На самом деле, увы, кроме трилогии про эту леди, я читал только несколько рассказов. Говорили, что они сильнее и интереснее, чем трилогия про Варвару, но… мне почему-то более запомнились именно книги про неё. Так что именно про них я и предлагаю сегодня пообщаться.
Действие происходит в довольно отдалённом будущем – люди уже открыли несколько экзопланет и ведут там научную и прочую деятельность. Таксидермист Варвара Норега – молодой специалист, которая попадает на «Землю Тамерлана Степанищева», который, если судить по названию, и открыл данную планету. Открыл и, соответственно, его группа провела первичное описание местной флоры и фауны. Уже несколько лет на планете трудится экспедиция под руководством Евгения Сусанина, от экспедиции, конечно, поступает немало интересной для научного мира информации и, конечно же, масса запросов на тему: «специалистов, специалистов, и ещё раз специалистов! И желательно по дальним мирам!». И вот именно по такому запросу по распределению на планету и прибывает Варвара Норега. Для неё этот полёт был очень важен – дело в том, что база, на которой живут учёные, находится около местного океана, а Варваре из-за того, что она родилась не как все, просто необходимо хотя бы несколько часов активно плавать. Понятное дело, что атмосфера на планете пригодна для дыхания, а в воде можно плавать без риска, например, раствориться, или подхватить что-то. В общем, не планета, а самый настоящий рай. Только вот рай – да не совсем…
Вообще, на «Степухе», как называют планету члены экспедиции, есть немало интересного. Например, на Земле (на нашей Земле) было истреблено такое животное, как стеллерова корова. На «Степаниде» (другой название планеты) они вполне себе водятся. Причём, это не «животное, похожее на стеллерову корову», а самая, что ни на есть, настоящая корова. И ряд других животных – именно, что земные животные. Понятное дело, что не сами они туда попали – и именно эта большая Тайна пронизывает весь роман «Соната моря» и его продолжение «Клетчатый тапир». Да, с планетой связана очень большая Тайна. Например, есть такие Ворота – их несколько. Ворота – потому, что эта штука похожа на арку в скале. Арка закрыта чем-то похожим на «кожу». И всё бы ничего – только вот, пройти через эту арку просто не получится. Человек получает сильнейший удар по психике. Действие очень сильное – вплоть до потери сознания. И, если не эвакуировать человека из-под этих ворот – смерть. Некто «И. Вуд» смог как-то прорваться сквозь Ворота – бегом. Но говорили, что у этого человек просто железные нервы. Потом, кстати, Варвара встретится с этим человеком. Но вот прорваться назад сам Вуд не рискнул. Он принял большую дозу транквилизатора, и его «вытащил» обратно его кибер. Я так подробно это описываю потому, что этому будет уделено немало времени в романе. И это будет страшно…
Понятное дело, что Воротами тайны планеты не ограничиваются. Страшные ливни, которые готовы смыть с лица планеты всё, что построили люди, цунами, которые будут раз за разом атаковать голограммы младенца, «шпалы», что послужили причиной смерти большого количества людей… «Асфальтовые гориллы», которые запросто выдерживают попадание из бластера – и даже не реагирующие на это… Подводные видения, которые никто, кроме Варвары, не видел – так как для этого надо уметь очень долго находиться под водой без всяких технических средств…
На самом деле, «Соната моря» хороша, в первую очередь именно, благодаря духу Тайны, что витает над планетой в течение всего действия романа. Отчасти это же ощущение остаётся и во втором романе, когда тайны планеты пытаются раскрыть планетологи из «Голубого отряда» – особая, тактическая разведка. Они, и их «спецтехника», «скочи» – это просто находка для развития сюжета. «Скочи» – специальные роботы, которые являются, своего рода, «компаньонами» для разведчиков. Компаньонами и помощниками. Они разумны и у них даже есть что-то вроде чувства юмора. Собственно, что касается роботов, то в первом романе есть два робота в ведении Варвары – Пегги и Пегас. И им тоже уделено немало времени. Пегги с её неподражаемым характером и Пегас, который потом был разделён – после «общения» с местной фауной…
Конечно, «Клетчатый тапир» ставит точку в тайнах «Степаниды», и грусть от того, что эти тайны не будут раскрыты – но, так получается даже лучше, более жизненно, что ли. И в «Клетчатом тапире» у нас есть такой «намёк на продолжение», ибо в «Лабиринте для троглодитов» мы увидим этих самых тапиров и немало интересного…
Сам же «Лабиринт» можно назвать отдельным произведением – другая планета, из персонажей – только сама Варвара и несколько «разведчиков» из «Голубого отряда». Просто они получили сигнал бедствия от группы исследователей с новооткрытой «Земли Чары Тарумбаева». С трудом расшифровав лишь, что «…паж похищен капибарами», они принимают решение лететь на помощь, благо они оказались буквально ближе всех.
И на этой планете тоже есть своя Тайна, которая имеет некоторое отношение к тайнам «Земли Тамерлана Степанищева». И после того, как Варвара нечаянно раскроет эту тайну, чтобы «докричаться» до тех, кто ушёл на другую часть планеты, ей придётся придумать, как «закрыть» тайник, так как «местные» ко всему этому ещё просто не готовы.
Может быть, другие произведения Ольги Ларионовой и интереснее, чем трилогия Варвары Нореги, но вот мне почему-то запали именно эти три произведения. Ещё был рассказ "Сон в летний день", про то, как на одной планете немного перестарались, программируя Центр Безопасности, слегка изменив Первый Закон. Он и додумался погрузить всех, кто работал на планете, в сон.