В менеджменте есть два основных подхода — доверие и страх. В этой статье мы рассмотрим религию с точки зрения подходов менеджмента.
Текст: Никита Немцев.
Больше материала на Telegram-канале Politcloud
Во всех религиях важную роль играет аспект смерти. Религия основывается на страхе человека перед смертью, описании загробного мира или дальнейшей участи человека после ухода в иной мир, при этом видения на этот счет у каждой религии свои. Религия, если мы будем рассматривать ее с точки зрения менеджмента, управляет людьми с помощью страха, хотя не отрицается также и использование подхода доверия и поощрения. Подход доверия в религии выражается в обещании рая или перерождения в высшую форму жизни (например, в буддизме, индуизме).
Выбирая между двумя основными подходами менеджмента, религия больше полагается на страх, чем на доверие, так как основа существования религии — страх смерти и неизвестности, что будет после неё. Религия даёт уверенность, что после смерти все будет хорошо, если следовать законам и правилам. В то же время она дает понять, что если проявлять непослушание, после смерти человека ждут страдания или иные формы наказания - Ад или перерождение в более низкую форму жизни.
Из этого следует, что религия использует «метод кнута и пряника», управляя человеком с помощью поощрения в виде обещания лучшей загробной жизни или страха перед смертью и последующих наказаний за грехи. Благодаря такой постановке вопроса верующий начинает чтить и соблюдать законы во избежание наказания. А это можно расценить как управление человеком с помощью законов религии.
Если говорить о принципах менеджмента (страхе и доверии), то религия использует чаще подход страха. Большинство религий угрожают в случае неподчинения их законам подвергнуть человека после смерти таким наказаниям, что,по сравнению с ними, самые зверские пытки и методы казни средневековья и более ранних периодов истории меркнут, хотя бы в силу того, что страдания на земле ограничены во времени и не могут превышать человеческий срок жизни, а религия обещает если не вечные страдания за грехи, то весьма и весьма продолжительные. Таким образом, если исходить из вышеприведенной мысли, религия сама по себе возникла вследствие страха человека перед смертью и неизвестностью, хотя, конечно, не стоит отрицать тот фактор, что изначально люди объясняли все неизвестные им явления влиянием высших сил. От поклонения этим силам, которые изначально воспринимались людьми как духи стихий или иных природных явлений, религиозная мысль эволюционировала и появились боги, как правило, состоящие в так называемых пантеонах. По сути, эти боги имели определенное сходство с духами, которым поклонялись еще родоплеменное общество, так как каждый бог в том или ином пантеоне отвечал за свой аспект. Потом же религия пришла к концепции единобожия, которая заключается в том, что есть один бог, который абсолютно всемогущ. Эта концепция существует по сей день, ее можно увидеть в самых популярных религиях современности. Но стоит отметить, что даже объяснение древними людьми всех неизвестных им явлений деятельностью высших сил обусловлено страхом людей перед неизвестностью, так как людям было психологически легче поверить в версию, объясняющую любое неизвестное им явление активностью сверхъестественных сил, так как люди, в этом случае, получали иллюзию, что они, например, знают, будто бы гроза обусловлена действиями отвечающего за это природное явление бога или духа, и в соответствии с мифологией религии люди знают, что эта гроза означает и что им надо делать, чтобы у них не было беды и все было хорошо. Как правило, в таком случае им надо приносить жертвоприношение, но, конечно, интерпретирование данного явления зависит от того, какую религию исповедует человек и какие в ней приняты поверья. Исходя из вышесказанного мы видим, что такое явление как религия зародилось благодаря страху, и логично предположить, что и управлять людьми религия будет преимущественно с помощью страха, а не доверия. Однако несправедливо будет полагать, что на протяжении всей истории религия использовала только подход страха, так как для многих людей религия являлась и является некоторой психологической опорой, на которую человеческое сознание опирается в случае критических и стрессовых ситуаций, чтобы сохранить ясность разума и не начать разрушаениеличности. Это утверждение хорошо иллюстрируется общеизвестным фактом, что многие солдаты, которые попадали в так называемые “горячие точки” начинали верить в бога даже в том случае, если раньше они были убежденными атеистами. В данном конкретном случае религия управляет человеком с помощью подхода доверия, так как человек начинает верить в бога, молиться ему и, соответственно, как бы «доверяет»свою судьбу и жизнь ему, и все это происходит добровольно. Хотя, вынужден признать, можно также взглянуть на эту ситуацию с иной точки зрения, предположив, что религия в данном случае использует подход страха, так как солдат становится верующим вследствие страха быть убитым. Но, тем не менее, подход доверия тут тоже имеет место быть, и, понятно, религия использует подход доверия не только в этой, но также и в других ситуациях.
На мой взгляд, религия руководит человеком более при помощи страха, нежели доверия. Помимо этого, стоит вспомнить о церкви-общественном институте, который является самым ярким примером использования религии как менеджмента. Ни для кого не секрет, что в средние века церковь в европейском мире имела большое влияние и роль в жизни общества. Используя религию, католическая церковь смогла стать выше светской власти в иерархи того времени. Конечно, не стоит забывать о православной, протестантской церкви, или же об иных религиях и их аналогов церковных организаций. В каждой цивилизации церковь имеет и имела свою роль, которая может отличаться от роли католической церкви тех времен. Но все-таки именно католическая церковь является наиболее ярким примером использования религии с управленческой точки зрения, так как католическая церковь смогла встать на высшую ступеньку европейской иерархии тех времен. Католическая церковь, используя страх людей перед господом, смогла воспитать в обществе того времени выгодную ей политическую культуру, благодаря которой в итоге она могла управлять любым сословием того времени, начиная от крестьян и заканчивая чуть ли не королями. При этом, что интересно, сама церковь в глазах людей была той организацией, которой они могли доверять. Ведь именно церковь в то время играла роль штатного психолога. Представители церкви могли выслушать чужие проблемы, оказать психологическую помощь, облегчить или вовсе отпустить грехи. И благодаря своей власти прощать от имени бога, то есть отпускать грехи, и умения представителей церкви работать психологами, эта организация смогла включить в концепцию своего менеджмента не только аспект страха, но и доверия.
Пусть даже доверие в данном случае строится на том, что церковь может избавить человека от страха, который заключался в том, чтобы быть наказанным богом. И, используя религию в том ключе, что описан выше, церковь в итоге стала полноценным общественным институтом, который, в сущности, имел функцию формирования мировоззрения и политической культуры общества, что, в свою очередь, позволяло церкви управлять общественным мнением на те или иные вопросы. А подобное управление, в свою очередь, можно попробовать вывести едва ли не в отдельный подраздел менеджмента наряду с государственным управлением, так как, конечно, предполагается, что у религиозного управления существует своя специфика, которая может как во многом сходиться в чём-то с классическим менеджментом или государственным управлением, так и расходиться. И хотя роль церкви в современном мире значительно упала по сравнению с средневековьем, нельзя сказать, что религиозное управление стало частью истории.
Подводя итоги, могу сказать, что на примере католической церкви мы рассмотрели, какими принципами руководствуется управление при помощи религии и насколько оно может оказаться эффективным.