Найти тему
Кино и книги

"Шведский апокалипсис, японский "эффект бабочки" и итальянский демон": 3 фантастических фильма

Оглавление

Здравствуйте, любители фантастики! Картины, которые я хочу предложить в этом обзоре, созданы в разных странах и на разные темы, но, по-моему, все достойны зрительского внимания. Если вы их не смотрели в год выпуска, предлагаю исправить эту ошибку.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Во имя спасения" 2018 г.Швеция.

Когда Алексу было 16 лет он влюбился в ровесницу Анну, приехавшую к бабушке в их небольшой поселок. К сожалению, семья у парня была непростая, а, как сейчас говорят, абьюзивная. Проблемы создавал отец, чрезмерно опекавший близких и требовавший безмерного уважения.

Алекс любил музыку, играл на рояле и гитаре. Первую самостоятельно сочиненную мелодию он написал для уезжавшей Анны, но, разозлившись из-за ссоры с отцом, поссорился с девушкой. После побега из дома молодой человек добился признания, стал преуспевающим музыкантом, но тут в стране пошла какая-то неразбериха.

Кадр из фильма "Во имя спасения". Алекс и Анна.
Кадр из фильма "Во имя спасения". Алекс и Анна.

Сначала взорвали два крупных моста в Стокгольме, затем начались отключения электричества, люди необъяснимо теряли память, что вызывало множество аварий на дорогах. Взрывы , нападения на электростанции, с неба стали сыпаться птицы и воздушный транспорт.

Военные начали эвакуацию правительства, население фактически бросили на произвол судьбы, а наш герой в это время оказался в родных местах из-за похорон погибшей в теракте матери. Алекс всеми силами пытается спасти вновь найденную Анну, которая успела выйти замуж и родить дочь. Спасти для себя, а не для этой, мешающей ему, семьи.

Прежде всего следует отметить красивую картинку и музыку. Пейзажи шведской глубинки прекрасны. Казалось бы, - живи и радуйся, но люди и в мирное время методично отравляли друг другу существование, а теперь, при виде опасности, грызутся из-за личных интересов.

Темп движения сюжета размеренный, около половины фильма мы наблюдаем развитие семейных проблем и характеров персонажей. Тревожная атмосфера нарастает постепенно, затем начинается хаос. Крушение привычного мира - фон для борьбы главного героя за попытку вернуть свою любовь и его старых счетов с отцом.

Кадр из фильма "Во имя спасения". Катастрофа на шоссе.
Кадр из фильма "Во имя спасения". Катастрофа на шоссе.

Надо признать, его папаша, Бьорн, рабочий с электрической подстанции, тяжел характером, но крут. Впечатляет его бдительность, умение принимать эффективные решения и боевые качества. Он из тех людей, с которыми в мире жить невозможно, а на войне - они незаменимы.

Бьорн (Йеспер Баркселиус) и Алекс (Кристоффер Нурденрут) - две самые яркие фигуры этой истории. Можно отметить естественную игру, натуральность постановки и внимание к проблемам человеческих отношений.

Все было бы хорошо, если бы не толстый намек в финале, что в проблемах маленькой гордой Швеции виноваты русские. Приклеен он уже в титрах, очень неуместно, поскольку никак не вытекает из содержания фильма.

"Город, в котором меня нет" 2016 г. Япония

Сатору Фудзинума, на вид, - обычный японский парень: доставщик пиццы и начинающий художник-мангака. Его единственная опубликованная манга популярности не завоевала, поэтому герою приходится трудиться не по призванию. В пиццерии работает девушка Айри, которой нравится Сатору, но он предпочитает не заводить знакомств.

Есть у молодого человека особенность. Когда он оказывается вблизи от того, кто должен погибнуть и это случается, злополучного художника отбрасывает назад, во время, когда сложилась опасная ситуация. Если он не изменит течение обстоятельств так, чтобы жертва осталась в живых, она так и будет погибать, а он - перемещаться назад.

Кадр из фильма "Город, в котором меня нет". Сатору с матерью пошли за покупками, сейчас все начнется.
Кадр из фильма "Город, в котором меня нет". Сатору с матерью пошли за покупками, сейчас все начнется.

Однажды, когда Сатору прогуливался с матерью, его вот так зациклило. Несколько раз, незаметно для окружающих, прокрутившись во временной петле, юноша не понял причины явления и спросил мать не замечает ли та чего-то странного. Женщина, оглядевшись, увидела человека, сажающего в машину маленькую девочку и вспомнила о происходивших восемнадцать лет назад убийствах детей.

Ее настороженное внимание было замечено и неизвестный уехал, бросив девочку на улице. Время для Сатору двинулось дальше, но преступник запомнил спугнувшую его женщину, проследил за ней и счел опасной. Вернувшись вечером домой, парень обнаружил мать зарезанной.

Кадр из фильма "Город, в котором меня нет". Герой находит мать убитой.
Кадр из фильма "Город, в котором меня нет". Герой находит мать убитой.

