«К сожалению, сведений о Томирис, кроме того, что написал Геродот о её победе над Киром, больше нет. Но этого достаточно для художественного кино, это даже хорошо для нашей истории: она обрывается на громкой и легендарной победе». Историк Алмас Ордабаев, консультант художественного фильма «Томирис».
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого
Так случилось, что правление Кира Великого совпало со сменой эпох на Ближнем Востоке, крушением древних царств, появлением новых империй и новых методов управления. Подчинение Вавилонии никому ранее неизвестными пришельцами из Ирана – персами, подвело черту под временами владычества над Месопотамией, а вместе с ней и над всем Ближним Востоком, древних народов. Активная политическая деятельность которых пришлась на «эпоху богов и героев» – эпоху рождения человечества. Хеттское царство, Элам, Урарту, Ассирия, Вавилония – все эти великие державы в одночасье оказались далеким прошлым еще юного человечества. И осознание этого факта было неразрывно связано в умах современников с именем одного человека – царя Персии Кира Великого. Построенная под его руководством Персидская империя была государством уже новой эпохи, ее создание кардинальным образом изменило облик Ближнего Востока, а он сам стал творцом и одним из символов нового мира.
Информация о событиях тех лет и о жизни создателя Персидской империи сохранялась, по большей части, только в устных сказаниях и менее чем через сто лет, к моменту написания Геродотом (484 - 425 г. до н. э.) его «Истории», представляла собой легенду, где память о событиях истории была щедро сдобрена народным фольклором. Кир Великий, игравший ключевую роль в масштабных событиях на «переломе эпох», но о котором сохранилось крайне мало личных сведений, просто обречен был стать персонажем народного эпоса. Даже смерть прославленного и любимого народами Персидской империи царя превратилась в сказку. Этому опять же способствовало отсутствие какой-либо точной информации о смерти Кира. Кроме наиболее известной легенды, пересказанной Геродотом, существует еще несколько вариантов сказания о гибели великого царя.
Согласно Ксенофонту, Кир закончил свою жизнь вполне респектабельно, предупрежденный богами с помощью вещего сна, он принес своим небесным покровителям благодарственные жертвы, попрощался с близкими и мирно почил в собственной постели. Впрочем, «Киропедия» - скорее философско-нравоучительный трактат, чем жизнеописание реального царя Кира, и это делает ее крайне ненадежным источником. Вавилонский жрец и писатель Беросс сообщает в сохранившемся фрагменте "Вавилоники", что Кир погиб на равнине Даас, расположенной к востоку от Каспийского Моря, в бою с дайями (дахами), одним из массагетских племен. Наконец, Ктесий Книдский рассказывает о битве персидских войск с дербиками, еще одним племенем массагетов, которое он ошибочно помещает на границу с Индией (подробнее о локализации племен массагетского союза ЗДЕСЬ: Массагеты – «неправильные саки»). Во время сражения союзные дербикам индийцы использовали боевых слонов и, поместив их в засаде, обратили конницу Кира в бегство. «... Сам Кир падает с лошади, и один инд - ибо инды, от которых дербики получили слонов, сражались вместе с ними - этот инд поражает упавшего Кира копьем под низ бедра, и он умирает от раны ...». Историками высказывалось предположение о том, что в этом варианте легенды смешаны сражения Кира Великого с саками и его поход на Гандхару, во время которого персидское войско понесло большие потери в битвах с индийцами и, возможно, действительно столкнулось со слонами (подробнее ЗДЕСЬ: Поход Кира Великого в Индию и Афганистан).
Но самой известной, можно сказать общепризнанной, стала, конечно, история о мести царицы массагетов Томирис, рассказанная Геродотом. И это вполне понятно, красивая (другой царица из сказки быть не может!) женщина во главе орды слегка «отмороженных» кочевников, оскорбленный пренебрежением великий царь, самоотверженный молодой воин, месть за сына – что может быть лучше для создания легенды? Признаться немного смущает кочующий по интернету рассказ о «детстве, отрочестве, юности» Томирис. Приведенное в нем количество фактов из жизни предводительницы племени массагетов (о котором мало что известно) просто поражает. Называются даже приблизительные даты ее жизни - 570—520 г. до н. э. Очень интересно, безо всякого подвоха, что послужило основой подобных знаний, народные сказания, чья-то безудержная фантазия или художественное произведение - книга Булата Жандарбекова «Томирис»?
