Найти тему

Экскаваторы-погрузчики: итоги I полугодия 2021 года. Куда движется рынок?

Экскаваторы-погрузчики, относящиеся к классу неполноповоротных экскаваторов, - один из наиболее востребованных типов машин на российском рынке строительной и дорожной техники. На протяжении многих лет они входят в тройку самых продаваемых в России машин, наряду с полноповоротными экскаваторами и фронтальными погрузчиками.

Столь высокий интерес к экскаваторам-погрузчикам неслучаен. Их главное преимущество - универсальность. Самые распространенные на рынке модели имеют в базовой комплектации погрузочное оборудование с ковшом вместимостью 1-1,3 м3 и землеройное, обеспечивающее глубину копания порядка 5,5 м. Такие параметры покрывают потребности эксплуатирующих организаций на объектах малоэтажного строительства, при прокладке коммуникаций, на коммунальных, дорожных и других работах.

На протяжении 2000-2010-х годов российский рынок экскаваторов-погрузчиков претерпел значительные изменения. Если прежде подавляющее большинство потребителей выбирало отечественные модели, базирующиеся на шасси сельскохозяйственных тракторов (в основном - "Беларусь"), то в дальнейшем вектор потребительских предпочтений все более склонялся к новой импортной технике, выпускаемой на специальных шасси тракторного типа.

На пике строительного бума, в 2007 году, емкость российского рынка экскаваторов-погрузчиков (а также экскаваторов-бульдозеров на тракторных шасси) достигла своего максимума, составив 7460 единиц (включая отечественное производство, импорт новых и бывших в эксплуатации машин, а также поставки из Беларуси). В дальнейшем в результате череды кризисов в российской экономике рынок машин данного типа переживал взлеты и падения, однако к прежним пиковым показателям не вернулся. За последние три года емкость рынка не превышала 3500-4000 экскаваторов-погрузчиков в год.

По итогам I полугодия 2021 года объем российского рынка экскаваторов-погрузчиков (включая отечественное производство, импорт новых и бывших в эксплуатации машин, а также поставки из Беларуси) вырос на 47% - до 2325 единиц.

Динамика российского рынка экскаваторов-погрузчиков в I полугодии 2021 года по сравнению с I полугодием 2020 года (по данным ООО "Айди-маркетинг" и ЗАО "Стройдормаш")
Динамика российского рынка экскаваторов-погрузчиков в I полугодии 2021 года по сравнению с I полугодием 2020 года (по данным ООО "Айди-маркетинг" и ЗАО "Стройдормаш")

Показательна динамика изменения расклада сил. В 2004 году отечественной технике принадлежало 58% рынка, белорусской - 14%, новой импортной - 23%, импортной б/у - 5%. На рубеже 2000-2010-х годов за россиянами было только 5%, за белорусами - 17%, за новыми "иностранцами" - 68%, за импортной бэушкой - 10%. Расклад по состоянию на I полугодие 2021 года следующий: техника российского производства - 14%, белорусская - 2%, новая импортная - 84%, импортная бэушная - менее 1%.

Отечественное производство

До 2008 года в России ежегодно производилось более 2000 экскаваторов на базе сельхозтракторов. На сегодняшний день производство отечественного экскаваторного оборудования, предназначенного для установки на сельхозтракторы, практически сошло на нет. Прежние наиболее крупные изготовители таких машин - заводы "САРЭКС", "ИнтерДон " и "Златэкс" - давно не выпускают их. Поставки из Беларуси также многократно уменьшились.

Длиннющая шеренга экскаваторов на базе тракторов Беларусь. Такая картина предстала моему взору на площадке готовой продукции Саранского экскаваторного завода в 2009 году. В наши дни такая техника практически не встречается
Длиннющая шеренга экскаваторов на базе тракторов Беларусь. Такая картина предстала моему взору на площадке готовой продукции Саранского экскаваторного завода в 2009 году. В наши дни такая техника практически не встречается

Новое веяние в отечественном производстве - выпуск экскаваторов-погрузчиков на специальных шасси тракторного типа.

С 2012 года на заводе "Тверской экскаватор", ранее контролируемом компанией "РМ-Терекс" Олега Дерипаски, а ныне - "ОМГ СДМ" Дмитрия Стрежнева, осуществляется производство экскаваторов-погрузчиков. Прежде они имели марку "РМ-Терекс", с 2020 года, после смены собственника, - UMG. Первоначально это была отверточная сборка моделей Terex из машинокомплектов, поступавших с индийского завода Terex, в настоящее время производство в значительной степени локализовано - металлоконструкции изготовляется на тверском заводе, агрегатная база закупается на стороне.

С января по июнь 2021 года "Тверской экскаватор" нарастил выпуск до 173 машин - на 42% больше, чем за аналогичный период минувшего года.

Старт производства экскаваторов-погрузчиков "Терекс" на заводе "Тверской экскаватор" в 2012 году
Старт производства экскаваторов-погрузчиков "Терекс" на заводе "Тверской экскаватор" в 2012 году

На ЕлАЗе с 2011 года в партнерстве с турецкой фирмой Cukurova Makina ведется изготовление экскаваторов-погрузчиков ELAZ-BL. Как отмечают на елабужском заводе, локализация производства в настоящее время достигла 75%. Рассматриваются возможности по дальнейшей локализации изготовления двигателей, коробок, мостов. В июне 2016 года на ЕлАЗе был открыт новый цех по производству экскаваторов-погрузчиков. Проект организован по полному циклу и включает сварку, покраску, конвейерную сборку и испытания техники. Проектная мощность - 500 машин в год. В 2018 году портфолио ЕлАЗа пополнилось еще одной локализованной моделью - экскаватором-погрузчиком Bobcat, также выпускаемом в партнерстве с компанией Cukurova Makina.

За истекшие 6 месяцев 2021 года ЕлАЗ изготовил 128 экскаваторов-погрузчиков - в 3,2 раза больше, чем год назад.

На Череповецком литейно-механическом заводе налажено лицензионное производство экскаваторов-погрузчиков белорусской фирмы "Дорэлектромаш". Объемы выпуска невелики: за I полугодие 2021 года ЧЛМЗ собрал 23 неполноповоротных экскаватора, втрое больше прошлогоднего результата.

Освоить выпуск экскаваторов-погрузчиков Ant 2321 на оригинальном шасси также намерен Ковровский электромеханический завод. Реализация данного проекта стала результатом работы по увеличению доли гражданской продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса. В 2019 году предприятие собрало из импортных комплектующих первую промышленную партию из 10 машин. Согласно инвестиционному проекту планируется локализация этой модели, что позволит включить ее в реестр отечественной продукции. В перспективе намечен ежегодный выпуск 250-300 экскаваторов-погрузчиков. Пока производство экскаваторов-погрузчиков на КЭМЗе единично.

Структура производства экскаваторов-погрузчиков в РФ (по маркам) в I полугодии 2021 года (по данным ЗАО "Стройдормаш")
Структура производства экскаваторов-погрузчиков в РФ (по маркам) в I полугодии 2021 года (по данным ЗАО "Стройдормаш")

Стоит также отметить и ряд белорусских машиностроительных предприятий, выпускающих экскаваторы-погрузчики на тракторных шасси и поставляющих их на российский рынок. Среди них - "Амкодор","Дорэлектромаш", Пинский завод средств малой механизации, ПМК-567. Однако есть модели и на оригинальных шасси. Такие машины присутствуют в производственных программах заводов "Амкодор" и "Дорэлектромаш".

В период с января по сентябрь 2021 года из Беларуси в Россию поставлено 50 неполноповоротных экскаватора всех типов, за аналогичный период прошлого года объем поставок был меньше - 35 единиц.

Импортная техника

За последние 15 лет российский рынок экскаваторов-погрузчиков прирастал, в основном, новой импортной техникой. До первой волны кризиса максимум был достигнут в 2008 году - 4209 единиц. Пережив кризисный 2009 год, иностранцы с новыми силами взялись за освоение российского рынка, и уже в 2011 году выдали рекордный результат в 5828 машин.

За I полугодие 2021 года, по данным ООО "Айди-маркетинг", объем поставок новых импортных экскаваторов-погрузчиков составил 1949 единиц, что на 42% больше прошлогоднего показателя.

В сегменте новых экскаваторов-погрузчиков многие годы бессменно лидирует британская компания JCB. До кризиса объемы поставок этого британского производителя превышали 2700 единиц в год. Результаты последних лет скромнее, но, при этом, в разы превосходят показатели конкурентов. За период с января по июнь 2021 года было задекларировано 717 экскаваторов-погрузчиков - плюс 55% к результату за аналогичный период 2020 года. Рыночная доля бренда в импортном сегменте составляет 37%.

А эту картину я запечатлел на площадке готовой продукции завода JCB в городе Ростер (графство Стаффордшир) в Великобритании: экскаваторы-погрузчики JCB, готовые к отгрузке в Россию. Этому бренду принадлежит львиная доля российского рынка данного типа машин
А эту картину я запечатлел на площадке готовой продукции завода JCB в городе Ростер (графство Стаффордшир) в Великобритании: экскаваторы-погрузчики JCB, готовые к отгрузке в Россию. Этому бренду принадлежит львиная доля российского рынка данного типа машин

Ближайший конкурент - американский Caterpillar, с 15-процентной долей рынка. В I полугодии 2021 года компания поставила в Россию 281 машину, на 76% больше, чем годом ранее.

В первой тройке еще один американский бренд - Case. По итогам первых шести месяцев 2021 года этой марке принадлежит 12% рынка новых импортных экскаваторов-погрузчиков. За рассматриваемый период 2021 года компания задекларировала 240 машин - на 41% больше показателя за аналогичный период 2020 года.

Заметную активность в этом году проявили турецкие бренды Hidromek и MST. Так, за январь-июнь компания Hidromek задекларировала 183 экскаватора-погрузчика (плюс 29%), MST - 169 машин (плюс 34%).

Далее следуют экскаваторы-погрузчики New Holland. За январь-июнь 2021 года их ввезено 124 единицы - на 10% меньше, чем год назад.

Объемы импорта экскаваторов-погрузчиков других некитайских марок незначительны - от нескольких единиц до нескольких десятков. Так, в I полугодии 2021 года было задекларировано 63 машины Mecalac, 34 - Cukurova, 26 - Bobcat, 17 - Komatsu, также единично поставлялась техника еще некоторых брендов.

Кроме того компания John Deere собрала на своем заводе "Джон Дир Русь" в подмосковном Домодедово 51 экскаватор-погрузчик - на 6 штук меньше, чем годом ранее.

Китайская тема в рассматриваемом сегменте техники не получила заметного развития. С января по июнь 2021 года из КНР было импортировано всего 27 машин разных марок, среди них наибольшее количество SDLG (18 единиц).

Структура поставок новых импортных экскаваторов-погрузчиков в РФ (по маркам) в I полугодии 2021 года (по данным ООО "Айди-маркетинг")
Структура поставок новых импортных экскаваторов-погрузчиков в РФ (по маркам) в I полугодии 2021 года (по данным ООО "Айди-маркетинг")

Отмечу также тренд последних лет - большинство мировых производителей строительной и дорожной техники все больше поставляют на российский рынок техники, собранной на своих заводах расположенных в Китае, а также в Индии. За рассматриваемый период текущего года часть поставок экскаваторов-погрузчиков JCB, Case, New Holland и Caterpillar была из Индии. Также из этой страны в Россию поступили экскаваторы-погрузчики Gehl и Manitou.

Сегмент бывших в эксплуатации экскаваторов-погрузчиков с 2016 года многократно уменьшился. Постановление № 81 от 6 февраля 2016 года "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" дало ожидаемый эффект. В связи со значительно возросшими таможенными пошлинами на б/у технику, ввозить ее стало невыгодно. Так, если в некоторые докризисные годы в Россию ввозилось более 1000 бывших в эксплуатации экскаваторов-погрузчиков (а в 2013-м и вовсе 1810 единиц), то за последние пять лет ежегодный объем поставок снизился до единичного.

Как видим, за рассматриваемый период времени основной вклад в насыщение рынка сделали новые импортные экскаваторы-погрузчики, доля которых неуклонно возрастает. В то же время объем производства классических отечественных экскаваторов на базе сельскохозяйственных тракторов упал практически до нуля. Последующий рост доли россиян достигнут за счет увеличения производства локализованной импортной техники.

АНАЛИЗ РЫНКА ИМПОРТНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ

СТАТИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА АВТОКРАНОВ В РОССИИ В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ

АНАЛИЗ РЫНКА ЭКСКАВАТОРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ

СТАТИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА АВТОБЕТОНОСМЕСИТЕЛЕЙ В РОССИИ В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ

АНАЛИЗ РЫНКА ДОРОЖНЫХ КАТКОВ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В I ПОЛУГОДИИ 2021 Г. ЗДЕСЬ

СТАТИСТИКА ДИНАМИКИ РЫНКА КИТАЙСКИХ ПОГРУЗЧИКОВ В РОССИИ ЗДЕСЬ

Канал "Строительная техника и транспорт" выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО "Айди-маркетинг" (www.id-marketing.ru) и М.В. Струку, генеральному директору ЗАО "Стройдормаш".

Поделитесь своим мнением об отечественном дорожно-строительном машиностроении.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.