«…Жена, дай бочку денег. Миниху много не надо…»
В.С.Пикуль.
Это был эпиграф :)
В романе «Слово и дело» Валентина Пикуля есть одна из шуточек, которые выдает Миних по ходу развития сюжета. Собираясь на войну с турками, он заявляет:
"- Жена, дай бочку денег. Миниху много не надо…"
Читая этот эпизод в позднесоветские и раннероссийские времена, когда Пикуль был весьма популярен, мы дружно потешались над этим моментом. Хотя в целом, как оказалось позднее, когда стал вникать в вопрос, в этой шутке на самом деле юмора было не так уж и много, "бочка денег" выглядит забавно только для современного человека, привыкшего к бумажным деньгам. А на самом деле – это не то, чтобы много. Ломоносову как-то раз за стихотворные труды, оказавшиеся к месту и времени, отсыпали два воза денег.
Ну, во всяком случае, говорят, что отсыпали именно два воза. И тут для начала надо рассказать, за что Ломоносов получил такие деньги. Ведь ему пожаловали волей императрицы Елизаветы Петровны целых 2 000 рублей. По тем временам – огромная сумма. За что? Неужели стихи так ценились?
Ту все дело в том, что стихи Ломоносов написал очень вовремя и слова подобрал правильные. Дело в том, что Елизавете прочитали его «Оду на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1748 года». А там имелись строки, которые славили международные успехи «дщери Петровой»:
«…Европа, утомленна в брани,
Из пламени подняв главу,
К тебе свои простерла длани
Сквозь дым, курение и мглу.
Твоя кротчайшая природа,
Чем для блаженства смертных рода
Всевышний наш украсил век,
Склонилась для ее защиты,
И меч твой, лаврами обвитый,
Не обнажен, войну пресек…»
Вот только на самом деле «Европа» Елизавету Петровну «кинула», после того, как воспользовалась ее армией. Конкретно, это сделала тогдашняя союзница и друг России – Австрия. Дело в том, что в Европе гремела война за Австрийское наследство, начавшаяся из-за того, что не все были согласны с тем, что австрийский трон по Прагматической санкции переходит не по мужской, а по женской линии – к Марии Терезии.
И так как война не заканчивалась много лет, австрийцы обратились за помощью к России, предложив Елизавете Петровне за приличную сумму денег послать воевать русский корпус за австрийские интересы. Деньги Россия получила, корпус выступил в поход. И как только русская армия в начале 1748 года отправилась к Рейну, Франция, главный соперник Австрии в той войне, сразу захотела мира.
Только на мирный дипломатический конгресс по итогам войны Россию не позвали. Объяснили это примерно так, только вежливыми словами, принятыми в дипломатии:
так как вы русские были только наемниками и воевали за деньги, которые вам заплатили, то и на дипломатическом конгрессе вам делать нечего.
Это была смачная дипломатическая пощечина и Елизавета Петровна очень переживала из-за такой неудачи. Тут как раз наступила дата восшествия на престол, то есть дворцового переворота Елизаветы. И Ломоносов очень кстати сочинил свои стихи. Так что свои 2 000 рублей он честно заслужил.
Есть мнение, что в тот момент в казне не оказалось серебряной наличности и поэтому деньги Ломоносову отсыпали медью. А самой большой медной монетой на тот момент были 5 копеек. Также использовались копейки, деньги и полушки. Пятаки при Елизавете весили около 20 граммов, копейки –16 грамм.
Таким образом, если возы нагрузили только медными пятаками, то вес всего двухтысячного груза составил около 800 кг. Если бы награду выдали только копейками – то вообще получилось бы 3 200 кг. То есть требовалось отвезти медь весом от 800 кг до 3 тонн. Неудивительно, что пришлось нанимать пару возов, чтобы доставить такую щедрую награду.
Надо отметить, что вообще эта ситуация несколько удивительна, так как у Елизаветы Петровны в это время не было проблем с недостатком серебра. Серебряная монета при Елизавете чеканилась в большом количестве. При ней и золотую монету активно чеканили.
Впрочем, даже если бы Ломоносову выдали премию серебряными рублями, все равно пришлось бы немного поднапрячься, потому что рубль весил около 28 граммов, как талер. Так что все равно Ломоносову пришлось бы тащить 56 кг серебряной монеты, три с половиной пуда. Конечно, Михайло Васильевич был мужчина крепкий, но столько серебра в монете тащить банально неудобно, так что думается, что повозка ему потребовалась бы в этом случае.
Поэтому, когда Миних просил у жены бочку денег на войну – это было совсем немного. Ломоносову приходилось премию на подводах перевозить, а война – дело куда как более затратное.
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм