Данный канал уже не раз обращался к теме использования пайки припоем в производстве автомобильных кузовов. Время снова вернуться к ней, теперь уже на конкретном примере.
Завешены работы по очистке кузова ГАЗ-21УС 1967 года выпуска, в родной краске и без следов сварочных ремонтных работ. Машина достаточно поздняя, но, как и положено этой модификации, кузов был на заводе опаян свинцово-оловяным припоем (напомню - на валовых машинах к тому времени вместо припоя уже использовались наплавляемые синтетические материалы, предшественники современных шовных герметиков).
После пескоструйной обработки припой хорошо виден на фоне стали по более светлому тону и характерной фактуре. Припоя на кузове достаточно мало, в основном места его нанесения симметричны друг относительно друга, что указывает на то, что припой использовался в соответствии с принятой на заводе штатной технологией, а не для устранения случайно возникших дефектов, и при этом не является результатом ремонта последствий аварии.
Одно из основных мест нанесения припоя - основание стойки лобового стекла (слева на нём набит номер кузова):
Сами стойки лобового голые, потому что эта машина имела с завода "люксовый" декор, который перекрывает стыки панелей на них и делает обработку их припоем ненужной. У валовых машин раннего выпуска, стойки имели два шва и были полностью опаяны, но с появлением в 1962-63 году цельноштампованной боковины кузова часть швов и стыков удалось ликвидировать, и необходимость в ручной отделке швов боковины была сведена к минимуму.
Далее, для симметрично расположенных пятен припоя будут приводиться фотографии только с одной стороны.
В верхней части стоек лобового также есть заполненный припоем технологический стык в месте соединения стойки с рейкой крыши (его расположение видно по продолжению на водосточном желобке).
Видимо, здесь также расположен стык между частями стойки.
То же самое видим в нижней части центральной стойки - там тоже расположены стыки между порогом и самой стойкой.
Довольно много припоя нанесено в задней части проёма задней двери, а также в местах стыков панели крыши и панели, к которой крепится заднее крыло.
С правой стороны - то же самое. Под этим оловом - стыки панелей.
Место, в котором панель крыши сплошным швом приварена к проёму дверей. Этот стык на собранной машине прикрыт молдингом, поэтому его не опаивали, а просто зачищали. Такие же швы есть, скажем, у всех автомобилей General Motors с подобной формы кузовами. На ранних машинах водосток был более коротким, и шов был намного длиннее, что повышало трудоёмкость. У валовых поздних машин водосток доходил до самого крыла и никакой дополнительной обработки этого стыка не требовалось.
Назначение этих маленьких пятен припоя у основания задних фонарей мне не известно, но они расположены симметрично с обеих сторон. Как видите, расположенный выше них стык панелей с завода не обработан (на ранних машинах его опаивали, и в итоге мы сами пропаяли эти стыки перед окраской, уж больно они выделялись).
Навесные детали кузова уже у маляров, их очищали раньше. Впрочем, на них припоя практически и не было.
Напомню, что данная технология была стандартным средством обработки сварочных швов и стыков отдельных панелей в сороковые - пятидесятые годы и широко использовалась по всему миру. Начиная со второй половины пятидесятых её использование стало уменьшаться, пока к концу шестидесятых не свелось к малосерийным представительским автомобилям.
Также см. статью с фотографиями того, что находится под всем этим припоем на раннем кузове ГАЗ-21.