Это «предисловие к Геродоту» сообщает нам о том, что Томирис была дочерью Спаргаписа – вождя (царя, верховного правителя) массагетов. Ее прямым предком был предводитель скифов Ишпакай, когда-то немало досадивший ассирийцам, а царь скифов Мадий, окончательно разгромивший киммерийцев, приходился ей прадедом. Боги не наделили Спаргаписа сыном, и он решил передать власть дочери. Традиции массагетов, еще не успевших забыть о временах матриархата, этому не препятствовали. Красавица и умница Томирис, как и многие женщины кочевых племен, не уступала мужчинам в искусстве боя и к тому же обладала гордым и независимым характером. Подобная «гремучая смесь» привлекла внимание Рустама - сына вождя одного из племен саков и после обычных, для сказки, состязаний с красавицей-амазонкой, он смог стать ее мужем.
После смерти Спаргаписа Томирис смогла занять место вождя массагетов, Рустам же, отказавшийся из-за своей любви от возможности занять место отца-вождя, остался рядовым, хотя и очень уважаемым, воином. Со временем разница в положении привела к отчуждению между супругами, и у Томирис появился любовник – один из ее охранников по имени Бахтияр. Но Томирис, как и большинству властителей, не суждено было обрести личное счастье. Вскоре Бахтияр предал ее, став участником заговора, направленного на ограничение власти Томирис. После поражения заговорщиков, оскорбленная в лучших чувствах женщина приказала казнить своего незадачливого любовника. Вот такая история жизни «царицы массагетов», источник которой, повторюсь, мне неизвестен.
Дальнейший наш рассказ будет следовать «Истории» Геродота. «Отец истории» не сообщает никаких сведений о предводительнице массагетов, кроме того что «... Царицей массагетов была супруга покойного царя. Звали ее Томирис ...», и больше никаких подробностей. Кир Великий, которому в то время было около семидесяти лет, «отправил послов под предлогом сватовства, желая будто бы сделать ее своей женой».Томирис которой, если верить приводимым в интернете датам ее жизни, в ту пору уже исполнилось сорок лет, отнеслась к сватовству со здоровым скептецизмом взрослой, много испытавшей женщины и решила что «...Кир сватается не к ней, а домогается царства массагетов, и отказала ему ...». После этого персидское войско подступило к реке Аракс, служащей границей с племенами массагетов и начало строить понтонный мост через реку. Узнавшая об этих приготовлениях, Томирис прислала Киру вызов на бой и даже была готова сражаться на его земле, если персидский царь отведет войско от реки, и не будет мешать переправе. Большинство военачальников Кира советовали так и поступить, но царю больше понравился коварный план, предложенный бывшим лидийским царем Крезом (согласно Геродоту, он остался жив и стал советником Кира).
«... Кир между тем проник с войском за Аракс на один дневной переход и затем поступил по совету Креза. Оставив на месте только слабосильных воинов, сам царь с лучшей частью войска снова отступил к Араксу ...». «Третья часть войска массагетов», под командованием сына царицы Томирис Спаргаписа, атаковала оставленных Киром воинов и перебив их захватила персидский лагерь, где обнаружила накрытые для праздника столы. «... увидев выставленные в стане персов яства, массагеты уселись пировать. Затем они наелись досыта, напились вина и улеглись спать ...». В это время вернулся Кир с основными силами персов и разгромил излишне расслабившихся массагетов, Спаргарис и часть его воинов попали в плен. Узнав об этом, разгневанная Томирис прислала персидскому царю вестника с посланием: «...Кровожадный Кир! Не кичись этим своим подвигом ... зельем ты коварно одолел моего сына, а не силой оружия в честном бою ... послушайся теперь моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру-поздорову из моей земли ... Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был ненасытен».
Конечно, Кир Великий не внял словам Томирис, великому завоевателю было не впервой слышать угрожающие речи побежденных противников. Кто знает, как развивались бы дальнейшие события, но в ход войны вмешался «человеческий фактор». Сын царицы Томирис Спаргапис, еще молодой вождь, «когда хмель вышел у него из головы», вероятно, счел себя опозоренным тем, что попался в примитивную ловушку и погубил множество своих воинов. Он попросил Кира избавить его от оков, и когда ничего не подозревающий царь Персии оказал ему эту любезность, немедленно покончил с собой. После подобной трагедии ни о каком примирении уже не могло быть и речи. Томирис во главе своих войск атаковала Кира Великого, подчеркивая напряжение битвы, Геродот пишет: «... Эта битва, как я считаю, была самой жестокой из всех битв между варварами ...».
Никаких сведений, из которых можно было бы судить о ходе сражения, Геродот не приводит, вероятно, такие подробности в его время уже были неизвестны. Поэтому описание боя является скорее эмоциональным, нежели историческим: «... Сначала, как передают, противники, стоя друг против друга, издали стреляли из луков. Затем исчерпав запас стрел, они бросились врукопашную с кинжалами и копьями. Долго бились противники, и никто не желал отступать. Наконец массагеты одолели. Почти все персидское войско пало на поле битвы, погиб и сам Кир ...».
Подводя итог своему рассказу, Геродот пишет: «... Из многих рассказов о кончине Кира этот мне кажется наиболее достоверным ...». Вероятно, в его время существовало несколько легенд о смерти Кира Великого и если откровенно фольклорное сказание о Томирис показалось Геродоту наиболее достоверным из них, то, что говорить о других версиях. Царица Томирис, не упомянута ни в каких исторических хрониках или документах, современных событиям, описанным Геродотом. Нам ничего неизвестно о наличии у массагетов института царской власти, а так же о порядке передачи властных полномочий. Высказывалось предположение, что сказание о Томирис стало, в том числе, отражением религиозных представлений скифов-саков в восприятии других народов.
По описанию Геродота, в божественном пантеоне скифов верховодило женское божество – Великая Мать. Также он упоминает трех богинь, на которых, вероятно, в процессе развития символики разделился единый образ богини-матери. Наибольшим почитанием у скифов пользовалась богиня Табити - покровительница домашнего очага и родовой общности, Геродот величал ее «царицей скифов» - почти прямая отсылка к образу царицы Томирис. Богиня Аргимпаса - покровительница красоты, любви и плодородия, Геродот считал ее скифским олицетворением Афродиты Урании. Богиня Апи - полуженщина, полузмея, воплощение земного порождающего начала. На некоторых своих изображениях в левой руке держит отрубленную мужскую голову. Если объединить некоторые внешние черты этих небожительниц и смешать с легендами о походе Кира Великого на массагетов, то получится нечто очень похожее на сказание о Томирис. По большому счету, кем считать Томирис, исторической личностью или собирательным образом и персонажем легенды, каждый из читателей может решить сам, в зависимости от личных симпатий.
И, в заключение темы, современная легенда о царице Томирис. В 1969 году во время раскопок, проводимых группой советских археологов, на берегу горной реки Иссык, в одноименном кургане было обнаружено не разграбленное захоронение знатного сака. За роскошное одеяние и обилие золотых предметов, сопровождавших покойного, его тут же окрестили «Золотой человек». Позднее обнаруженные в захоронении предметы (головной убор, зеркальце, сумочка с «косметичкой») породили версию, что скелет принадлежал не юноше-подростку, а женщине. Но находка «золотого костюма» затмила собой все остальное и «…По какой-то причине так и не был проведен детальный антропологический анализ скелета … останки захороненного сакского вождя были направлены на экспертизу к антропологу Омурзаку Исмагулову. По остаткам лобных костей и нижней челюсти он дал устную характеристику останков как скелета юноши 16–18 лет. Он же определил, что погребенный, по-видимому, имел частичные монголоидные черты в своем облике» С. АНТОНОВ.
Сам скелет был утерян и его фрагменты нашлись только в 2014 году в здании судмедэкспертизы Алматы, где они пролежали нескольких десятилетий в картонной коробке. Однако так и не удалось обнаружить череп, который и без того пострадал при раскопках. На него обрушилось одно из бревен погребального сруба, нанеся тяжелые повреждения. Как всегда, непонятные события, даже если они порождены обычным разгильдяйством, порождают слухи. Далеко не все поверили в то, что обнаруженные в Алматы кости действительно принадлежали «золотому человеку» и родилась конспирологическая теория об их умышленной подмене. Кроме того, «народная молва» родила сенсацию – в Иссыкском кургане была похоронена сама царица Томирис или, как вариант, ее сын Спаргапис. Доказательств, конечно, никаких, но когда слухам нужны были доказательства? На этом наш рассказ о легендарной царице массагетов и о преданиях, сопровождающих смерть Кира Великого, заканчивается. А о том, что думают по этому поводу историки – в следующий раз.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«История. Книга первая. Клио» Геродот
"Киропедия" Ксенофонт
«Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени» С. Г. Кляшторный, Т. И. Султанов
"Массагеты Геродота" И.В. Пьянков
«Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время» ответственный редактор М. Г. Мошкова.
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТАЙНЫ «ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА» СВЯТОСЛАВ АНТОНОВ
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого