Современных детей, сидящих за школьной партой, часто называют «зетами». Но почему?
Прежде всего этим мы обязаны американским исследователям Уильяму Штраусу и Нейлу Хоуву, которые впервые заговорили о теории поколений в своих книгах «Поколения» и «Четвертое превращение». Изучая определенные группы людей, рожденных в определенные периоды, они заметили, что дети, рожденные в разные годы, отличаются от своих родителей идеями, ценностями, отношением к окружающей действительности, поведением и поступками. На этой основе они вывели свою знаменитую теорию поколений и дали каждому из них свое условное название. А чтобы легче запоминалось и не было путаницы, названия поколений обозначили латинскими буквами GG, X, Y, Z, что соответствовало: поколение победителей Второй мировой войны — GG, потом их дети, беби-бумеры, — поколение Х, поколение Y — миллениалы, наконец, поколение Z — центениалы, поколение детей, которые были рождены и родятся в период 2000–2024 гг. Практически речь идет как раз об этом поколении детей, сегодня обучающихся в школе.
Другой канадский ученый, Дон Тапскотт, изучая особенности способностей детей поколения Z, отмечает и подчеркивает позитивное влияние именно цифровых технологий на их общее развитие, с помощью которых они с легкостью открывают информационный мир новых возможностей познания окружающей действительности, называя это поколение по-своему — «сетевое поколение», «интернет-поколение». В своих исследованиях он утверждает: «Впервые в истории дети более способны, осведомлены и грамотны, чем их родители. Все это за счет использования предметов цифровой эпохи, которые „сетевое поколение“ продолжит разрабатывать и включать в культуру своего общества. Беби-бумеры остались позади.
Теперь эти дети учатся, играют, общаются, работают и строят общественные взаимоотношения иначе, чем их родители. Они — движущая сила грядущей социальной трансформации».
В окружении цифровых технологий дети живут с самого рождения, в результате чего мир для них становится более открытым и прозрачным. И этот факт необходимо признать, это именно то, без чего они уже не смогут обходиться никогда. Дон Тапскотт в этой связи сосредоточивает всеобщее внимание на том, что сетевое пространство становится для общества и открытым, и прозрачным, поскольку, не имея границ, проникает во все его слои, совершая информационные обмены, которые, в свою очередь, сказываются на его развитии как положительно, так и отрицательно. Именно поэтому особое значение он придает воспитанию добродетели, такому нравственному качеству нового человека, как порядочность, которая, по его убеждению, должна стоять на первом месте, быть своего рода фундаментом в сотрудничестве между людьми. Без этого условия развитие нового сетевого мира невозможно. Он глубоко верит в уникальные возможности данного поколения главное потому, что «сетевое поколение» сможет открыть в будущем новую информационную эру, эру сетевого разума, эру обмена и осознания новой силы общедоступных знаний, эру возможностей и свободы. Именно представители этого поколения будут способны предоставить доступ всем желающим не только к информации и знаниям, но и к интеллекту других людей на глобальной основе.
Марк Пренски, американский ученый, популяризатор технологий обучения и просвещения, назвал это поколение Digital Natives (от англ. «цифровые аборигены»). Он глубоко изучил научные исследования Дона Тапскотта и уже имел четкое представление о том, как должно выглядеть это новое поколение, и в своей работе дал подробный его портрет, но результаты анализа научных исследований в области мышления и психического развития представителей данного поколения так и не представил, ссылаясь лишь на собственные рассуждения и некоторые исследования. Наблюдая за студентами и школьниками, обучающимися в цифровой среде (среди компьютеров, видеокамер, плееров, планшетов, мобильных телефонов и др.), он пришел к выводу, что цифровая среда практически является неотъемлемой частью их жизни и что «в результате наличия такой плотной цифровой окружающей среды и постоянного взаимодействия с ней их мышление и процедуры обработки информации принципиально отличаются от таковых их предшественников». В своих исследованиях он полагает, что, находясь в виртуальном мире, «цифровые» люди уверенно себя чувствуют, разделяют виртуальные ценности и это дает им возможность создавать все новые информационные технологии и продукты для проведения виртуальных игр и коммуникаций в команде, что сегодня важно для окружающих людей.
В то же время некоторые исследователи, такие как американский филолог Марк Баурлейн, Гэри Смолл и Гиги Ворган (Gary Small&Gigi Vorgan), оспаривают тот факт, что большинству людей нового поколения присущи высокий интеллектуальный уровень развития и уникальные врожденные способности. Авторы считают, что развитие цифровых технологий, напротив, сужает сознание людей. Дети стали значительно меньше читать и писать, их восприятие сузилось до размеров экрана компьютера.
Имеются и другие мнения ученых, которые в своих изысканиях не так категорично судят о негативном влиянии цифровых технологий на развитие мозга, считая, что это чисто индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов воздействия, что подлежит более тщательному изучению. И только после этого можно делать адекватные и корректные выводы. Вместе с тем многие ученые подчеркивают особое значение интернет-коммуникаций для экономического прогресса современного общества, посредством чего все большая часть населения вовлекается в общий поток коммуникации в социальных сетях, в результате чего улучшаются уровень и качество жизни, значительно снижается социальное и психическое напряжение в социуме. Возможно, отдельные люди при этом стараются замкнуться в собственном одиночестве, отгораживаясь от реального мира по ряду индивидуальных причин и обстоятельств, но большая их часть все-таки продолжает стремиться к привычному живому человеческому общению, считая его одной из приоритетных ценностей в жизни. Особенно это касается детей, которые используют любую возможность для встреч с друзьями в реальном пространстве, когда они объединены общими интересами, идеями, целями, симпатиями, взглядами на жизнь и счастливы от этого взаимодействия. Настораживает другое: когда у детей нет друзей в реальной жизни, они вынуждены искать их в социальных сетях. При этом они часто могут совершать необдуманные поступки. Родители к вопросу выбора друзей своими детьми должны отнестись более внимательно, со всей родительской ответственностью помочь им в этом выборе. Дети должны понимать, кто для них может быть другом и кто есть настоящий друг. Этому родители обязаны учить своих детей, нельзя такой вопрос пускать на самотек.
Продолжение следует...