В отчаянии он выбежал на улицу с окровавленными руками и попал в поле зрения полиции. Убегая от погони, Сатору упал, а когда очнулся, вокруг была зима и он стоял перед своей школой маленьким учеником. На этот раз героя отбросило в детство. Тогда прогремела серия убийств детей, в которой обвинили его знакомого.

Теперь Сатору пытается изменить судьбу первой жертвы, своей одноклассницы из неблагополучной семьи, надеясь, что это поможет спасти жизнь матери.

История напоминает известный американский фильм "Эффект бабочки" в более жестком варианте и японском антураже. Она поднимает проблему беззащитности детей, которые неинтересны родителям и окружающим.

Кадр из фильма "Город, в котором меня нет". Маленький Сатору берет под опеку одноклассницу Хиназуки.
Кадр из фильма "Город, в котором меня нет". Маленький Сатору берет под опеку одноклассницу Хиназуки.

Герой и его антагонист движимы одним чувством, или убийца прикрывается жалостью к жертвам, но их влияние друг на друга очевидно. Сюжет довольно запутанный, возможно, ему не хватает динамики. В финале японцы вышли на философию самопожертвования и постарались показать смерть с наиболее светлой стороны, если это, вообще, возможно.

Получилось трогательно, возвышенно, но, для европейского сознания, неубедительно. Зачем было так рисковать собой, переубеждая и спасая еще и убийцу? Лучше всех играли дети, особенно Цубаса Накагава (Сатору в 10 лет) и Рио Судзуки (Кайо Хиназуки). Картинка эстетичная, музыка тоже приятная. Смысл названия фильма становится понятен только в конце.

"Демон Лапласа" 2017 г. Италия

В сгущающемся сумраке вечера и наступающей непогоды плывет к одинокому острову-скале маленькое судно. Его хозяин, Альфред, обычно доставляет продукты нелюдимому ученому Корнелиусу, владельцу готического особняка наверху. Сегодня он везет семерых посетителей.

Кадр из фильма "Демон Лапласа". Джим Боб и Альфред.
Кадр из фильма "Демон Лапласа". Джим Боб и Альфред.

Группа интеллектуалов создала программу, позволяющую предсказывать будущее на примере бьющихся хрустальных стаканов. Учитывая материал объектов, научные законы и все компоненты среды, она может предсказать как и на сколько частей разобьется стакан. Корнелиус пригласил авторов программы для проведения какого-то эксперимента.

Хозяина острова никто не видел, а местечко, по мнению Альфреда, наводит дрожь. Он не хочет входить, но пассажиры отказываются расписываться за доставку и все восемь человек поднимаются на лифте в дом. Лифт блокируется, снаружи разражается буря.

В гостинной особняка посетители видят модель здания, показывающую все комнаты и коридоры. Они замечают внутри восемь белых пешек, символизирующих их самих. При перемещении гостей пешки движутся, повторяя их путь.

На найденной видеокассете записано приветствие хозяина. Он, не показывая лица, сообщает, что рассчитал универсальную математическую формулу, позволяющую прогнозировать все, с учетом введения разных переменных. Корнелиус ставит эксперимент по предсказанию поведения гостей в условиях смертельной опасности.

Механическая модель дома с подвижными фигурками показывает рассчитанные им действия приглашенных. Пока абсолютно все подтверждается. Пешки движутся также как люди. Возмущенные тем, что им отвели роль подопытных кроликов, гости исследуют особняк в поисках другого выхода. Возвращается в гостинную только семеро. Исчезла и одна фигурка.

Двое смельчаков возвращаются на верхние этажи искать товарища. Оставшиеся следят за действиями двух белых пешек и видят появление на чердаке фигуры черного ферзя. Ферзь движется навстречу пешкам, те разделяются. Большая черная фигура загоняет в тупик одну пешку, расхлопывается на две полые половинки и поглощает жертву.

Кажется, участников ожидает судьба разбитых стаканов из их программы, если они не сумеют придумать что-нибудь непредсказуемое и продержаться до утра.

Сценарий фильма использует ситуацию из повести Агаты Кристи "Десять негритят". Он разрабатывает ее очень оригинально, сплетая с идеей предсказуемости будущего и образом демона Лапласа, существа, придуманного французским математиком, которое могло бы знать поведение каждой частицы бесконечной Вселенной.

Картина черно-белая, очень стильная, готичная, с изысканным изображением. Несмотря на то, что действие происходит в недавнем прошлом (судя по использованию видеокассет и ноутбука) она напоминает старые черно-белые фильмы ужасов 30х-50-х гг., например, "Франкенштейн" 1931 г.

Режиссер и композитор носят фамилию Джуливи, они же являются сценаристами, в качестве актеров использовались члены съемочной группы. Это творение группы энтузиастов из родственников и друзей. Тем выше их заслуга: фильм доставит удовольствие любому зрителю, которого не напрягает стилизация под ретро-ужастик. Музыка и атмосфера, на мой взгляд, великолепные.

Как всегда, надеюсь, что вас заинтересует что-то из предлагаемой подборки. Приятного просмотра! Если обзор показался полезным, познакомьтесь и с предыдущим:"Говорящая с призраками, первобытный профессор и любовь монстра": 3 фантастических фильма".

-11