Оке. Вся её жизнь переменилась в том январе 1817 года. Она думала, что сердце её навсегда заперто на замок, но лёд на реке - к её счастью - оказался слишком тонким.
#история #история россии #семейные отношения #женщины #xix век
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!